Май 11 2010

Стенли Пранин: Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

Category: Библиотека,МатериалыЕвгений @ 23:43

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Стенли Пранин

Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

(http://forum.aikidoka.ru/showthread.php?t=1315)

Прозанимавшись айкидо несколько лет и несколько лет посвятив изучению его истории, я постепенно пришел к мысли, которая находится в противоречии с некоторыми расхожими мнениями и утверждениями многочисленных шиханов, по словам которых они много лет изучали айкидо под руководством Основателя.

Я принимал участие в семинарах, которые проводили в США японские учителя, а также несколько раз ездил в Японию, где имел возможность тренироваться у лучших преподавателей.

А моя гипотеза заключалась в том, что то айкидо, которое мы сегодня знаем — это совсем не то айкидо, которое практиковал и преподавал О’Сенсей, а всего лишь одна из многочисленных производных форм, развитых основными учениками, тренировавшимися под руководством Основателя в течение довольно ограниченного периода времени. Это объясняет многочисленные различия в стилях, сравнительно небольшое количество изучаемых техник и отсутствие в современных воинских искусствах составляющей, которая в айкидо Основателя была представлена религией Омото-кё. Я не собираюсь критиковать современные формы воинских искусств—я всего лишь делаю наблюдение, основанное на исторических исследованиях, результаты которых не совпадают с общепринятыми представлениями.

Когда в августе 1977 года я переехал в Японию, лично для себя я решил заниматься айкидо у сенсея Морихиро Сайто в Ивама. В Ивама меня привлекали больше всего упор на жесткость и точность техники, а также включение в тренировочный план работы с айки кен и айки дзё. На это решение повлияло, разумеется, и близость Храма Айки, а также то обстоятельство, что тренировки в Ивама проходили в личном додзё О’Сенсея.

В то же время необходимо сразу пояснить, что я не считал технику сенсея Сайто продолжением техники Основателя—я просто полагал, что сенсей Сайто является хорошим мастером сам по себе. Я относил тогда сенсея Сайто к той же категории известных учителей, что и Коичи Тохея, Содзи Нисьо, Сейго Ямагучи и других, которые обладали высоким мастерством и, вдохновленные Морихеем Уесиба, развили это мастерство в различных направлениях и создали собственные оригинальные методы преподавания.

Хотя японским языком я тогда владел недостаточно свободно, я хорошо помню, что мне удалось высказать сенсею Сайто свои мысли на эту тему и свои сомнения в том, что его айкидо является, как он утверждает, именно тем айкидо, которое преподавал Основатель. Мои выводы основывались на том, что техника сенсея Сайто отличалась от айкидо Основателя, которое я видел в его фильме.

Учитывая то, что я был все-таки его учеником, его изумил мой скепсис и мое несомненное нахальство. Однако он терпеливо объяснил, что причина различий заключается в том, что в фильме представлены техники, предназначенные для демонстраций. Он подчеркнул, что публичные демонстрации техники сильно отличались от того, что О’Cенсей показывал в додзё в Ивама, и настаивал на том, что считает своим долгом точно передавать айкидо Основателя и не имеет никакого намерения создавать «Сайто-рю Айкидо».

Читайте весь текст: 1 2 3 4

Comments (2)

2 ответов на запись “Стенли Пранин: Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?”

  1. игорь говорит:

    Добрый день. Я сам не занимаюсь Айкидо,мне сложно сделать вывод в правильности ваших доводов или опровергнуть их. Я увлекаюсь Буддизмом – не читая книг посвещенных духовной составляющей Айкидо я высказал «свое мнение «,что Айкидо могло возникнуть только из сострадания и это учение могло быть передано только от просветленных существ ,а воспринять его мог только тот кто сам обладал всеоблющим состраданием – в Буддизме это называется абсолютной бодхичиттой .Достигнув такого уровня основатель Айкидо Морихей Уэсиба внешне остался обычным человеком ,но внутренне он стал обладать всеми качествами просветленного существа.Поэтому ему ненужно было обьяснять и разжевывать техники – он показывал основу – семя , а в любом семени заложена вся информация обо всем «растении».Понимание и прогрес ученика полностью зависят от преданности учителю и учению .

  2. Евгений говорит:

    Жизнеописание Основателя айкидо говорит о том, что этот человек, кроме того, что был выдающимся мастером боевых искусств, был к тому же и мудрым философом. Айкидо – отражение действительности, поэтому в нем несомненно можно увидеть проявления Буддизма. Вместе с тем известно, что исторически айкидо имеет в своем происхождении буддистские корни. Однако эта статья лично мне интересна тем, что в ней указывается на то, что практика современного айкидо во многом отличается от того, чему учил Основатель айкидо! Реальность такова, что занимаясь под портретом Морихея Уесибы можно заниматься чем угодно, но только не практикой айкидо! В таком случае желающий изучать айкидо может пройти мимо тех ценностей, которые оно дает, так и не узнав об этом! Испытав разочарование обманутые в своих ожиданиях люди впоследствии зачастую, не имея на это никаких оснований, нелестно отзываются об этом замечательном боевом искусстве. Для меня эта статья – предостережение! Будьте осторожны с выбором зала и инструктора!

Оставьте мнение: