Май 15 2010

Луи Фредерик: Основные понятия айкидо

Category: БиблиотекаЕвгений @ 18:00

Часть 1 Часть 2

Айкидо, каллиграфия М.Уесибы

Основные понятия Основные понятия Айкидо

(из «словаря боевых искусств» Луи Фредерика, Париж, 1988)

Ай. «Любовь, гармония». Фундаментальное понятие всех боевых искусств. С философской точки зрения, это глубинная сущность всех людей и самой природы. Это жизненная сила, управляющая Вселенной и поддерживающая ее гармонию. Она всегда действует по кругу и никогда – по прямой линии. В этом контексте Аи невозможно отделить от идеи Ки, или «всемирного дыхания». В более широком смысле означает симпатию, взаимопонимание, которое объединяет людей и позволяет им понимать друг друга даже без слов, посредством йоми, или «чтения мыслей друг друга». Это взаимопонимание позволяет каждому человеку принимать других как они есть и быть открытым для них. В самом широком смысле — любовь между всеми живыми существами.

«Союз, единение». Когда один или более индивидуумов оказываются в ситуации конфликта или противостояния, они находятся в гармонии. Символ союза противоположных энергий. Ки. «Энергия».Концепция Ки — одна из важнейших в японской философии. Она непосредственно касается повседневной жизни каждого из нас, поскольку Ки как раз и есть та энергия, которая делает жизнь жизнью. В китайской философии эта энергия известна как ци, а ее «обиталищем» является точка Даньтянъ, расположенная у людей ниже пупка. Идею жизненной силы можно встретить и в индийской философии (прана), а в иудео-христианской традиции ей родственно понятие души. Но, в то время как китайская и японская концепции очень близки друг к другу, вопрос о тождественности их Ки и Ци прете и душе остается открытым.

Поскольку понятие Ки лежит у истоков всей японской культуры, оно, естественно, является фундаментальным и для всех японских боевых искусств (бу-дзюцу и бу-до). Природа этой всемирной и фундаментальной энергии такова, что она проникает повсюду, объединяя все материальные (воплощенные) проявления Абсолюта, как видимые, так и невидимые. Это созидательная энергия, божественное «дыхание» в каждом существе, которое проявляется как активное внимание, концентрация, ментальная сила и может, как утверждают некоторые авторы, «проецироваться» за пределы физического тела. М. Рандом пишет: «Энергия мысли, или «сознательная энергия», производит вибрирующее поле, действующее алхимически — в том смысле, что оно «кристаллизирует», или проявляет, определенные тонкие качества, которые присущи самому этому полю». Поэтому «извлекать кислород из воздуха — это спонтанный акт, но привлечение определенной формы внимания ума этому акту означает, что внимание более интенсивно потенциализирует молекулы воздуха, придавая им иное качество. Это на самом деле «искусство Дыхания»». Итак, Ки является результатом потенциала универсальных энергий. Использовать силу Ки каждый может положительным или отрицательным способом: как она проявляется, зависит от самого человека. В наши дни говорят, что у человека слабая или сильная Ки (соответственно йоваки или цуёки), имея в виду, что у него слабая или сильная личность. Объединение Ки в Хаара, физическом и психологическом центре индивидуума, – это то же самое, что концентрация субъективной формы этой универсальной энергии в самом человеке. Результатом такой концентрации бывает как накопление большой физической силы (а также силы воли, силы характера и т. п.), так и способность моментально высвобождать ее в больших количествах. Что бы ни думала по этому поводу наука, Ки является для каждого японца повседневной реальностью. Ки используется в первую очередь для достижения превосходных результатов в самых разных сферах жизни, в частности – в сфере боевых искусств.

Айки. «Встреча Ки». Безмятежное состояние ума бойца, при котором вся его сила собрана в Хара. Для этого его ум должен быть совершенно свободен от намерения причинить кому-либо вред и оставаться бдительным. Это статический аспект айки. Динамический аспект может проявиться вовне, а может и не проявиться. Это то, что дает вам силу для морального или духовного одоления противника без применения оружия. Это психологическое состояние описывается словами «победить, не нанеся ни одного удара». Наконец, айки – это «форма поведения или состояние бытия, являющееся результатом соединения в отдельном человеке всего того, что составляет его жизненную силу» (Андре Протен, «Айкидо: боевое искусство и другой способ бытия», 1970).

До. «Путь». Духовная дисциплина, которой следуют приверженцы религий или искусств, в том числе боевых. Понятие До является неотъемлемой частью будо, и без него последнее превращается в простое собрание технических приемов боя (дзюцу). До – это «китаизированное» чтение соответствующего иероглифа (кит. Дао), чисто японское же его чтение – Мити: Это понятие подразумевает множественность способов бытия и поведения, целью которых является достижение конечной цели человечества: гармонической интеграции с законами Вселенной. Дао китайцев и Марга индийцев – это моральные, этические и эстетические концепции, которые ведут ищущего человека к безмятежности ума, абсолютной уравновешенности. Такое состояние имеет первостепенное значение для Пути, будь то в практике боевых искусств (будо) или других дисциплин. Однако японская концепция До несколько отличается от китайской тем, что не имеет никаких религиозных и мистических ассоциаций (Очевидно, имеется в виду то, что в Китае понятие Дао тесно связано, с одной стороны, с магией и колдовством, а с другой стороны – с организованной религией).

Это всего лишь «путь», по которому идут те, кто действительно хочет жить жизнью свободного человека, со всеми трудностями, которые из этого вытекают. В этом смысле японцы больше похожи на древних греков, которые были убеждены: чтобы достичь полноты себя, прежде всего надо познать себя и при помощи ума усмирить свои реакции и эмоции. Именно До, т. е. Путь, приводит к «свету», к пробуждению истинной природы «я» – природы, тождественной природе Вселенной. Итак, Путь — это постоянный поиск самосовершенствования, который должен привести индивидуума к совершенному союзу (аи) с самим собой и с окружающим миром. До – это, фактически, своего рода религиозное воспитание, единственная цель которого – духовная гармония со всеми существами и взаимное согласие между «я» и всемирной энергией. Поэтому не удивительно, что философия До стала неотделима от философии дзэн, представляя собой «активный» аспект последнего. До – это символ Мудрости, отличающейся от простого знания, хотя и не исключающей его, ибо «верить и действовать суть одно и то же».

Читайте весь текст: 1 2

Comments (0)

Оставьте мнение: