Май 11 2010

Стенли Пранин: Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

Category: Библиотека,МатериалыЕвгений @ 23:43

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Не следует забывать и о том, что первым учидеси пришлось в конце концов стать инструкторами, потому что росла популярность айкидо и активизировалась деятельность Будо Сеньокай (Общества пропаганды воинских искусств, спонсировавшееся Омото-кё), во главе которого стоял Уесиба. Эти первые инструкторы сами обучались относительно очень недолго и из-за частых отлучек Основателя мало видели его, да и сами нередко находились вдали от основного додзё, занимаясь обучением начинающих.

В период войны и первые годы после нее О’Сенсей находился в Ивама. С начала 1950-х годов он возобновил свои поездки в Токио и район Кансаи. В конце 50-х эти поездки стали более частыми, но никто никогда не знал, где конкретно он будет находиться в тот или иной момент времени. Он делил свое время между Токио, Ивама и любимыми местами в районе Кансаи – Осаке, Камеоке, Аябе, своем родном Танабе и Сингу. Однажды он даже был на Кюсю в Кансю Сунадомари.

Я помню, как сенсей Мичио Хикицучи говорил, что после войны О’Сенсей был в Сингу более 60 раз. Поскольку этот период занимает 12—15 лет, мы видим, что Основатель бывал в Кансаи в среднем 4-5 раз в год.

Внимательный читатель без труда поймет, к чему я клоню. После войны О’Сенсей не преподавал в Токио на регулярной основе.

Даже когда он появлялся в зале, большую часть времени, предназначенного для тренировки, он читал лекции на эзотерические темы, которые лежали полностью выше понимания присутствующих учеников. Основными учителями в Хомбу в послевоенные годы были сенсей Коичи Тохей и нынешний Досю Киссемару Уесиба. Им помогали Окумура, Осава, Орикава, Тада, Тамура и следующее поколение учидеси, которых мы упоминали выше.

Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что Морихей Уесиба в Хомбу Додзё НЕ БЫЛ главным учителем, ежедневно проводящим тренировки. Он появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и часто обучение сводилось к чисто философским рассуждениям. За техническую часть и распространение айкидо в системе Айкикай отвечали главным образом Коичи Тохей и Киссемару Уесиба. Точно так же, как и до войны, учидеси становились инструкторами в клубах и университетах после относительно непродолжительного периода ученичества. В это время происходила и «инфляция данов», и многим молодым учителям очередной дан присваивали уже через год после получения предыдущего, а иногда через очередные даны попросту «перескакивали». Однако это—тема для другой статьи.

Что все это означает? Это означает, что общепринятое представление о том, что после войны айкидо распространялось под непосредственным руководством Основателя, является ошибочным. Львиная доля заслуги в этом принадлежит не Основателю, а Коичи Тохею и нынешнему Досю. Это означает также, что в послевоенные годы сенсей Морихей Уесиба не был серьезно занят ни преподаванием, ни административной работой. Он слишком надолго от этого оторвался и был всецело погружен в собственные тренировки, духовное развитие, поездки и общественную деятельность.

Следует также отметить, что хотя стереотипным образом О’Сенсея является мягкий, добрый пожилой человек, у него были пронзительные глаза и героический характер. Его присутствия в Хомбу Додзё не всегда ожидали из-за его критических высказываний и взрывов темперамента.

Согласно многочисленным непосредственным свидетелям в этом и состоит правда. Ранее я намекал на нее, но лишь недавно почувствовал себя достаточно уверенно для того, чтобы высказать это открыто – из многочисленных источников, близких к Основателю, у меня собралось очень много весомых доказательств.

Я не могу сказать, что эти заметки помогут практикующим айкидо в их тренировках или позволят быстрее достичь своих целей, но я искренне надеюсь, что свет правды в этом важном вопросе поможет всем, имеющим отношение к айкидо, глубже понять, на чем основывать свои суждения.

Я надеюсь также, что такому важному для айкидо человеку, как Коичи Тохей, чья роль в последние годы принижалась или вообще замалчивалась, в конце концов воздадут должное.

1996 г.

Читайте весь текст: 1 2 3 4

Comments (2)

2 ответов на запись “Стенли Пранин: Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?”

  1. игорь говорит:

    Добрый день. Я сам не занимаюсь Айкидо,мне сложно сделать вывод в правильности ваших доводов или опровергнуть их. Я увлекаюсь Буддизмом – не читая книг посвещенных духовной составляющей Айкидо я высказал «свое мнение «,что Айкидо могло возникнуть только из сострадания и это учение могло быть передано только от просветленных существ ,а воспринять его мог только тот кто сам обладал всеоблющим состраданием – в Буддизме это называется абсолютной бодхичиттой .Достигнув такого уровня основатель Айкидо Морихей Уэсиба внешне остался обычным человеком ,но внутренне он стал обладать всеми качествами просветленного существа.Поэтому ему ненужно было обьяснять и разжевывать техники – он показывал основу – семя , а в любом семени заложена вся информация обо всем «растении».Понимание и прогрес ученика полностью зависят от преданности учителю и учению .

  2. Евгений говорит:

    Жизнеописание Основателя айкидо говорит о том, что этот человек, кроме того, что был выдающимся мастером боевых искусств, был к тому же и мудрым философом. Айкидо – отражение действительности, поэтому в нем несомненно можно увидеть проявления Буддизма. Вместе с тем известно, что исторически айкидо имеет в своем происхождении буддистские корни. Однако эта статья лично мне интересна тем, что в ней указывается на то, что практика современного айкидо во многом отличается от того, чему учил Основатель айкидо! Реальность такова, что занимаясь под портретом Морихея Уесибы можно заниматься чем угодно, но только не практикой айкидо! В таком случае желающий изучать айкидо может пройти мимо тех ценностей, которые оно дает, так и не узнав об этом! Испытав разочарование обманутые в своих ожиданиях люди впоследствии зачастую, не имея на это никаких оснований, нелестно отзываются об этом замечательном боевом искусстве. Для меня эта статья – предостережение! Будьте осторожны с выбором зала и инструктора!

Оставьте мнение: