Май 11 2010

Стенли Пранин: Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

Category: Библиотека,МатериалыЕвгений @ 23:43

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Рассмотрим следующее соображение. Если вы придете в додзё любого известного учителя, вы увидите, что движения его учеников очень похожи на движения учителя. И это понятно—они были бы плохими учениками, если бы не старались работать так же, как их учитель. Во время большой демонстрации, в которой принимают участие много людей из разных додзё, всегда можно отличить учеников каждого учителя.

Почему же тогда существует так много различий среди основных стилей айкидо, если все шиханы учились непосредственно у Основателя?

Кто-то говорит о том, что искусство Основателя сильно изменилось с течением лет, и это объясняет различие в технике его учеников, обучавшихся у него в разные периоды времени. Кто-то полагает, что О’Сенсей разных учеников учил по-разному в зависимости от их способностей и характера. Ни один из этих аргументов никогда не казался мне убедительным. А когда много лет назад я обнаружил старый фильм Асаи Ньюс, снятый в 1935 году, я был поражен тем, насколько «современным» было искусство Основателя даже в начале его рождения. Кроме того, Основатель обычно обучал сразу группу учеников, а не кого-то в отдельности, и это обстоятельство опровергает предположение о том, что он преподавал в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Я уверен, что существует совершенно иное объяснение значительному различию в стилях айкидо. Думаю, они возникли потому, что очень небольшое количество учеников О’Сенсея тренировались у него в течение сколько-нибудь продолжительного периода времени. За исключением Ёчиро Иноуэ – племянника Уесибы, Гозо Сиода—основателя Ёсинкан Айкидо, а также Цутому Юкава, учидеси предвоенных лет учились у него максимум 5-6 лет.

Разумеется, этого времени хватало для того, чтобы стать хорошим специалистом, но его было недостаточно для освоения всего арсенала айки будо со всеми его нюансами. Большая часть этих молодых энтузиастов, ставших учидеси, вынуждены были преждевременно завершить свою карьеру в воинских искусствах, потому что поступили на военную службу, и очень немногие из них возобновили тренировки после войны.

То же самое можно сказать о послевоенном периоде. Первыми из послевоенных учеников были такие известные мастера, как Садатери Арикава, Хироси Тада, Сейго Ямагучи, Содзи Нисьо, Нобуёси Тамура, Ясуо Кобаяси, а немного позже—Ёсимицу Ямада, Мицунари Канаи, Казуо Чиба, Сейичи Сугано, Мицуги Саотомэ и многие другие.

Особую группу составляют Синегоби Окумура, Коичи Тохей и Кисабуро Осава, недолго занимавшиеся до Второй Мировой войны и получившие степени мастеров после нее. Достаточно много времени непосредственно с О’Сенсеем не провел никто из них. Возможно, это утверждение покажется излишне смелым, однако давайте обратимся к историческим фактам.

Перед войной базой Морихею Уесибе служило Кобукан Додзё в Токио, но он часто бывал и в районе Кансаи. Одно время у него даже был свой дом в Осаке. За те годы, когда мне приходилось слушать рассказы старых учеников Основателя, мне стало совершенно ясно, что он очень много разъезжал и не менее одной или двух недель в месяц проводил за пределами Кобукан Додзё.

Читайте весь текст: 1 2 3 4

Comments (2)

2 ответов на запись “Стенли Пранин: Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?”

  1. игорь говорит:

    Добрый день. Я сам не занимаюсь Айкидо,мне сложно сделать вывод в правильности ваших доводов или опровергнуть их. Я увлекаюсь Буддизмом – не читая книг посвещенных духовной составляющей Айкидо я высказал «свое мнение «,что Айкидо могло возникнуть только из сострадания и это учение могло быть передано только от просветленных существ ,а воспринять его мог только тот кто сам обладал всеоблющим состраданием – в Буддизме это называется абсолютной бодхичиттой .Достигнув такого уровня основатель Айкидо Морихей Уэсиба внешне остался обычным человеком ,но внутренне он стал обладать всеми качествами просветленного существа.Поэтому ему ненужно было обьяснять и разжевывать техники – он показывал основу – семя , а в любом семени заложена вся информация обо всем «растении».Понимание и прогрес ученика полностью зависят от преданности учителю и учению .

  2. Евгений говорит:

    Жизнеописание Основателя айкидо говорит о том, что этот человек, кроме того, что был выдающимся мастером боевых искусств, был к тому же и мудрым философом. Айкидо – отражение действительности, поэтому в нем несомненно можно увидеть проявления Буддизма. Вместе с тем известно, что исторически айкидо имеет в своем происхождении буддистские корни. Однако эта статья лично мне интересна тем, что в ней указывается на то, что практика современного айкидо во многом отличается от того, чему учил Основатель айкидо! Реальность такова, что занимаясь под портретом Морихея Уесибы можно заниматься чем угодно, но только не практикой айкидо! В таком случае желающий изучать айкидо может пройти мимо тех ценностей, которые оно дает, так и не узнав об этом! Испытав разочарование обманутые в своих ожиданиях люди впоследствии зачастую, не имея на это никаких оснований, нелестно отзываются об этом замечательном боевом искусстве. Для меня эта статья – предостережение! Будьте осторожны с выбором зала и инструктора!

Оставьте мнение: