Апр 29 2010

Письмо айкидоке или почему Жерар

Category: СтатьиЕвгений @ 20:09

Однажды в «Одноклассниках» я прописался в группе любителей айкидо. Изучил форум группы. И, конечно же, особое внимание обратил в нем на очень интересующую меня тему – «Что, по вашему мнению, составляет сущность айкидо?»

Отметив то, что в постах были представлены распространенные общие фразы о гармонии и самосовершенствовании, и то, как основная тема ветки со времени создания незаметно подменилась и засохла, я попытался выставить на обсуждение свое мнение.

Вполне естественно, что с какими-то идеями, о которых я там рассуждал, люди, изучающие айкидо, встречались и раньше. Мы все-таки рассматриваем одно и то же явление. Однако в том виде, в котором я их выставил, вернее, попытался выставить, они нигде опубликованы не были и уж на этом форуме точно. Впервые засвечиваясь на интернет-форуме, я предполагал услышать критические замечания, готовился к нелицеприятной форме их высказывания. И все же был удивлен тому, как «в духе айкидо», забыв все предыдущие высказывания о любви и гармонии, за то, что человек излагает свои мысли, не совпадающие с другими, пытается быть последовательным и понятным для большинства, уходит от употребления слова «ж…па» и уважительно относится к своему учителю, был тут же включен друзьями айкидоками в черный список и бесславно изгнан из группы.

Не скрываю, был разочарован тем, что ни участники группы, ни ее модераторы не стали обсуждать тему о сущности айкидо на предлагаемом мной уровне. Думаю, скорее потому, что оказались не готовы.

Позитивным итогом похода к любителям айкидо стало обобщение моего понимания сущности и предназначения создания айкидо, в результате возникшей личной переписки с одним из участников группы.

Огорченный моей настойчивостью в отстаивании своих взглядов и отказом заниматься айкидо в компании его хороших знакомых, преподающих в Барнауле, до желания ударить меня при личной встрече, впоследствии он согласился с возможностью их существования. Как мне кажется, мы расстались с ним сотрудниками на Пути изучения этого вида боевого искусства, и у него исчезло желание меня бить. Надеюсь, что мои учителя могли бы за это мной гордиться.

Вот с такой предысторией, размещаю ниже свои мысли о предназначении и целях создания айкидо, заложенных в них его Основателем Морихеем Уесибой. По очень важным вопросам, позиция по которым, в конечном итоге формирует всю личную практику его изучения. Делает ваши тренировки, независимо от принадлежности к стилю и школе, занятиями айкидо, либо – не айкидо.


Здравствуй, Владимир!

Все мои рассуждения об айкидо в первую очередь направлены на то, чтобы сформировать ориентиры своей собственной практики. Это мое личное дело, я никому их не навязываю, но и не скрываю от тех, кому они интересны.

Тебе наверняка известны противоречивые мнения об айкидо. Те, кто только начал заниматься, часто желая возвысить себя перед своими знакомыми, а может быть и в своих же глазах, изо всех сил хвалят айкидо. Не видя границ в своей эйфории, они тем самым оскорбляют другие боевые искусства, настраивают против айкидо их представителей. Не будучи способными эффективно что-либо продемонстрировать, и в самом деле дают поводы для отношения к айкидо как к оздоровительной гимнастике или танцам. Зачастую, даже нисколько не приблизившись к пониманию сути айкидо, бывшие энтузиасты бросают свои занятия и, судя об айкидо со своих невысоких позиций, становятся ярыми критиками того, чем еще недавно восхищались.

Мнение представителей других боевых искусств о том, что айкидо не заслуживает серьезного внимания из-за отсутствия прикладного значения, тебе также не должно быть в новинку.

Истина, как обычно, где-то посередине!

В принципе все, о чем я хочу сказать, давно известно и нового, действительно нового, сказать невозможно. Можно говорить лишь об опыте своего продвижения по Пути айкидо и тем самым помогать преодолевать его трудности тем, кто не оставляет свои занятия.

Чтобы шагнуть вперед, предлагаю немного отступить и посмотреть на айкидо со стороны, как на один из видов японского искусства – один из видов практики Пути. Подчеркну, японского искусства! К сожалению не все это могут сделать, так как для этого нужен кругозор, философская база и личный опыт занятий!

Несколько лет назад мне в руки попала книга Х. Дейви «Искусство и Путь по-японски. 45 дорог к медитации и красоте». Идеи, высказанные в ней, произвели на меня большое впечатление, подвели к противоречию, разрешение которого дало потенциал продвинуться вперед. В обобщенном виде их можно представить следующим образом: Уесиба не придумал ничего нового! Концепция Пути и формы ее практики (в т.ч. и боевые искусства), мягко говоря, существуют уже давно. Однако в чем же заслуга этого человека? Почему айкидо занимаются миллионы людей по всему миру?

Как я уже говорил, прежде чем выносить айкидо в особый ряд, крайне важно, осознать, как айкидо связано с другими японскими искусствами и практиками Пути. И повторю еще раз, являясь одной из форм японских искусств и практики Пути, айкидо имеет нечто общее не только с мгновенным выхватыванием меча и виртуозным его использованием, но и с не менее виртуозным владением кистью для каллиграфии, составлением букетов, выращиванием миниатюрных деревьев, приготовлением чая. Вполне заметно, что это «нечто» выходит за рамки укрепления здоровья и овладения навыками самообороны.

Отношение к технике не как к конечному результату практики айкидо, а как к инструменту воздействия на личность практикующего, ставшее для меня откровением на определенном этапе тренировок, оказалось вовсе не новым. Воззрение на технику как на инструмент, как на средство воздействия, является атрибутом любой формы практики Пути, и используется японской культурой для достижения определенных целей уже на протяжении многих веков. Продукт действий, производимых в практике японских искусств, будь то безукоризненно выполненный бросок в айкидо, шедевр работы по каллиграфии, букет цветов, вкус чая и атмосфера его распития, несомненно, представляет определенную материальную или культурную ценность, но никогда не бывает главной целью этой практики.

По мнению мастеров японских искусств, главное свойство для всех них, заключается в меняющем воздействии на личность практикующего. С помощью молота и горна, возможно, придать самую различную форму стальной болванке, можно изменить и ее физические характеристики. Предназначение японских искусств состоит в целенаправленной трансформации того, что нельзя потрогать руками – внутреннего состояния человека, в приведении этого состояния в гармонию с окружающим естеством Жизни. Японские искусства – это инструмент, позволяющий нам заглянуть и лучше узнать нашу собственную душу. Вот это и есть то самое «нечто», объединяющее так внешне непохожие друг на друга айкидо, кендо, шодо, чадо, кадо, бонсай и другие виды японских искусств. Именно в этом качестве заключаются их неосязаемые, нематериальные сила и ценность, дарующие им многовековую востребованность и обеспечивающие мировое признание.

Поэтому заслугу Основателя айкидо я вижу, с одной стороны, в том, что в созданном им виде боевого искусства он сохранил то, что на протяжении тысячелетий пытаются донести до человечества все искусства – знания об единстве человека с окружающей Природой, Вселенной и их Творцом, о способностях к творческому созиданию, присутствующих человеку вследствие этого единства, и проявляющихся при условии соответствия его действий законам Мироздания, законам Гармонии. В этом значении айкидо, будо, чадо, кадо, кодо, икебана и другое – одно и тоже! В этом смысле становится понятной мечта О-сэнсэя, о том «чтобы все люди на Земле занимались айкидо», в прямом значении слов кажущееся неисполнимой!

С другой, в том, что в существовавшие до него разрушающие виды боевых искусств он внес новые цели и форму действий. Гением Мастера Уесибы, искусства убийства и разрушения, в айкидо превращены в искусство защиты и созидания – созидания отношений, позволяющих бескровно, и, даже без унизительно, причем, для обеих конфликтующих сторон, выходить из не просто затруднительных, а смертельных ситуаций. Неповторимая индивидуальность айкидо проявляется и в новой форме практикуемых техник, созданных Основателем, и в качестве передаваемой через них информации. Сам же он скромно утверждает, что с помощью богов, лишь восстановил то, что было известно древним мастерам будо, но было утеряно.

Вот только теперь, после определения общих черт айкидо с другими видами японского искусства, необходимо вспомнить, что айкидо имеет свои черты, отличающие его от других искусств и боевых искусств в том числе.

Обычно отличия техники айкидо по отношению к приемам дзю-дзюцу, в которые айкидо уходит своими корнями, характеризуют широкими круговыми движениями, использованием силы атаки противника.

Однако для того, чтобы почувствовать отличия механики движений айкидо от других боевых искусств, боевых систем и единоборств, необходимо осознать суть различий второй части, составляющей технику – смысл заложенного в нее духовного послания. Именно этот смысл является определяющим по отношению к механике. Этот смысл в конечном итоге и формирует технику. Во всех других боевых искусствах, результат применения техники направлен на убийство и разрушение. В иайдо, например, меч вынимается только лишь с этой целью. Даже в спортивных дисциплинах, где соперников не убивают по условиям правил, это все же предполагается. Идея убийства создает в них технику.

Увидеть выдающуюся заслугу Основателя айкидо, состоящую в грандиозном изменении целей боевых искусств, рассмотреть совершенно иной созидающий, а не разрушающий характер выполнения техник дзю-дзюцу, айки-дзюцу, перенесенных в измененном виде в айкидо – дело тонкое, не для всех уловимое!

Вот эти, внешне неуловимые изменения в технике и непонимание того, что техника искусства состоит не только из видимой, механической части, но и чего-то еще, послужили основанием тому, что среди критиков айкидо есть и такие, которые, отнимают у М.Уесибы заслугу в создании нового вида боевого искусства, и даже обвиняют его в наглом воровстве и переименовании на свой лад стиля айки-дзюцу у его учителя С.Такеды. Да, есть и такие.

Не желая никого оскорбить, с полной уверенностью могу сказать, что никто не знает, и точно не скажет, что такое айкидо! Все попытки определить и сформулировать его смысл будут раскрывать только уровень личного восприятия, а с течением практики он постоянно меняется. Должен меняться, исходя из предназначения практики любого вида японского искусства. Было время, когда я сам говорил, что айкидо – это искусство борьбы с использованием болевых заломов рук. Несмотря на то, что сейчас, как ты можешь заметить, я думаю иначе, совершенно уверен в том, что и это представление, не является окончательным.

Мой учитель Жерар Блез считает, что практика айкидо должна быть направлена на достижение состояния, пережитого его Основателем. Только уровень опыта О-сэнсэя способен передать его восприятие и отношение к тому, что он назвал айкидо. Только это направление практики боевого искусства можно считать айкидо. И только оно способно открыть в нас те удивительные способности и силу, которые демонстрировал этот человек.

Поддерживаю мнение о том, что, несмотря на широкое уже в течение более полувека распространение айкидо по всему миру, никто, из практикующих этот вид японского боевого искусства, не смог повторить способности, продемонстрированные его Основателем – Морихеем Уесибой.

Удивляюсь тому, что многие, обратившиеся к айкидо в желании обрести такую же удивительную силу, совсем не стремятся в точности следовать установкам этого человека. Не повторив его достижений, предпринимают активные попытки по «улучшению» айкидо и при этом учат вещам, совершено противоположным тем, о которых говорил Основатель. Немногие имеют желание и силы следовать его учению полностью.

Сожалею о том, что непонимание предназначения айкидо зачастую приводит к подмене целей его создания и в итоге к потере найденного упорным трудом направления занятий, утрате средств и методик тренировки, раздиранию объединяющего все и вся вида практики Пути на множество противоречащих друг другу стилей.

Несмотря на всю сложность ситуации, я уверен, что ее позитивное разрешение вполне возможно. Общие принципы и закономерности изучения японских искусств учат, что в практике каждого их вида заключен ключ к пониманию послания, зашифрованного в нем их основателями. Все секреты айкидо неподкупно бережет практика. Практика – единственный способ, дающий возможность пережить опыт Основателя айкидо, и, следовательно, наиболее близко подойти к его пониманию смысла, созданного им боевого искусства.

По-другому узнать, что такое айкидо, нельзя. Но именно этот путь прошел Морихей Уесиба, показав и доказав, что это возможно. Именно это он предлагает сделать нам.

Все эти теоретические выкладки, о которых можно говорить еще очень долго, в методике изучения айкидо Ж.Блеза, имеют практическое выражение.

Отдавая дань уважения своим учителям, хочу обратить внимание на то, что это те люди, которые способны поставить между очень общим определением цели практики айкидо – пусть будет гармония – довольно конкретные и понятные ориентиры наших занятий! Мне повезло, своим отношением к айкидо они помогли мне обратить внимание на некоторые вещи, изменившие подход к работе на тренировках! Это конечно не совсем просто, но все же более конкретно, чем абстрактные «гармония», «духовный путь развития» и т.п. особенно для тех, кто только приступил к тренировкам.

Поэтому и я предлагаю за сложными понятиями поискать более простые образы!

Та часть айкидо, к чувственному восприятию которой подошел я, и пытаюсь развивать в своих тренировках, это притягивание и ведение партнера. Это то, что исходит из техники, т.е. из жестов, механики. Именно поэтому точность техники, безусловно, важна! Именно поэтому вопрос о прикладном значении айкидо не имеет смысла! Если его – прикладного аспекта – нет в технике, значит это не техника айкидо и точка, и не нужно больше к этому возвращаться! (Кстати, одна из самых посещаемых тем на форумах – прикладное значение айкидо!) Точность техники важна для меня и потому, что без нее нельзя почувствовать того, как можно вести и притягивать партнера.

А чтобы притянуть партнера, мало выполнить жест. Надо чтобы этот жест соответствовал общим целям айкидо! Гармонии?! Да это так, но как это, в такой формулировке, трудно использовать применительно к тренировке! Учитель подсказывает: «нужно быть расслабленным и не иметь ничего против партнера» или «чтобы партнер пошел за тобой, нужно быть искренним»! Согласись, что это очень отличается от – «руку выше», «ногу правее». Этот не механический аспект невозможно описать, его можно только почувствовать, принимая технику от учителя, от того, кто опытнее тебя! Это и есть проявление той самой внутренней работы, о которой много и неконкретно говорят.

В моих ощущениях это проявляется примерно так: я не чувствую усилий Жерара при выполнении им на мне техники, даже очень мощных бросков; я падаю даже в том случае когда он опускает бокен (язык не поворачивается сказать – рубит), находясь от меня в нескольких шагах; я не могу подняться даже когда он меня не держит! Вот это мне сейчас очень интересно! Этому хочу научиться!

Не многие, но есть мастера, которые могут продемонстрировать (причем не только в айкидо) подобные способности. Однако не все могут, может быть не хотят, их объяснить и тем более научить. У Жерара Блеза есть методика, он ее не скрывает. Именно поэтому Жерар!

Извини за многословие! Хочется быть как можно более точным, не провоцировать разночтений и показать логику рассуждений!

Вот теперь, после того как очертил основы моей позиции, я мог бы ответить на все интересующие вопросы.

Всего доброго! Удачи!

Comments (1)

Один ответ на запись “Письмо айкидоке или почему Жерар”

  1. Иайдо форма « О чем говорят блогеры говорит:

    [...] Евгений пишет: Концепция Пути и формы ее практики (в т.ч. и боевые искусства), мягко говоря, существуют уже давно. Однако в чем же заслуга этого человека? Почему айкидо занимаются миллионы людей по всему миру? Как я уже говорил, прежде чем выносить … В иайдо, например, меч вынимается только лишь с этой целью. Даже в спортивных дисциплинах, где соперников не убивают по условиям правил, это все же предполагается. Идея убийства создает в них технику. Увидеть выдающуюся заслугу Основателя … [...]

Оставьте мнение: