Май 15 2010

Луи Фредерик: Основные понятия айкидо

Category: БиблиотекаЕвгений @ 18:00

Часть 1 Часть 2

Айки-до. Аи: союз, гармония; Ки: жизненная сила, энергия; до: путь. (Путь гармонии [или единства] с всемирной энергией.) Боевое искусство (будо), развивающееся с 1931 г., когда Уэсиба Морихэй (1881-1969) создал свой первый додзё – Кобукай – и начал преподавать в нем свои техники и философию. Ассоциация Айки-до (Ай-ки-кай) была основана 9 февраля 1948 г. Таким образом, это современная форма будо, приспособленная для нашей эпохи. Помимо приемов самообороны, Уэсиба разработал целый «способ жизни», основанный на идее айки. С ранней юности и очень усердно Уэсиба Морихэй изучал техники дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дайто-рю. Обнаружив, что все эти техники чересчур окрашены воинственной философией, он задумал уникальную, чисто «оборонительную» систему. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих. В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы «рукопашного боя» – наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим. Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ) – по его суждению, это были единственные техники, подходящие для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.

Эти техники позволяют свести к нулю силу нападения – не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, движений тела (таи-сабаки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него же самого. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от «китайских техник» (кэмпо). Его также вдохновляли старые приемы боя на мечах (которые он выполнял без оружия как такового). Таким образом, айки-до стало искусством боя без оружия, которое можно было применять с равным успехом и против вооруженного противника. Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники вдохновлялись чувством гармонии и любви ко всем людям; сам он определял свое искусство как «путь любви к человечеству». В своей жизни он воплотил идеал древних японских мастеров меча: «Куацу дзин кэн», что можно перевести как «возвращать людей к жизни посредством меча» или «заставить человека понять сущность его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого». Для Уэсибы «плохим» было все, что противоречило понятию-аи: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мысли, следовало заменить «мечом ума» — столь же эффективным, но не таким смертоносным.

В своем айки-до он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (Ки) и телом (таи) в сочетании с природой; но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри); все это и было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования.

Согласно Уэсибе, только тот, кто полностью воплотил в себе это интуитивное восприятие гармонии всего во Вселенной и отмечен чистой любовью ко всем созданиям, может войти в высшее состояние за пределами страха, лености и гордыни и стать поистине «свободным». Уэсиба мечтал о том, чтобы айки-до стало школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума, в которой ритуалы были бы заменены «смягчением» первого и очищением второго.

Ведь только ум, свободный от материальных желаний, находящийся в совершенном покое, способен предвидеть движения противника и достигать непрерывного состояния интуиции и бдительности (сэн-но сэн).

Все упражнения айки-до должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости и гармонии с окружающим миром. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Танден). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого — в вашей Харе.

Вот почему айки-до — это, «в сущности, подготовка состояния, в котором между вами и космосом существуют особые отношения, позволяющие вам самовыражаться в движении. В этом движении нет агрессии, но, прежде всего, союз и гармония между двумя партнерами» (М. Рандом). Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айки-до делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза).

В айки-до существует более семисот движений, относящихся к этим двум вадза, причем все они в той или иной степени являются производными от основных ката (форм), состоящих из освобождения от захвата (тэ-ходоки.), бросания противника на землю путем давления на его конечности (рофусэ) и обездвиживания его путем давления на суставы (кансэцу-гаэси). В айки-до эти три движения являются основой всех приемов самозащиты.

Некоторые историки боевых искусств производят айки-до от наставлений, которые давались самураям в эпоху Камакура (1185-1333). Эти фундаментальные учения были кодифицированы Мина-мото-но Йосимицу (1045-1127), знаменитым воином той эпохи.

Члены семьи Такэда из клана Айдзу усовершенствовали эти методы боя (в те времена называвшиеся айки-дзюцу) и установили жизненно важные точки человеческого тела (кюсё), которые должны быть подвергнуты удару (атзми), чтобы противник оказался в вашей власти. Диапазон техник айки-до завершается этими методами поражения слабых точек на теле противника (атэми-вадза) и использования тэ-гатаны или сютю (руки-меча). К этим фундаментальным техникам были добавлены методы выведения противника из равновесия с использованием приемов кансэцу-вадза, основанных на скручивании суставов конечностей, и методы его обездвиживания (осаэ-вадза) и, в случае необходимости, удушения (симэ-вадза).

В полный тренировочный курс айки-до иногда входят также приемы работы с короткой, средней и длинной палкой (соответственно дзё, тамбо и бо).

К основным «школам» айкидо относятся: Айкикай Со Хомбу (техники Уэсибы и его учеников), Йосинкан (техники мастера Сиоды), Йосэйкаи мастера Мотидзуки, Кориндо, Дайто и Такэда-рю. В токийском Кодокаие(всемирная штаб-квартира дзюдо) также есть секция айки-до.


Читайте весь текст: 1 2

Comments (0)

Оставьте мнение: