Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

4. ВЗГЛЯД НА ИСТИНУ

Мы находимся во Вселенной, и фактически мы есть Вселенная. Но, будучи слепыми к ее реальности, мы видим обширное безжизненное пространство, в котором царство живых организмов поддерживает свое отдельное существование на Земле. Эволюция Земли и жизни на Земле — это непрерывный цикл, подчиняющийся тем же законам и включающий те же материалы, из которых была создана Вселенная. Органическую материю нельзя отделить от неорганической. Со времен древних ученых и философов до современной молекулярной биологии, использующей новейшие технологии, мы пытаемся, каждый по-своему, решить тайны окружающей нас действительности и назначение жизни.

О Сэнсэй был истинно духовным человеком и пользовался духовными понятиями на очень глубоком уровне. Его лекции по философии айкидо, лекции об ответственности и смысле жизни были полны имен и образов Бога. Большинство слушателей находили трудными для понимания древние синтоистские имена многих богов и те духовные понятия, которые они выражают. Но О Сэнсэй говорил: «Религия — это наука». Он рассказывал об универсальном законе, и имена богов были названиями естественных явлений: центростремительных и центробежных сил, огня, воды, ветра, моря. Мне стало ясно, что для того, чтобы понять их истинное духовное значение, я должен также заняться изучением наук. Только благодаря такой работе может проясниться их истинный духовный смысл. До тех пор пока мои поиски ограничивались изучением синто и духовных взглядов, моя мысль сужалась все больше и большей я потерялся среди отголосков имени Бога, зарывшись в символические истины и не понимая той реальности, которую они символизировали.

Религиозный миф — это первая разновидность науки, и он хорошо послужил человечеству. Он неизбежно способствовал созданию морального кодекса поведения, который, к счастью, до сих пор живет в нашем подсознании. Рассвет цивилизации и творчества прочно связан с религиозным мифом и нашей огромной потребностью верить в свою собственную божественность. Библейское описание Сотворения мира уходит корнями в ранний египетский и вавилонский миф, древнее слово адом означает грунт или глину. Согласно Книге Бытия, Бог создал глиняную фигуру из пыли Земли и вдохнул в нее жизнь и Божественный Дух. Это и был Адам. В этом контексте человек был сделан, он был физически вылеплен персонифицированным божеством — акт созидающей любви, который легче было понять примитивному уму.

Подобные истории были первыми упражнениями ума и творческих сил. Уникальные в своем стремлении дать точное определение существованию и каким-то образом обеспечить свое собственное бессмертие, мы пытаемся находить объяснения для мира, которого мы не понимаем и которого не можем контролировать. Эти мифы и легенды, конечно, не ошибаются. Это символически представленные истины, и их следует понимать как интуитивную и поэтическую мудрость древних людей, наблюдавших за природой, как их попытку передать свое понимание того, что жизнь — продукт естественного мира. Ведь во многих из этих древних цивилизаций мы находим свидетельства глубоких знаний и удивительных достижений, которые не могли быть просто случайными: геометрия Альгамбры, математика и поразительно точные вычисления майя, невероятная сложность пирамиды Хеопса, техническое чудо Великой китайской стены. Но большинство из этих знаний были уничтожены и похоронены из-за узости взглядов и страха, что обрекло человечество на столетия невежества.

На протяжении всей истории человечества появлялись величайшие духовные лидеры и пророки, которые были мудрейшими людьми, обладающими недюжинными знаниями, и тем не менее то, чему они учили, всегда принимало форму притч или мифов. Может быть, к этому их принуждали ограниченные возможности словесного общения и недостаточные знания, которыми обладали люди. Потом, по мере того как эти учения передавались из поколения в поколение, переводились с языка на язык, их истинный интуитивный смысл часто утрачивался.

Возможно, происходило так, как сказано в Новом Завете (От Матфея, 13:10-14): И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не уви-/дите…»

К сожалению, последующие поколения стали понимать эти глубоко символические истории буквально. Истории были удобными и давали нам духовные формулы, которым можно было следовать, и возможность всегда избежать ответственности благодаря чудесному вмешательству. Человек взбирается по горному склону, камень отрывается и человек падает. Последние секунды своей жизни он будет отчаянно молиться о чуде, чтобы Бог протянул свою руку и спас его от падения на твердую землю. Он не думает о силе тяжести — человек хочет для себя чуда. Упрямо цепляясь за духовное представление о «праве» Бога управлять Вселенной с помощью чуда, а не в соответствии с естественным законом, мы подсознательно хотим верить в то, что «я, и только я» стою выше и не подчиняюсь законам, которые управляют природой.

По мере появления новых научных исследований новые представления и постоянный поиск приемлемых определений жизни опять и опять потрясают наше сознание. Запутанные вопросы о жизни и взаимоотношениях человечества со Вселенной тесно связаны с нашим эго, с тем, как мы себя ощущаем, и с теми духовными и философскими истинами, которыми мы руководствуемся в своей жизни. Старые представления, удобные и глубоко укоренившиеся, не так легко умирают.

Когда Коперник впервые выступил со своей гелиоцентрической теорией, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца, он потряс сами основы религиозных верований, что вызвало горячие споры в религиозных судах. По мнению людей, это угрожало их представлению о том, что природа была создана Всемогущим Творцом, их твердому убеждению, что небеса должны вращаться вокруг Земли, с человеком в центре Вселенной. Но настоящей жертвой их предрассудков стал Галилео Галилей, с его телескопом и новыми научными методами, потому что он считал, что законы, управляющие Вселенной, и законы, управляющие жизнью, должны быть одними и теми же. В своей опубликованной в 1610 году работе «Звездный посланец», содержащей описание его удивительных наблюдений, он пытался доказать, что Коперник был прав. Галилей оказался вовлеченным в религиозные конфликты и борьбу за авторитет и власть, в результате чего подвергался преследованиям и пыткам, и ему было запрещено даже говорить о своих убеждениях. Потребовалось почти триста семьдесят лет, чтобы церковь официально признала его невиновным.

Учение Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора было встречено со злобой и насмешками. Люди опять почувствовали, что это угрожает представлению о божественности человеческого рода и бросает вызов самому существованию Бога и вере в Божественное Сотворение мира. В 1950 году англиканский каноник С. Е. Равен объяснял по Би-би-си: «Это сотворение — не акт, а процесс, постоянный, непрерывный, находящий свое выражение в упорядоченной последовательности естественных событий, опрокидывающий все представления о Боге вне этого мира, который привел все в движение и потом вмешивается только в особых случаях, посылая чудо, чтобы изменить ход процесса. Теперь мы видим, что подобное представление никогда не было удовлетворительным и фактически не являлось верой св. Петра или первых христианских теологов».

Изучение клетки показывает, что жизнь существует в каждом органе, каждой ткани, каждой клетке, так же как на каждой фазе их существования происходят какие-то жизненные процессы. Клетка является для нас образцом, и требования, налагаемые нашими ограниченными знаниями, которые делают различие между живым и неживым, отделяют органическое от неорганического, относящееся к животному миру от того, что относится к миру минералов. Но теперь, когда мы приходим к пониманию явлений Вселенной и явлений самой жизни, опираясь на одно и то же атомное строение материи, мы обнаруживаем, что даже в молекулах, атомах и элементарных частицах происходят процессы рождения, роста и смерти. Наличие этих процессов говорит о том, что другое определение жизни действительно возможно. Когда мы изучаем микроскопические царства неорганических веществ, мы в функционировании этих мельчайших частиц материи (энергии) обнаруживаем мир разумной активности. Нам приходится признать, что в их упорядоченном движении присутствует сознание. Рассматривая жизнь глубже, мы находим во всем в природе один общий компонент: все, что включает колебательные движения атомной структуры, обладает сознанием. Неорганические вещества, камни, минералы и почва служат для питания жизни и играют жизненно важную роль в ее эволюции. Нельзя не признать, что постепенный переход неорганического в органическое и образование сложных форм из простых — это один из непрерывных живых потоков, который связывает прошлое с настоящим и ведет нас к пониманию естественного зарождения жизни.

Возможно, в другой системе, где другие планеты вращаются вокруг другого солнца, также существует жизнь — может, где-то в другой галактике, может, в другой части нашей галактики. Даже на ближайших к нам планетах могут существовать формы жизни, которые мы еще не в состоянии понять. Открытие внеземной жизни другого вида сыграло бы огромную роль в понимании наших собственных жизненных систем. Это раскрыло бы наши умы для принятия новых подходов, новых точек зрения при изучении своего собственного мира и нашего к нему отношения.

Вся Вселенная живет: живет каждый атом, обладая своей собственной формой сознания. Но, насколько нам известно, удивительные обстоятельства, которые стали причиной созревания жизненных форм, обладающих более высоким сознанием, — жизни, как мы ее понимаем, — проявились только на одной из планет Солнечной системы. Почему этих условий удостоилась только Земля? Было это случайностью? Чудом? Или это результат великого замысла, естественных законов, написанных невообразимым разумом? В вопросе о том, как действительно образовалось Солнце и как развивалась и прогрессировала жизнь на Земле, остается много неразрешенных загадок. Существует множество теоретических ответов, которые по мере развития человечества становятся все более и более изощренными. Но все это в лучшем случае только теории, более или менее обоснованные предположения относительно возможной последовательности сменяющих друг друга явлений. Мы понимаем последовательность, в которой из горячего газа по мере его охлаждения конденсируются различные химические элементы. Мы считаем, что только сконденсировавшаяся материя определенной плотности может на определенном расстоянии противостоять приливно-отливным явлениям на Солнце. Подобным образом мы пытаемся понять образование Земли, ее положение в космическом пространстве, происходящие в ней химические процессы, а также условия, которые сделал возможным возникновение хрупкого жизненного процесса. Скорее всего, мы никогда не будем знать этого в точности, но если мы выпустим из поля зрения эти вопросы и перестанем пытаться понять особые качества, которые способствовали возникновению жизни, а также легко разрушимое равновесие, в котором мы существуем, мы обречены.

Феномен жизни — это часть чуда универсальной драмы. Сцена, на которой разыгрывается эта драма, — Земля, источник энергии, который позволяет ей разворачиваться, — ядерная энергия Солнца (огонь) и первозданные океаны (вода). Опариновская «коацерватная теория» (Коацерваты — капли с большой концентрацией растворенного вещества, находящиеся в растворе этого же вещества. —Прим. перев.) происхождения жизни из неорганической материи находит множество подтверждений. Этот этап сейчас рассматривается как небольшой отрезок истории развития Земли, который, в свою очередь, представляет собой еще меньший отрезок истории эволюции Вселенной. Ученые объясняют большинство жизненных процессов химическими реакциями. В период зарождения жизни на Земле превращение элементов Солнца, воды и Земли в необходимые питательные вещества, поддерживающие жизнь, совершенно очевидно. Но что можно сказать о том, что было потом?

Считается, что история существования Вселенной, если пользоваться нашими представлениями о времени, охватывает около тринадцати миллиардов лет. Наша собственная эволюция во времени, пространстве и материи, начавшаяся с одноклеточных простейших и достигшая сложнейших форм, которые мы называем Нота заржет, достойна благоговейного восхищения. Функционирование миллионов клеток и их взаимодействие, создающее живой функционирующий организм, — это чудо, совершенное и святое. Задумайтесь как следует, используя не только свой ум, но и сердце, дух. Кто написал законы, которые управляют этим великим процессом изменения энергии? Из каких непостижимых источников приходит та энергия, которая пропитывает нашу Вселенную и дает ей жизнь? И что такое жизнь? Неужели это только то узкое определение органического процесса, которое мы ему дали? Наука может пытаться все это объяснить, но полагаться только на науку — это такой же узкий подход, как придерживаться только того, что говорится в притчах. Чем больше проводится исследований, тем больше возникает вопросов — это заложено в саму природу науки, — и постепенно исходный вопрос оказывается погребенным под грудой определений. Тщательно разделенные и специализированные знания вовсе не обязательно дают объективное представление о жизни, поскольку, разделенные на части, эти знания уже не могут оставаться живыми.

Тарелка падает на пол и разлетается на куски. Вы можете собрать куски вместе и опять получить исходную форму, но ее функции не обязательно будут восстановлены. Тарелка изменилась благодаря вашему вмешательству и никогда уже не будет такой, как была. Жизнь необходимо понимать в ее исходном состоянии как часть живой окружающей среды. В тот момент, когда мы изолируем, измеряем и судим, мы становимся частью ее реальности, внося этим самым в нее искажения, и мы не можем узнать ее истин. Чтобы понять природу и Вселенную, мы должны осознать ограниченность науки. Понимание, достигнутое смертными, не может быть полным, потому что оно не может обладать объективностью. Человеческая наука может служить только для освещения любви Бога. Между / научной истиной и духовной истиной не должно быть разрыва.

Однажды теолог спросил О Сэнсэя: — Как ты объяснишь тот факт, что, как бы усердно ты ни молился за мир в этом мире, мы наблюдаем вокруг так много конфликтов?

О Сэнсэй ответил: — Существует несоответствие между открытиями физической науки и открытиями духа. Уже давно основное внимание уделяется техническому прогрессу, тогда как духовным ростом, как правило, пренебрегают. Для того чтобы универсальные механизмы могли хорошо работать на этой Земле, этот разрыв необходимо уничтожить. Должно существовать равновесие. Два фактора, физический и духовный, должны питать и усиливать друг друга, гармонично работая сообща.

— Бог дал нам физическое воплощение, чтобы мы могли использовать его для совершенствования своего духа в этом мире, в этой Вселенной. Для этого мы должны питать свое тело, но тело, в свою очередь, должно следовать сознанию духа с полным к нему уважением. Тело необходимо тренировать, чтобы оно было хранителем души, хранителем света Бога на этой Земле. Мы должны шлифовать механизм, с помощью которого мы познаем мудрость Вселенной. Если мы будем ясно слышать и видеть, обладать хорошим обонянием, вкусом и осязанием, мы сможем ощутить и узнать на опыте Божественную истину. Таким путем мы будем развивать добродетели универсального духа на нашей Земле. Мы объединим воедино божественную сущность, Вселенную и выражение своей собственной жизни.

— Я убежден, что физическая наука может достичь успехов в обогащении человечества, вместо его уничтожения, только за счет дальнейшего развития науки подсознания и духа. Только при тесном сплетении обеих мы сможем добиться более тесной связи между небом и Землей.

— Люди спорят о том, нужно ли молиться Богу, и расходятся в мнениях о том, каким именем следует его называть. Это нельзя назвать духовным развитием, это духовный застой. Такого рода обсуждения никогда не приведут ни к пониманию того, как работает Вселенная, ни к раскрытию бесчисленных проявлений Ками. Понимание создателя невозможно без понимания сострадания и того, как был сотворен мир. Без интуитивного восприятия сложностей процесса творения нельзя ощутить истину айки.

— Всякая жизнь, всякая частица материи, всякий элемент или вибрация являются неотъемлемой частью единого целого, которое есть Создатель. Как дети Создателя и как часть Создателя, мы не должны загрязнять, разрушать, искажать или наносить какой бы то ни было вред даже малейшей частице того, что Он создал. Мы несем ответственность за сохранение всех богатств этой Земли; мы должны лелеять все хрупкие сокровища жизни, доверенные нашей заботе. Даже если только один человек будет ясно это понимать, ки Вселенной будет питать это просветленное существо. Он станет эхом Бога, рождающим положительные вибрации и действия, чтобы влиять на других. — И Такама Хара, дух Вселенной, будет найден внутри. Вы можете тщетно исследовать самые отдаленные земные и небесные просторы и не найти его. Хара всегда с вами. Вы должны только осознать, что Такама Хара, созидательная структура Вселенной, — это созидательная структура вашего собственного тела. Все элементы и характерные особенности Вселенной находятся внутри человека, заряженные духом созидательных возможностей Бога. Почему же вы должны искать Такама Хара где-то в другом месте?

— Таков Путь истинного будо. Понять Вселенную как шедевр Ками. Понять, что все вокруг является отражением множества форм Ками. Это наука, не имеющая себе равных. Это наука Истины. От этой мудрости зависит будущее человечества. Молитвы за мир и процветание будут услышаны только в том случае, если мы будем воспринимать эту Землю как отражение самой Вселенной. Айкидо должно разделить бремя и радости создания мира, в котором все пользуется уважением и почитанием за его истинный дух, где всему позволено выразить свою истинную природу, обладающую своей собственной ценностью, в свое собственное время и в своем собственном пространстве. Без этого рыцарского духа в отношении ко всему сущему не сможет существовать айкидо.

Американский астронавт Джон Гленн во время своего кругосветного турне, которое он совершал вместе с сыном после полета в космос, посетил Японию. В его честь О Сэнсэй демонстрировал айкидо в университете в Мэйдзи Гакуин. После демонстрации их представили друг другу и они обменялись рукопожатиями. О Сэнсэя сильно интересовало, какое впечатление произвело на капитана Гленна пребывание в космосе, какие мысли у него возникали, поэтому он спросил через посла Японии в США Кэйдзиро Нунои, что тот на самом деле чувствовал. Гленн ответил, что, когда он смотрел на Землю и на космическое пространство, которое его окружало, он глубоко верил в то, что эта Вселенная — сад, в котором обитает Бог. О Сэнсэй улыбнулся и сказал: «Духовные учения и современная наука абсолютно одинаковы. Наука становится свидетелем силы Творца».


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: