Май 19 2010

Митцуги Саотомэ: Принципы Айкидо

Category: БиблиотекаЕвгений @ 19:40

Митсуги Саотоме

Принципы Айкидо

Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные идеалы.

Айкидо учит простому секрету – чтобы улучшить жизнь надо улучшить себя. Айкидо не дает никаких иллюзий, имеет значение только Ваше существование и Ваш потенциал как человеческой личности. Помните что Вы – это часть Вселенной. Разрушить свою жизнь или зря потратить ее значит уничтожить часть Вселенной. При рождении Вы получаете ключ, открывающий дверь на небо. Основная цель жизни каждого человека – использовать этот ключ, сделав свою жизнь проявлением высшей жизни. Это в наших силах. Митсуги Саотоме, один из лучших учеников Морихеи Уешиба, Основателя Айкидо, объясняет философский и практический аспект этого популярного боевого искусства, в котором основное значение придается гармонии и мирному урегулированию конфликтов. Более тысячи фотографий иллюстрируют базовые принципы и технику, в том числе формы с использованием деревянного меча, палки и формы техники без оружия. Читатель получает рекомендации по необходимой физической, умственной и духовной подготовке к занятиям и путям применения мудрости Айкидо в повседневной жизни. Проводятся также лекции самого Основателя. В настоящее время Митсуги Саотоме является ведущим инструктором Центра Aikikai г. Вашингтон. Кроме того, он посещает другие dojo школ Айкидо Уешиба по всем соединенным штатам, а также проводит семинары и учебные сборы.

От редактора

Эта книга создана частично на основе перевода текста, написанного на японском языке Саотоме Сенсеем, и частично на основе записи и формализации материала, продиктованного им мне. Я надеюсь, что мне удалось совместить обе составляющие содержания этой книги. Для меня участие в создании этой книги было большой честью и привилегией. Я надеюсь, что читатель тоже почувствует свою исключительность, получив возможность воспринять для удовольствия, понимания и практического применения мудрость Саотоме Сенсея и его уникальный взгляд на изучение Айкидо. Читатели, недавно познакомившиеся или незнакомые с Айкидо возможно захотят прочитать словарь терминов в конце книги перед чтением текста, чтобы познакомиться с характерной для Айкидо терминологией. Другие же, в большей степени знакомые с Айкидо, могут обращаться к словарю по мере необходимости. Айрин Веллингтон

1. ВВЕДЕНИЕ

Меня беспокоят конфликты, которые, как я вижу, возникают между разными стилями и школами Айкидо. Люди спорят о том, чья школа правильнее, чья представляет истинное учение О-Сенсея. Некоторые из этих школ стараются оправдать название АЙКИДО, как будто дело именно в этом. Мне это кажется совершенно несущественным. Никто не может быть точной копией О-Сенсея. Аналогично, занимающиеся Айкидо представители следующего поколения не могут быть точными копиями своих учителей. Что же получится если каждый, становясь Учителем Айкидо, будет стараться основать свое собственное направление при лишь поверхностных различиях в стиле? Тысячи враждующих школ, каждая из которых утверждает, что только она представляет истинное Айкидо? Где в этом система или гармония?

В Айкидо только один принцип – универсальная реальность жизни. Все люди как живые существа по своей природе владеют основным секретом Айкидо. Цель Айкидо – способствовать улучшению человеческой жизни, расцвету и укреплению духа и улучшать мир, улучшая людей. Айкидо существует в соответствии с этим принципом и для этой цели, независимо от стиля движения и деталей техники, входящих в систему обучения. Если принцип и цель существуют, любая техника может быть отнесена к Айкидо. Если они отсутствуют, Айкидо отсутствует тоже.

Многие разные инструкторы Айкидо написали многочисленные руководства по технике Айкидо. В некоторых из них приводятся примеры ката, в которых используется ken (меч) или jo (150-cм палка), в некоторых детально рассматриваются ката без оружия. Ученики могут обнаружить совершенно различные серии движений, представленные под одними и теми же названиями; особенно это касается ката с оружием. Это может смутить учеников. Кто из Учителей прав? Какой способ выполнения ката правилен? Каков точный способ выполнения ката? Мне кажется, что все разные способы правильны, и при этом ни один нельзя назвать единственно верным. Я рассмотрю здесь много специфических форм техники для работы как с оружием, так и без оружия. Но я представлю их здесь не с целью привести точные описания ката; существует много признанных способов выполнения ката. Я выбрал те формы техники, которые, как мне кажется, раскрывают важные моменты Айкидо. В конце концов, мы учимся не для того, чтобы достичь полного совершенства в рукопашной схватке или в работе с палкой. Мы учимся не для того, чтобы стать мастерами по работе с мечом. Мы изучаем Айкидо.

Когда я был uchi deshi О-Сенсея, я ездил с ним на многие семинары и лекции. В этих случаях, как и в течение всего времени, пока я был учеником, я много работал с ним, выполняя ukemi. В то время, когда я имел возможность наблюдать его систему обучения, он практически никогда не учил конкретным формам. Он считал своей задачей изучение budo и духовного аспекта Айкидо, а не частных особенностей формы. Он не делал различий в технике работы с оружием и без него, и свободно переключался с одной на другую. Он хотел показать основу построения техники и основные пути связи ее разных форм. Форма была просто средством представления занимавшей его высокой истины. Я старался сохранить этот подход. Читатель заметит, что многие формы техники без оружия даются в паре с формами с оружием, что они сходны и основаны на одних и тех же движениях. Я не хочу описывать технику. Я хочу поделиться с читателями своим пониманием сути Айкидо.

У О Сенсея было много близких учеников (uchi deshi), которые занимались у него в разные периоды его жизни, в разных местах и в течение разного времени. Каждый uchi deshi О Сенсея внес из его учение свои собственные взгляды и отразил его через свою личность; воспоминания о системе обучения О Сенсея различны и уникальны для каждого ученика. Став в свою очередь Учителями, эти uchi deshi стали передавать дальше в первую очередь те элементы учения О Сенсея, которые лучше всего сохранились в их памяти. Многие ученики О Сенсея занимались не только Айкидо, но и другими искусствами и дисциплинами, в дальнейшем они использовали свои дополнительные знания для увеличения своих возможностей в Айкидо. Особенности личности, интерпретации и восприятия, разные воспоминания об учении О Сенсея в совокупности давали каждому индивидуальный стиль занятий Айкидо и собственные методы обучения.

Но сам по себе никакой стиль – никакой набор форм – не есть Айкидо. Айкидо можно представить себе как язык. У него есть своя грамматика и правила, но грамматика очень широкая и свободная. Подобно языку, оно проявляет бесконечные возможности творческого использования своих элементов и очень высокую пластичность структуры. В моем понимании мечтой О Сенсея при создании Айкидо была мечта о мире на Земле, о прекращении агрессии в человеческом обществе, о том, чтобы люди учились быть лучше. Я не вижу в этом ничего, что бы мешало разным стилям Айкидо сосуществовать и действительно взаимно совершенствоваться в процессе воплощения мечты О Сенсея в жизнь. Я очень хотел бы, чтобы эта книга помогла людям лучше понять роль О Сенсея в создании Айкидо способствовала об единению, а не разделению общества занимающихся Айкидо. Мне бы хотелось надеяться, что все, кто изучает Айкидо, поймут, что мы все идем по одному Пути и стремимся к общей цели.

В моем сердце живет ощущение, что О Сенсей не умер. Воспоминания о нем проявляются во всех моих ощущениях. Его голос и сказанные им слова постоянно звучат в моих ушах. Его любовь ко всему человечеству и мечта о всеобщем мире укоренились в моей душе. Во имя этой любви я предлагаю эту книгу членам всемирной семьи Айкидо в надежде, что мечта О Сенсея о мире будет жить и развиваться.

2. ИЗУЧЕНИЕ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ – ТРЕНИРОВКА УМСТВЕННОГО НАСТРОЯ И ВОСПРИЯТИЯ Показав технику на тренировке группы и наблюдая затем, как ученики ее отрабатывают, я очень часто замечаю, что их движения абсолютно не похожи на те, которые я показал. Они часто не улавливают небольшие, но существенные различия между тем, что знали раньше, и тем, что я показал. Развить в себе правильное и чистое восприятие не так просто, как может казаться. Даже на чисто физическом уровне, имеющиеся у ученика навыки могут нарушить его восприятие. Если людям так сложно воспринять то, что находится у них перед глазами, представьте себе, насколько сложнее почувствовать гораздо менее заметные тонкости, сопровождающие физические движения. Первая задача ученика, начинающего заниматься Айкидо – учиться видеть – воспринимать с открытым сознанием то, что видят глаза, сохраняя при этом духовное восприятие более глубокого смысла техники.

Я верю, что тренировка восприятия способствует успешному овладению базовой техникой. Вы должны стремится не только развивать свою способность четко видеть физическое движение, но также свое умственное и духовное восприятие. Вам необходимо развить свое интуитивное чувство, чтобы понять смысл и внутреннее содержание показываемых учителем движений, понять их умственный и духовный аспект. Я не могу переоценить необходимость точного следования указаниям Учителя.

То, что было увидено, Вы должны шлифовать за счет повторения. Повторение – великий учитель, который покажет Вам Ваши ошибки. Например, в случае, когда Вы отрабатываете suburi (повторные удары) с мечом Вы не обязательно должны хорошо владеть мечом если нужно ударить только пять раз. Сделать же тысячу неправильных ударов невозможно. Ваше тело устанет значительно раньше, чем Вы закончите работу. Но если Вы будете упорно стремится сделать тысячу ударов без остановки, Вы естественным образом научитесь правильно и эффективно использовать меч, поскольку правильные движения – единственная возможность добиться столь большого числа повторений. Только на основе практической работы повысится Ваш уровень владения техникой. Ваш учитель не может ответить на вопросы, задаваемые Вашим телом, через Ваш интеллект. Чтобы освоить Айкидо Вы должны повторять показанные Вам движения снова и снова, пока Ваше собственное тело не научит Вас естественной мудрости движений и не даст Вам возможность воспринять знания, даваемые инструктором.

Накопление знаний и технических навыков не есть цель занятий Айкидо. Вы должны работать над улучшением своего характера, стараясь поднять свое сознание на более высокий уровень. Изучение Айкидо не может ограничиваться отдельно взятой личностью. Нужно развивать свои взаимоотношения с окружающими и понимание других – как на занятиях, так и в повседневной жизни. Такое понимание должно сопровождать развитие Вашей техники. Если Вам безразлично влияние Ваших действий на тело и разум партнера, Вы никогда не почувствуете истинного значения занятий, не добьетесь эффективного владения техникой. Именно поэтому на занятиях важно никогда не причинять боль и не допускать травмы партнера. Травма может помешать человеку зарабатывать себе на жизнь – представьте, например, последствия перелома пальцев для хирурга.

Чувствительность к нуждам окружающих основана на развитии не только пяти знакомых нам чувств, но также шестого и седьмого чувства. Шестое чувство может быть названо интуицией. Это способность смотреть из-под маски собственного лица, улавливая сигналы, посылаемые за пределами физических чувств. Шестое чувство позволяет уловить намерение, осознать действие до начала движения тела. Оно позволяет улавливать чувства других.

Седьмое чувство труднее определить и труднее развить в себе. Оно может быть названо «внутренним вдохновением», но это определение не совсем точно. Говоря о седьмом чувстве, я имею в виду способность чувствовать, как каждое повседневное действие связано с общими законами природы. Например, расширение и сжатие – естественные функции, управляющие процессом нашего дыхания, но на этих же принципах основано возникновение и разрушение галактик. В Айкидо сжатие и расширение составляют важную часть движений тела и могут рассматриваться как основа эффективной техники. Седьмое чувство – это мудрость, позволяющая видеть проявления общих законов природы во в