Май 10 2010

Айкидо предназначено менять людей

Category: ДневникЕвгений @ 16:46

Часть 1 Часть 2

В интернете мне на глаза попался текст диссертации по теме преподавания айкидо. В ее введении отмечалось, что «…в условиях современного российского общества ученик и тренер являются потребителем и поставщиком услуг по физическому воспитанию…», и в связи с этим на нескольких сотнях страниц обосновывалась необходимость задачи «…учитывать интересы и потребности каждого занимающегося…», предлагалось как это сделать, используя «…педагогическую технологию управления мотивационно-ценностной сферой занимающихся айкидо…».

Казалось бы, благородно и политически современно – с помощью научных психологических технологий проникнуть в тайны восточной мудрости. Использовать ее потенциал для соединения интересов занимающихся, преподавателей и государства, учитывая реалии рыночной экономической системы, провозглашенной в нашем обществе.

Вместе с тем, подобная постановка вопроса, отождествляющая ученика боевых искусств с человеком, занимающимся в спортивной секции, сэнсэя с тренером, а практики боевого японского искусства с занятиями спортом, говорит о том, что к айкидо авторы этой работы, кроме того что использовали всемирно известный бренд, не имеют никакого отношения. Для меня очевидно, как неверно определенные авторами исходные условия, проблемы и способы их решения, содействуют появлению адаптированного под их узкие цели еще одного суррогатного вида айкидо. А это значит – к забвению и утрате уникального опыта практики будо, подаренного нам мастером Морихеем Уесибой.

С сожалением отмечаю, что айкидо, построенное в своей основе на объединяющем все и вся принципе, страдает от раздирания на множество противоречивых друг другу стилей. Опасность дальнейшего усугубления и без того неестественного положения стали причинами появления этой записи.

Действительность такова, что к айкидо, вследствие его чрезвычайно быстрого экспансивного развития, относятся как к одному из видов единоборств, причем даже среди тех, кто им занимается. Не все знают, что в первую очередь, айкидо – это форма практики японского искусства вообще. Причем не только боевого! Что айкидо – это воплощение философской концепции Пути и в техниках на татами, и в повседневной жизни человека.

Специалистам же должно быть известно, что в отличие от физкультуры, предназначенной делать человека здоровым, или спорта, делающего его сильным, основной целью любого вида японского искусства, является совершенно другой конечный продукт.

Японская культура показывает, что искусством и практикой Пути могут быть самые различные виды человеческой деятельности при условии, если их характер соответствует определенным требованиям. В числе основополагающих, это то, что с одной стороны, она должна быть направлена на постижение естественных природных законов, по своей сути являющихся Законами Мироздания. С другой, сконцентрирована на приведении своей личной повседневной жизни в соответствие с этими Законами.

В совокупности эти условия в японской культуре использовались для целенаправленного воздействия на личность человека, для формирования его мировосприятия и образа действий. Другими словами, японские искусства – это инструмент духовного развития человека, того, что невозможно потрогать руками, но, в конечном итоге, определяющее качество всей человеческой жизни. Это те самые условия, которые делают культурные традиции Японии бесценными и востребованными в век компьютерных технологий по всему миру.

Обратите внимание на то, с какой тщательностью японцы берегут традиции своей многовековой культуры. Рядом с промышленным производством посуды существует гончарный круг. Без сомнений, шариковая авторучка намного эффективнее кисти и чернил для выполнения записи на бумаге. Однако в Японии до сих пор с удивительной дотошностью сохраняется искусство каллиграфии. Задумайтесь, почему самурайский меч, символ Японии, или как назвал его В.Хорев – «десять веков совершенства», современными технологиями не растиражирован миллионными экземплярами? Почему настоящим мечом – произведением искусства – остается лишь клинок, сделанный вручную? Даже металл для его изготовления, по нашим меркам, добывается дедовским способом – «вручную и через коленку»! Почему человек, создающий такие мечи, объявлен национальным достоянием? Почему, даже ему, позволяется изготавливать не больше двух мечей в год? Как оружие меч архаичен, но, несмотря на это, школы меча существуют по всему свету и в наше время.

Почему? Потому что посуда нужна для приготовления пищи, шариковая ручка – для записей. Для духовного развития человека ничем незаменимыми остаются гончарный круг, кисть для каллиграфии и катана!

Хочу, чтобы было замечено – главной особенностью механизма, оказывающего духовное влияние на человека, практикующего японское искусство, является соблюдение принципа: «НЕ МЫ, ПРИСПОСАБЛИВАЕМ ПОД СЕБЯ ИСКУССТВО, ИСКУССТВО МЕНЯЕТ НАС».

Не секрет, что начальным мотивом к занятиям айкидо является желание приобрести ту силу, с которой восьмидесятилетний старик отбрасывал от себя череду молодых нападающих, удерживал одной рукой бокен, который безнадежно пытались сдвинуть несколько человек.

Чтобы приобрести эту силу, нужно знать о ее источнике, знать и соблюдать условия ее освоения. Для этого занятия айкидо должны соответствовать практике японского искусства и Пути.

Глубина восточной мудрости в совершенствовании личности столь велика, что зачастую современный человек за хранимыми ее способами воспитания не видит логики получения необходимого ему результата. По его мнению, результат предлагаемых ему действий видится нерациональным и даже неадекватным.

Именно этому качеству восточная мудрость обязана присказкам о своей тонкости. По этой же причине во многих школах айкидо из практики исключено «бессмысленное» упражнение «шинкон кишин но хоо». Так, в угоду стремлению не отпугнуть людей, приносящих организациям членские взносы, забывается техника, которую Основатель айкидо выполнял ежедневно.

Многократно упрощая, можно сказать, что заниматься айкидо сохраняя национальные традиции, это тоже самое, что использовать техническое устройство, находящееся в рабочем состоянии, и в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Все знают, невозможно пользоваться телевизором, если из него вынуть кинескоп.

Будет ли правильным, искажая методику практики искусства, надеяться получить нужный результат, ту самую необыкновенную силу, продемонстрированную Основателем айкидо? Конечно …

Читайте весь текст: 1 2

Comments (9)

9 ответов на запись “Айкидо предназначено менять людей”

  1. Akhat говорит:

    Мое скромное мнение по этому вопросу – это вопрос даже более широкий, чем если говорить именно о занятиях айкидо. Думаю, что вопрос касается любого процесса преподавания, а автор упомянутой выше диссертации, ошибся в самом начале своих рассуждений. У каждого корабля есть капитан, и, конечно, кто-то в команде может хотеть, чтобы корабль шел в одну сторону или в другую, но тот единственный человек, который принимает решение, куда именно направить корабль – это только капитан, потому что обладает самым широким кругозором в этом вопросе.

    Роль учителя в процессе обучения во многом схожа с ролью капитана, потому что только учитель, зная предмет намного лучше ученика, может выработать правильный курс, даже тогда, когда ученик считает, что курс задан неверно или вообще не понимает, что происходит. Это можно назвать услугой, но услугой совсем другого толка, чем если мы заказываем, например, подключение к Интернету, и касается это как изучения боевых искусств, так и изучения иностранного языка или тонкостей каллиграфии. И, конечно, в этом процессе важно взаимное уважение.

  2. Евгений говорит:

    Непонимание авторами работы предназначения японских искусств – это хороший повод для того, чтобы заострить внимание на целях практики айкидо! На том, что эти цели могут быть затерты и утеряны! Таких «диссертаций» может быть большое количество! Людям, изучающим айкидо, необходимо уметь противостоять им!

    • Векман Анатолий говорит:

      Я бы не стал писать настолько категорично. Этому есть много причин, хотя с общей идеей статьи я согласен. Во-первых, я бы указал о какой конкретно диссертации идет речь, хотя я то догадываюсь о какой диссертации идет речь. Во-вторых, если диссер защищен и утвержден ВАК, то надо быть осторожным в своих мнениях, поскольку это официальная очень серьезная организация. И в-третьих, тот же автор этой диссертации сам является преподавателем Айкидо, а это уже само по себе требует уважительного отношения.

    • Евгений говорит:

      Анатолий! Это мой личный сайт. Он создан для того, чтобы сформировать и высказать мое личное мнение по вопросам методики практики айкидо. Я имею на это право, также как и упомянутые авторы имеют право на высказывание собственного мнения в своей работе, и Вы – на представление своего суждения в комментариях. Моя точка зрения такова: «Занятия айкидо» становятся занятиями айкидо, если они соответствуют общим принципам практики японских искусств. Таких требований много. В их числе есть такое, которое ориентирует нас на то, что «Настоящие знания и опыт – это не то, что мы получаем из вторых рук!». Я вижу как слепое «уважение» к дипломам, диссертациям и «ВАКам», становится одной из причин того, что под портретом М.Уесибы, преподаются предметы, не имеющие отношения к айкидо – практике До. И такое положение меня это не устраивает! Мой преподаватель в институте однажды иронично высказался по этому поводу так: «Я верил всему тому, что пишут в книгах до тех пор, пока сам не стал их писать!» Лучше меня по этому вопросу сказал Х.И.Дейви в книге «Искусство и Путь по-японски», в главе Посещение занятий или вступление в додзе (http://aikido-metod.ru/2010/05/x-i-dejvi-iskusstvo-i-put-po-yaponski/43/).

  3. Редак говорит:

    А мне кажется, что каждый имеет право на свою точку зрения – и Вы, и авторы этой диссертации. Появление разных толкований сути айкидо можно объяснить различиями между Азией и Европой. Техники с Востока рассчитаны на человека с ментальностью, которая сильно отличается от европейской. Я читала, что ученик, практикующий боевые искусства, может много лет жить рядом с учителем, стирать его одежду, полоть грядки – это для него является Практикой. Европейцы к этому вряд ли готовы. Поэтому, чтобы приспособить (не надо бояться этого слова) айкидо к нашему сознанию, нужны новые подходы. Ваш сайт, как мне показалось, как раз об этом.

  4. Алексей Андреев говорит:

    По этому поводу хорошо сказал Жерар Блез в опубликованном на этом сайте интервью: «Для меня проблема номер один – это то, что практически никто так и не смог достичь уровня Основателя. Если же кому-нибудь это удастся – тогда, пожалуй, Айкидо нельзя будет изменить. Другая важная проблема: несмотря на то, что количество людей, преподающих Айкидо, постоянно увеличивается, никто из них не занимался у Основателя. Более того, большинство из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что кто-то из них начинает учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель…». Мне же как человеку, который занимается сравнительно недавно бывает просто обидно за выбранное боевое искусство, когда вдруг слышишь от практикующих идеи о том, что ни какого «мягкого» пути в айкидо нет, а все, чем занимаются в Сибирской Ассоциации Айкидо под руководством Жерара Блеза, Сосновского и Белошапкина является обманом и надувательством. Буквально вчера услышал о таком мнении омских айкидоков, изучающих направление Кристиана Тисье.

    • Helga говорит:

      «Мягкого» пути действительно нет. Как и обратной стороны Луны:) Видимость зачастую обманчива. И простые вещи более всего бывают сложны к восприятию. По правде говоря, у нас люди часто любят судить о чем-то, ни разу не попробовав.
      Я что-то не припомню ни одного омича на семинаре сенсея Жерара. Либо хоть кого-то из ребят, занимающихся по направлению Кристиана Тисье. В Барнауле во всяком случае точно!

  5. Хохол говорит:

    Доброго времени суток! Прочитав данную статью и проанализировав Ваши коментарии, с Вашего позволения хочу написать своё мнение. все мы занимаемся одним делом, имею ввиду практику айкидо, кто то учится, кто то учит, но прошу заметить каким бы путём мы не шли к познанию всей глубины данного искуства, на вершине нас ждёт одно и то же… Т.к. все мастера высокого уровня схожи в своих техниках, я был на семинарах у сенсеев Жерара Блеза, Кристиана Тесье, Татсунори Имамуры, Йосаке Аракавы, и понял, что на таком высоком уровне они едины в выполнении техники. Но их последователи с начальным уровнем подготовки расхожи в единстве мнений(в Новокузнецке представлены все направления перечисленых сенсеев). Лишь в споре рождается истина, но айкидо это взаимодействие исключающее спорные ситуации, давайте принимать расхожее с нашим мнение как неотъемлимую часть Пути. Спасибо.

Оставьте мнение: