Май 11 2010

Киссемару Уесиба: Дух айкидо

Category: Библиотека,МатериалыЕвгений @ 23:54

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

Киссемару Уесиба

Киссемару Уесиба

Дух айкидо

(http://ex3m.su/post/show/14506/)

На протяжении столетий религии призывали к любви и состраданию, а философские системы благоговению перед жизнью. Однако сегодня мы наблюдаем рост насилия, которое, по-видимому, обладает своей собственной движущей силой, вышедшей из-под контроля человечества. Мир наполнен непримиримыми противоречиями между друзьями и недоброжелателями, добром и злом, угнетателями и угнетёнными. Для того чтобы подавить, разбить и уничтожить противника, используется насилие. А когда цель достигнута, то принимаются за поиски нового неприятеля. Когда прекратится этот круговорот насилия? Как можно преодолеть разногласия, разъединяющие людей? И где та сила, которая сможет залечить раны, нанесённые болью и страданиями?

Предисловие

Весьма примечательно, что в Японии существует древняя традиция боевых искусств (бугэй); первоначально созданная для того, чтобы наносить на поле боя раны врагу и убивать его, она была преобразована в Путь боевых искусств (будо), предназначенный совершенствовать человеческое «я» посредством объединения разума, тела и духа. И уже начиная с XVII столетия Путь меча превращает меч, который убивал, в меч, защищающий жизнь. Этот путь боевых искусств совпадает с Путём чайной церемонии, Путём поэзии, Путём каллиграфии, Путём Будды и многочисленными другими Путями, которые в своём чистом виде, удовлетворяли духовные потребности японского народа.

Тренировка и дисциплина, общепринятые во всех Путях, боевых или культурных, состоят из мастерства трёх уровней: физического, психологического и духовного. На физическом уровне тренировка заключается в овладении формой (ката) — что является нелёгкой задачей. Идеальной формой является учитель; ученик внимательно наблюдает за ним и повторяет его действия бесчисленное количество раз, пока полностью не усвоит форму. Всё совершается молча, без объяснений; бремя учёбы лежит на ученике. Достигнув абсолютного совершенства формы, ученик освобождается от необходимости соблюдать форму. Это происходит потому, что с самого начала в нём начинают происходить психологические изменения. Утомительная, однообразная и монотонная учёба подвергает испытанию преданность ученика Пути и его силу воли и одновременно уменьшает его упрямство, ограничивает своеволие и устраняет дурные привычки тела и ума. На протяжении этого процесса начинают проявляться её или его сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но возникает только после интенсивного и длительного периода обучения.

Духовное мастерство заключается в следующем: эгоистичное «я» становится «я», свободным от эго. В любом виде боевого и культурного искусства свободное выражение «я» блокируется собственным эго. В Пути фехтования ученик должен настолько полно овладеть формой и стойкой, чтобы не оставалось ни единого открытого для атаки противника места (суки). Если такое место возникает, то это означает, что оно создаётся собственным эго. Фехтовальщик становится неуязвим, когда прекращает думать о победе, поражении, получении преимущества, о произведении на противника устрашающего впечатления или о пренебрежении к нему. Когда в уме появляется мысль, пусть даже на одно мгновение, тело застывает и свободное текучее движение утрачивается.

Дзенский монах Такуан (1573 — 1645 гг.) (духовный наставник Ягю Мунэмори (1571 — 1646 гг.), мастера фехтования Дома Токугава), писал в своём коротком трактате «Истинный и чудесный меч Тай-а»: «Как истинный мастер искусства владения мечом, я не сражаюсь чтобы приобрести или потерять, не озабочен победой или поражением, силой или слабостью; не делаю ни одного шага вперёд, и не отступаю ни на шаг назад. Враг не видит меня, и я не вижу врага. Проникая туда, где небо и земля ещё не разделились, где Инь и Ян ещё не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо». Тай-а — мифический меч, дающий жизнь всему — и себе и другим, и сторонникам и противникам, и друзьям и врагам.

Сам Ягю Мунэмори подчёркивает значение преодоления «эго» путём самодисциплины в искусстве фехтования. В трактате, известном под названием «Передача искусства поединка», он пишет о том, что целью обучения боевым искусствам является преодоление шести видов болезней: 1) жажды победы; 2) желания полагаться на технические уловки; 3) желания «покрасоваться»; 4) желания психологически подавить противника; 5) желания оставаться пассивным и ждать, пока противник откроется для атаки; 6) желания излечиться от всех этих болезней.

В конечном счёте, физическое, психологическое и духовное мастерство являются одним и тем же. Лишённое эго «я» является открытым, гибким, податливым, подвижным и энергично действует в теле, уме и душе. Будучи лишённым эго, «я» отождествляет себя со всеми явлениями и людьми, наблюдая за ними не со своей (эгоцентрической), а с их точек зрения. И каждая точка этой бесконечной окружности становится центром Вселенной. Способность видеть существование в неэгоцентричной перспективе является основополагающей для синтоистского самоотождествления с природой, а также тем. что в буддизме называется мудростью, наивысшим выражением которой является не что иное, как сострадание.

Такое мироощущение является сутью всех боевых и культурных Путей японской традиции. И айкидо является современной трактовкой этой сути, доведённой до совершенства гением Мастера Морихэя Уэсибы (1883 — 1969 гг.). Однажды, когда он выступал с лекцией перед обычной аудиторией, он следующим образом пояснил смысл этого искусства:

«Будо не является средством для уничтожения противника при помощи силы или смертоносного оружия. Не ставит оно и своей целью вести мир к разрушению посредством оружия и других кощунственных средств. Истинное будо призывает к упорядочению космической энергии, защищая мир во всём мире и воссоздавая и предохраняя природу в её истинных формах. Обучение будо равнозначно усилению в теле и в душе человека любви ками — божества, которое порождает, сохраняет и питает всё, что только существует в природе».

Мастер Уэсиба постоянно подчёркивал, что боевое искусство должно являться созидательной силой, порождающей любовь, которая, в свою очередь, приведёт к творческой, насыщенной жизни. Это был вывод, сделанный им на основании собственного духовного поиска, который продолжался всю его жизнь, посвящённую боевым искусствам. В одной из своих последних бесед он заявил: «Айкидо является истинным будо — проявлением любви Вселенной. Любовь является защитницей всех живых существ; она приводит к тому, что повсюду существует жизнь и что всё находится на своём месте. Она является истоком творения не только боевых искусств, но вообще всех вещей, питая и развивая их».

Айкидо, являясь традиционным боевым искусством, воплощает эту космическую любовь посредством суровой тренировки тела. Напряжённая физическая подготовка, однако, неотделима от умственного развития и подлинного духовного роста. И хотя немногие достигают этой цели, главное — процесс обучения, не имеющий ни конца, ни начала. И когда человек находится на этом пути, то в самый неожиданный момент может прийти полное осознание айкидо как образа жизни, выходящего за рамки какого-либо конкретного боевого искусства.

Нам очень повезло, потому что сын и продолжатель дела Мастера Уэсибы, Уэсиба Киссёмару, нынешний глава (Досю) айкидо, дал разрешение на перевод своей книги, написанной по-японски, на английский язык. Он, главным образом, заинтересован в том, чтобы истинная сущность айкидо, не искажённая эго людей, охваченных жаждой соперничества (личной или национальной), оставалась стержнем тренировки и практики. Ведь слово «додзё» («место просветления») происходит от санскритского слова «бодхиманда», обозначающего то место, где эго-«я» превращается в «я» без эго.

Тайтэцу Унно

Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (0)

Оставьте мнение: