Апр 27 2010

Оттуда не возвращаются

Category: Оттуда не возвращаютсяadmin @ 21:20

Вступление

Можете не писать, не пишите!

Представленная в работе информация в первую очередь адресована тем, кто уже обладает определенным опытом занятий айкидо. Считаю, что только определенный личный опыт способен оценить достоверность и глубину представленных в ней идей, как оказывается, о малоизвестных сторонах практики айкидо, применить их для координации направления личных тренировок и повышения их качества. Однажды столкнувшись с айкидо и приступив к тренировкам, я с огромным энтузиазмом посещал семинары всех приезжавших в Барнаул мастеров айкидо, как европейцев, так и японцев, выезжал на стажировки в другие города. С течением времени, я открыл для себя, что методика практики айкидо моего учителя Жерара Блэза, отличается от методик преподавания других мастеров. Мало того, в дальнейшем стало очевидным, что направление занятий, проводимых инструкторами нашей группы, отношение к работе по изучению техник со стороны подавляющего числа других учеников, нередко не только не соответствовали, но, в какой-то части, были противоположны направлению, практикуемому Ж.Блэзом. Мне стало интересным «почему так происходит?».

Поиск ответа на этот вопрос в общении с учителями, настойчивыми и преданными последователями айкидо, в литературных источниках, видеозаписях, и, конечно же, в личной практике, поставив передо мной широкий ряд других, не менее интересных вопросов, в итоге привел к определенным заключениям, которые могут показаться интересными людям, предпринимающим аналогичные усилия. Я даю себе отчет в том, что все «новые идеи», которые я попытался изложить, совсем не новы и, конечно же, не мои. В принципе они находятся «под рукой» у каждого, но почему-то мало кто обращает на них внимание.

Как практикующий одну из форм японского искусства, я знаю, что книги не являются основным источником получения о них (искусствах) информации. Однако и я присоединяюсь к мнению, что книга может вдохновить читателя к началу практики какого-либо вида искусства. И что более важно, книги могут поставить перед нами вопросы, способные привести к отказу от устоявшихся, возможно ошибочных взглядов и мнений, дать возможность, на основании своего личного опыта, почувствовать истинное значение окружающих нас явлений. Мне самому более интересна литература по боевым искусствам, в которой, как остроумно подметил В.Хорев, вместо «комиксов» и банального описания «голой» техники, излагаются наиболее общие взгляды на предмет. К ней я отношу работы К.Уесибы, К.Тохея, М.Саотоми, Т.Набуеси, А.Вестбурка и О.Рати, Т.Добсона и В.Миллера, Д.Стивенса, О.Херригеля, Вон Кью-Кита, конечно же, Х.Дейви, из отечественных авторов – А.Попова и А.Долина, уже упомянутого В.Хорева, А.Ларина, А.Маслова и другие. Раскрывая концептуальные основы боевых искусств, их исторические корни, социальную роль, философию, их логику мышления и методику изучения, эти источники информации предоставляют возможность применения в практике собственных занятий опыт мастеров не только других стилей айкидо, но и других видов боевых искусств. Поэтому, представляя мнение моих учителей об айкидо и излагая свои соображения, я, не углубляясь в тонкости механических аспектов технических приемов, практикуемых в нашей школе и представляющих интерес для относительно узкого круга лиц, хочу представить для обсуждения информацию на уровне, на мой взгляд, объединяющем различные школы айкидо.

В условиях современного мирового развития айкидо, характеризующихся появлением большого количества его школ и стилей, возникает очень важная проблема. Одни из их основателей, обогащенные мудростью осознания того, что отличия стилей айкидо находятся лишь в рамках механики движений, смотрят на данное явление философски, не противопоставляя представителей разных направлений друг другу. Однако есть среди них и такие, которые объявляют себя единственными истинными последователями Основателя айкидо. Усложняет эти неоднозначные обстоятельства то, что, несмотря на постоянно увеличивающееся количество людей, преподающих айкидо, никто из них не занимался у Основателя. Более того, многие из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что они сводят свои занятия лишь к наработке мастерства выполнения технических приемов, банальному увеличению их количества. Несмотря на то, что они не могут сделать то, чему учил О-Сэнсэй, среди них есть и такие, которые создают свои собственные техники и начинают учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель айкидо. Немногие имеют желание и силы следовать его учению полностью. На мой взгляд очевидно, что, не принимая во внимание цели и задачи, заложенные в айкидо его Основателем, такие школы, тем самым культивируют лишь свое субъективное представление об этом виде боевого искусства.

Из своего опыта я знаю, что часть людей, приняв решение начать заниматься айкидо, не подозревая о важности выбора инструктора-учителя, выбирают местом своих занятий расположенный близь места жительства спортивный зал. Другие, в стремлении заниматься в лучшем стиле айкидо (если что-то делать, так уж делать хорошо), направляются в широко разрекламированные клубы, обещающие реализовать все возможные мечты в овладении искусством боя. Желание заниматься в лучшем стиле айкидо, так же, как и практичность, проявляющаяся в экономии времени и средств на дорогу в спортзал, объяснимы! Однако опытные мастера боевых искусств, предостерегают, что если при выборе места своих занятий вы будете ориентироваться на его удаленность от дома или объем прайса предоставляемых клубом услуг, существует вероятность того, что вы будете заниматься чем угодно, только не айкидо! Так сложилось, что портрет Основателя айкидо в зале, совсем не гарантирует того, что вам предоставят условия, в которых вы будете практиковать его искусство. Громкие заявления и внешняя атрибутика могут быть весьма обманчивыми! Искренне жаль людей, проявивших интерес к айкидо, но попавших в руки функционеров, которые вместо использования искусства как средства «для изменения практикующих его людей», изменяют само искусство, приспосабливают его к запросам потребителя, неграмотного, своевольного и к тому же способного оплачивать свои прихоти. Те, кто понимают, как над анекдотом смеются над предложениями обучать айкидо с трехлетнего возраста.

Мастера советуют, что для серьезной практики японских искусств, к которым относится и айкидо, выбирают не зал, а учителя.

Один из выводов, к которым я пришел в результате своих занятий, так это то, что айкидо совсем не то, что о нем говорят другие, и даже не то, что я о нем думаю.

Большинство людей проявляют интерес к занятиям айкидо после предварительного с ним знакомства через видеофильмы, популярную литературу, рекомендации или посещения тренировок друзей, уже его практикующих, находясь в эйфории от легкости опрокидывания противников, демонстрируемой мастерами айкидо, восточной философии и присущей ей налета мистики. Парадоксально, но, очень часто, в столкновении предвзятого представления новичка об айкидо с той работой, которую ему предлагают выполнять на тренировках, побеждает мнение новичка, люди трезвеют и очень часто бросают свои занятия. Эта борьба для одних может продлиться два часа (обычное время продолжения одной тренировки), для других месяц. Есть и такие, которые оставляют айкидо после нескольких лет занятий, в конце концов, уступив вызову новой информации, конфликтующей с тем, во что они верят. И тех и других объединяет то, что оставляют они тренировки, к сожалению, так и не приступив к изучению положений, составляющих сущность и предназначение айкидо. Не изменив отношение к занятиям айкидо, перенесенное на них со школьных уроков физкультуры и тренировок в спортивной секции, где задачи ограничиваются, в основном, тренировкой тела, не подступив к вопросам внутренней работы, без которых практика боевых искусств остается лишь формой физической активности, оставляющие занятия продолжают судить об айкидо со своих личных невысоких позиций! Не побывав там, откуда не возвращаются, ничего не приобретя, нисколько не углубив свое представление об этом, коренным образом отличающемся от других видов боевых искусств, они считают себя в праве на критику айкидо, оправдывая свои лень и испуг перед распахнувшейся бескрайностью Пути, чаще всего, неэффективностью техник айкидо в боевом применении.

Для того чтобы найти решения бездны частных проблем о выборе зала, инструктора, о прикладном значении, условиях технического совершенствования, для того чтобы не завязнуть в бесконечных разбирательствах «чей стиль круче?» и многих, многих других, мне представляется важным первоначально определиться по общим вопросам «что такое айкидо?», «что айкидо имеет общего и чем оно отличается от единоборств, от боевых систем, от других видов японских искусств?», «в чем состоит практика айкидо и его изначальное предназначение?», а также «для чего важно знать на них ответы, тем, кто изучает айкидо?»

В целях определения истинного предназначения айкидо, самым логичным мне видится обращение по спорным вопросам к мнению его Основателя – Морихея Уесибы.

Вот с таким предварительными замечаниями, я представляю взгляды на айкидо моих учителей – японца Мишио Хикитсучи и француза Жерара Блэза. Все приложенные к ним комментарии прошу рассматривать как обобщение и систематизацию полученных из различных источников материалов.

Вместе с тем, эта работа и о том, как лично я воспринимаю айкидо, конечно же, с позиций моего сегодняшнего уровня практики. Другие в том, что я чувствую, не виноваты.

Отдавая дань уважения своим учителям, хочу и со своей стороны приложить усилия к раскрытию и сохранению уникального опыта практики будо, подаренного нам мастером Уесибой.

Буду рад, если изложенная мной информация, поможет кому-то преодолеть трудности начального периода занятий в айкидо, когда (что скрывать, бывает) от того, что не получается повторить казалось бы простые движения инструктора, теряется вера в способность чему-либо научится. Предложив сместить цели тренировки, раскроет ценные качества рутинной, внешне монотонной работы. Расширив горизонты занятий, изменит представление об этом удивительном, необъятном, сложном и потому необыкновенно интересном виде японского боевого искусства. Поможет войти в мир, откуда не захочется возвращаться несмотря ни на какие трудности Пути!


Метки:

Comments (7)

7 ответов на запись “Оттуда не возвращаются”

  1. ольга говорит:

    Здравствуйте,Евгений! Прочитала представленную вами информацию,по поводу которой возникли некоторые вопросы.Как придя к выводу о том,что айкидо, это не то,что вы о нём думаете,можете учить? И зачем берётесь судить о других,если сами не занимались у Основателя и не были в Японии? А что бы определиться в истинном предназначении айкидо нужно читать Морихея Уесибо в подлиннике.

  2. Евгений говорит:

    Здравствуйте, Ольга! Сомневаюсь, что кто-либо, прочитав в подлиннике Основателя айкидо, смог бы повторить его способности! А чтобы ответить на Ваши непростые вопросы я и пытаюсь систематизировать имеющуюся, и не только книжную, информацию на этом сайте!

  3. Helga говорит:

    Интересно звучит «нужно читать Морихея Уесибо в подлиннике» Ольга, а вы читали?

  4. Артем говорит:

    Наткнулся на Вашу страничку и в частности прочитал эту заметку. И почему-то захотелось написать пару строчек. Краем уха слушая начинающих, продолжающих, приходящих в додзе, слыша обрывки разговоров на праздниках и т.д у меня сложилось впечатление что первоначальный выбор человека заниматься айкидо обусловлен как раз тем что вы сказали – близостью или рекламой или друзья подсказали и многое другое. Попадание человека к хорошему преподавателю в большей степени случайность. А дальше – восточный подход – не надо задумывать зачем и почему – первое время необходимо делать как показывают. Выбрал додзе, учителя – пей из этого источника, придет время и все встанет на свои места. Но если вы попали в «неудачное место заняти» то все ваши мысли, размышления ни к чему не приведут – вы пришли к КОМУ-ТО заниматься и должны принять его подход, если есть собственное представление что правильно что не правильно, делать так или иначе – то надо уходить и заниматься самому, собирая вокруг себя единомышленников. Для занимающихся чуть дольше и больше что бы не запутаться в множестве мнений подходов, наверное есть совсем немного «проверялок и контролей». Айкидо – это БОЕВОЕ искусство и проверять тем ли ты занимаешься – это практическая часть, понимаешь ли ты сам что ты делаешь или обманываешь себя. И всегда есть боккен, дзе и танто – которые помогут разобраться и расшифровать технику. А что дальше – это уже дальше. Может быть получилось несколько скомканно, но тут уж как есть, нас учат много не болтать и больше делать, а начинающим и продолжающим лучше правильног опримера ничего быть не может – как только челосвек будет готов понят движение – от сразу же САМ схватит – посмотрит и схватит и это будет его СОБСТВЕННОЕ открытие! Спасибо за возможность немного поболтать.

  5. Фирюза говорит:

    Здравствуйте. Занимаюсь айкидо 19-й год…4-й дан Айкикай, 2 поездки в Японию. в Хомбу на стажировку… Очень рада тому, что есть люди задающие себе и миру подобные вопросы. Айкидо(на мой взгляд конечно же) далеко не то, что мы о нем думаем)))Курибаяси-сенсей( один из мастеров нынешних Хомбу ) на семинаре сказал следующее на вопрос «как надо преподавать айкидо» » так, чтобы у новичка возникло ощущение, что он легко и быстро этим овладеет…у сдавшего на 1-й дан стали возникать сомнения, то ли он делает…а сдавший на 4-й дан пришел в ужас))) от того количества информации, которое только только предстоит усвоить…» Я занимаюсь в классической традиции айкикай, к сожалению, в ней (на мой взгляд) отсутствуют многие ключи. Но я также вижу Мастеров этой традиции, которые искренне ищут ключи.И девиз у японцев простой-ПРАКТИКА… Я только последние 2-3 года стала осознавать во что вообще влезла, при этом у меня достаточный багаж практик саморазвития кроме айкидо. Айкидо в основе своей радикально отличается от других видов боевых искусств. На уровне бессознательных реакций перестраивая тело и психику (это при наличии ПРАКТИКИ)сложно не изучение техники, сложно отказаться от идеи противоборства и соперничества на уровне базовых рефлексов, ведь «абсолютная победа- это когда твой ВРАГ становится твоим ДРУГОМ», А попытки доказать исключительность и правоту какого-либо течения уже)) говорит о соперничестве…Мне поначалу очень было странно видеть «мастеров айкидо» выясняющих кто из них круче))). А потом… Оттуда действительно не возвращаются. И мир Пути бесконечен… Уважаемый Евгений, если будет такая возможность хотелось бы позадавать Вам вопросы. Конечно только после изучения материалов сайта, чтобы не задавать их впустую)))Я только сегодня случайно набрела на ваш сайт))) Удачи Вам.

  6. Евгений говорит:

    Фирюза, спасибо Вам за поддержку! Буду рад обменяться мнениями по самым различным вопросам практики айкидо!

  7. Helga говорит:

    Фарюза, обалденная цитата!!! просто потрясающе. И ведь насколько прав Курибаяси-сенсей…

Оставьте мнение: