Май 10 2010

Айкидо предназначено менять людей

Category: ДневникЕвгений @ 16:46

Часть 1 Часть 2

Целиком поддерживаю слова сына Основателя айкидо Киссемару Уесиба, высказанные им в книге «Дух айкидо», освещающие проблему сохранения традиций в практике айкидо. «Некоторое время я изучал то, как японские традиционные боевые искусства развиваются за границей. Когда их переносят на чужую почву, то некоторые боевые искусства теряют свои характерные черты, национальные корни и становятся, главным образом, способом тренировки физической ловкости. В конце концов, центр боевого искусства переносится в страны, где воспитывают физически сильных и хорошо технически подготовленных спортсменов. Я не могу согласиться с тем, что это неизбежная участь боевых искусств при их выходе на мировую арену. Что же касается айкидо, то его сутью является уникальная японская философия. И я убеждён, что тот, кто с этим не согласен, не является айкидоистом. Смысл интернационализации не в том, что уникальная традиция становится интернациональной, а в том, что люди, изучающие айкидо, должны изменить свои привычки и примкнуть к традиции».

Надеюсь слова К.Уесибы в защиту сохранения традиций практики японского искусства весомее призыва о внесении современных рыночных, экономических отношений в практику духовного совершенствования? Ведь именно это, по своей сути, предлагают авторы диссертации, возводя ученика и тренера в статус потребителя и поставщика услуг, призывая учитывать все их запросы.

Считаю, что авторы, неверно определив исходные условия для своей работы, не принимая во внимание, либо сознательно устраняя из практики айкидо основной принцип концепции Пути «Практика меняет нас!», лишают себя права называть словом айкидо рассматриваемый ими вид деятельности.

Представьте, что будет, если случайные люди, столкнувшись с трудностями практики искусства, предназначенными как раз для трансформации их личности, желая оставаться приобщенными к практике Пути и иметь основания упоминать об этом в светских разговорах, не захотят заставлять переделывать себя! Будучи платежеспособными, предложат учителю, конечно с компенсацией, убрать из тренировки трудные и бессмысленные упражнения! А учитель, для удовлетворения запросов «адепта», на основании его индивидуальных особенностей, пойдет ему на встречу, обосновывая свои действия тем, что эти люди, продолжая заниматься, будут укреплять свое здоровье, его бюджет и демографию…

В японской традиции это невозможно, у нас получается – да!

Да, портрет Основателя айкидо совершенно не гарантирует того, что в этом зале вам предоставят условия для практики Пути! Отсутствие кинескопа в телевизоре легко заметить и вовремя от него отказаться. Отсутствие в занятиях айкидо принципов практики боевого искусства, определить гораздо сложнее. Новичку это сделать практически невозможно.

Своим призывом к удовлетворению потребностей занимающихся и преподавателей, авторы диссертации подменяют цели японского искусства. Изменив под себя тонко отрегулированную веками систему совершенствования личности, вымарав из нее как ненужные все ценные качества, они предоставляют первоначально искренне заинтересованным людям перевернутые с ног на голову методы ее практики. В итоге, не получив желаемого результата, неудовлетворенные они не находят ничего лучше как обвинить айкидо в неэффективности. Одни из них бросают свои занятия, другие, не повторив способностей Основателя айкидо, предпринимают активные попытки по совершенствованию его учения. Это мы уже проходили!

Продолжая тему о сохранении традиций вековой культуры в практике искусства, в качестве дополнения к инструкции по изучению айкидо, считаю важным отметить то, как опасен перенос инерции повседневного мышления в свои тренировки. Именно на преодоление этой инерции стоит направлять свое внимание при изучении айкидо.

«Я так хочу! Мне так удобней! Я имею право заниматься тем, что мне больше нравиться, больше подходит в силу моих индивидуальных особенностей! Я выбираю предметом своих занятий практику боевого искусства! Я буду заниматься айкидо!» – все это рассуждения, характеризующие свободное демократичное мышление. Ничего плохого в такой модели рассуждений нет. Мы знаем, что развитие индивидуальности поощряют различные педагогические системы.

Однако я знаю, что перенос подобного стиля мышления в восточную практику способен привести к следующему ее продолжению: «Я знаю свои способности и возможности! Я знаю, что они позволяют мне иметь уважение в кругу коллег, друзей и знакомых! Я горжусь этим уважением! Для укрепления этого уважения я буду тренироваться в этом престижном клубе, к тому же так удобно для меня расположенном! Я буду заниматься по такому расписанию! А это технику, заданную для изучения на сегодняшнем уроке, я стану выполнять вот с таким незначительным отличием! И это будет творческим выражением моей индивидуальности в практике искусства!»…

В конце концов, занятия скатывается к повторению того, что человек уже давно умеет и без занятий восточной практикой. Ведь он продолжает действовать так, как уже привык, на основании известных ему своих возможностей. Где же тогда практика Пути? Не ищите, ее здесь нет! О результате таких занятий уже сказано выше.

А практика находится там, где человек с умом ученика свободным от предубеждений, как чистый лист бумаги, старается в точности повторить заданное ему движение. И в совершенно новой для себя работе, поверьте, настоящие учителя восточных искусств найдут, чем озадачить самое самонадеянное сознание, ученик откроет в себе неизвестные ему до этого качества. Не всеми ими можно будет гордиться. Однако продолжая и продолжая выполнять задаваемую работу все лучше и лучше, он сможет научить себя пользоваться только теми, за которые ему никогда не будет стыдно.

На самом деле не все так просто, как здесь изложено. Путь практики искусства бесконечен. Это значит, что изменение себя никогда не заканчивается. От тех, кто намерен продолжать движение по Пути практики айкидо, Путь потребует проявления смелости, упорства и широты души для того чтобы отказаться от того, что приобретено тяжелым трудом, и начать все сначала.

Наставляя в воспитании в себе качества готовности к постоянным изменениям, Митцуги Саотоме, личный ученик Основателя айкидо, а ныне известный в мире боевых искусств мастер, в книге «Айкидо и гармония в природе» вспоминает обращенные к нему слова О Сэнсэя: «Если ты хочешь сделать вдох, ты должен сначала открыть рот, чтобы выдохнуть использованный воздух. Если я дам тебе золото, и ты схватишь его со всей силой, на которую способен, боясь его потерять, ты не сможешь потрогать бриллиант, который я тебе предложу затем».

Описанию характеристик практики японских искусств и Пути, с подробными перечислениями и детальными описаниями, посвящены тома специальной литературы. Однако для того чтобы тренировки в айкидо были и оставались восточной практикой в первую очередь необходимо сознательное подчинение главным из его принципов: «Искусство – инструмент духовного развития человека!», «Не мы меняем искусство, искусство меняет нас!», «Практиковать Путь, значит быть готовым к постоянным изменениям!», «Будь готов отказаться от того, что уже приобретено!»

Это поворотный пункт! Именно эти условия направляют всю практику занятий в нужное русло. Служат надежными ориентирами, не позволяющими сбиться с бесконечно интересного Пути практики айкидо.


Читайте весь текст: 1 2

Comments (9)

9 ответов на запись “Айкидо предназначено менять людей”

  1. Akhat говорит:

    Мое скромное мнение по этому вопросу – это вопрос даже более широкий, чем если говорить именно о занятиях айкидо. Думаю, что вопрос касается любого процесса преподавания, а автор упомянутой выше диссертации, ошибся в самом начале своих рассуждений. У каждого корабля есть капитан, и, конечно, кто-то в команде может хотеть, чтобы корабль шел в одну сторону или в другую, но тот единственный человек, который принимает решение, куда именно направить корабль – это только капитан, потому что обладает самым широким кругозором в этом вопросе.

    Роль учителя в процессе обучения во многом схожа с ролью капитана, потому что только учитель, зная предмет намного лучше ученика, может выработать правильный курс, даже тогда, когда ученик считает, что курс задан неверно или вообще не понимает, что происходит. Это можно назвать услугой, но услугой совсем другого толка, чем если мы заказываем, например, подключение к Интернету, и касается это как изучения боевых искусств, так и изучения иностранного языка или тонкостей каллиграфии. И, конечно, в этом процессе важно взаимное уважение.

  2. Евгений говорит:

    Непонимание авторами работы предназначения японских искусств – это хороший повод для того, чтобы заострить внимание на целях практики айкидо! На том, что эти цели могут быть затерты и утеряны! Таких «диссертаций» может быть большое количество! Людям, изучающим айкидо, необходимо уметь противостоять им!

    • Векман Анатолий говорит:

      Я бы не стал писать настолько категорично. Этому есть много причин, хотя с общей идеей статьи я согласен. Во-первых, я бы указал о какой конкретно диссертации идет речь, хотя я то догадываюсь о какой диссертации идет речь. Во-вторых, если диссер защищен и утвержден ВАК, то надо быть осторожным в своих мнениях, поскольку это официальная очень серьезная организация. И в-третьих, тот же автор этой диссертации сам является преподавателем Айкидо, а это уже само по себе требует уважительного отношения.

    • Евгений говорит:

      Анатолий! Это мой личный сайт. Он создан для того, чтобы сформировать и высказать мое личное мнение по вопросам методики практики айкидо. Я имею на это право, также как и упомянутые авторы имеют право на высказывание собственного мнения в своей работе, и Вы – на представление своего суждения в комментариях. Моя точка зрения такова: «Занятия айкидо» становятся занятиями айкидо, если они соответствуют общим принципам практики японских искусств. Таких требований много. В их числе есть такое, которое ориентирует нас на то, что «Настоящие знания и опыт – это не то, что мы получаем из вторых рук!». Я вижу как слепое «уважение» к дипломам, диссертациям и «ВАКам», становится одной из причин того, что под портретом М.Уесибы, преподаются предметы, не имеющие отношения к айкидо – практике До. И такое положение меня это не устраивает! Мой преподаватель в институте однажды иронично высказался по этому поводу так: «Я верил всему тому, что пишут в книгах до тех пор, пока сам не стал их писать!» Лучше меня по этому вопросу сказал Х.И.Дейви в книге «Искусство и Путь по-японски», в главе Посещение занятий или вступление в додзе (http://aikido-metod.ru/2010/05/x-i-dejvi-iskusstvo-i-put-po-yaponski/43/).

  3. Редак говорит:

    А мне кажется, что каждый имеет право на свою точку зрения – и Вы, и авторы этой диссертации. Появление разных толкований сути айкидо можно объяснить различиями между Азией и Европой. Техники с Востока рассчитаны на человека с ментальностью, которая сильно отличается от европейской. Я читала, что ученик, практикующий боевые искусства, может много лет жить рядом с учителем, стирать его одежду, полоть грядки – это для него является Практикой. Европейцы к этому вряд ли готовы. Поэтому, чтобы приспособить (не надо бояться этого слова) айкидо к нашему сознанию, нужны новые подходы. Ваш сайт, как мне показалось, как раз об этом.

  4. Алексей Андреев говорит:

    По этому поводу хорошо сказал Жерар Блез в опубликованном на этом сайте интервью: «Для меня проблема номер один – это то, что практически никто так и не смог достичь уровня Основателя. Если же кому-нибудь это удастся – тогда, пожалуй, Айкидо нельзя будет изменить. Другая важная проблема: несмотря на то, что количество людей, преподающих Айкидо, постоянно увеличивается, никто из них не занимался у Основателя. Более того, большинство из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что кто-то из них начинает учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель…». Мне же как человеку, который занимается сравнительно недавно бывает просто обидно за выбранное боевое искусство, когда вдруг слышишь от практикующих идеи о том, что ни какого «мягкого» пути в айкидо нет, а все, чем занимаются в Сибирской Ассоциации Айкидо под руководством Жерара Блеза, Сосновского и Белошапкина является обманом и надувательством. Буквально вчера услышал о таком мнении омских айкидоков, изучающих направление Кристиана Тисье.

    • Helga говорит:

      «Мягкого» пути действительно нет. Как и обратной стороны Луны:) Видимость зачастую обманчива. И простые вещи более всего бывают сложны к восприятию. По правде говоря, у нас люди часто любят судить о чем-то, ни разу не попробовав.
      Я что-то не припомню ни одного омича на семинаре сенсея Жерара. Либо хоть кого-то из ребят, занимающихся по направлению Кристиана Тисье. В Барнауле во всяком случае точно!

  5. Хохол говорит:

    Доброго времени суток! Прочитав данную статью и проанализировав Ваши коментарии, с Вашего позволения хочу написать своё мнение. все мы занимаемся одним делом, имею ввиду практику айкидо, кто то учится, кто то учит, но прошу заметить каким бы путём мы не шли к познанию всей глубины данного искуства, на вершине нас ждёт одно и то же… Т.к. все мастера высокого уровня схожи в своих техниках, я был на семинарах у сенсеев Жерара Блеза, Кристиана Тесье, Татсунори Имамуры, Йосаке Аракавы, и понял, что на таком высоком уровне они едины в выполнении техники. Но их последователи с начальным уровнем подготовки расхожи в единстве мнений(в Новокузнецке представлены все направления перечисленых сенсеев). Лишь в споре рождается истина, но айкидо это взаимодействие исключающее спорные ситуации, давайте принимать расхожее с нашим мнение как неотъемлимую часть Пути. Спасибо.

Оставьте мнение: