Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

5. ГАРМОНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРИРОДЕ

Мое додзё — природа, Вселенная. Это поистине жилище, додзё и храм, сооруженные Ками. Если вы посмотрите глазами своего сердца, то увидите, что это учитель, владеющий научной и духовной истиной, которая ведет вас к просветлению. Законы природы возникли благодаря любви, благодаря абсолютной гармонии, обнаруживаемой в разворачивающемся процессе творения. Это обязательное требование для тех, кто встал на путь айкидо, — заниматься практикой, сохраняя эти представления в самой глубине своего сердца. Морихэй Уэсиба.

Земля — живой организм, и жизнь, такая, какой мы ее себе представляем, составляет лишь часть происходящих на ней процессов. Проносясь через космическое пространство, она дышит, и ее дыхание выражается в приливно-отливных процессах с периодичностью два раза в сутки, которыми управляют Солнце и Луна. Земля, на которой мы проводим свою жизнь, возведена на подвижном каркасе активной внутренней части, вокруг которой постоянно сдвигаются и изменяются многочисленные слои горных пород. Все время продолжаются невидимые акты созидания и разрушения, рождения и смерти, которые часто остаются незаметными для не слишком чувствительного человеческого восприятия. Но, когда громоздясь друг на друга, перемещаются мощные пласты земной коры, сминая миллионы тонн горных пород и превращая их в высокие горные цепи, результаты этой деятельности становятся заметными.

В одном месте вулкан разрывает поверхность океана, извергая огненные массы из центра Земли, чтобы образовать новые земли, в другом сейсмические удары сотрясают земную кору. Землетрясение и вулкан — это Инъ и Ян, мощное физическое выражение одного и того же процесса. Поверхность океана, взаимодействуя с атмосферой, оказывает влияние на климатические условия всего земного шара. Благодаря этому постоянному обмену солнечной энергией вздымаются и падают огромные океанские волны, им же определяется спокойная сила течений в океанских глубинах. Эти движения находят свое отражение в эрозии пляжей и прибрежных утесов под действием обрушивающегося на берег прибоя, во внезапном взрыве сил пронзительных ветров и проливных дождей и в гигантских волнах, которые проносятся через океан, опустошая на своем пути сушу. Разрушительные с узкой точки зрения человеческого эго, эти естественные явления — извержения вулканов, землетрясения, приливные волны и тайфуны — представляют из себя безукоризненную приспособительную систему природы, мощную силу гармонии.

Земля переживает бесконечный цикл развития и увядания, что приводит к непрерывному изменению морей, гор и равнин. Она создает и совершенствует, но в то же время уравновешивает эти действия, постоянно разрушая то, что было создано, используя для этого воду, лед, ветер, химические реакции и жизнь. В этой уникальной, небольшой по толщине зоне, где обладающие высокой плотностью вещества из геосферы — почва и горные породы, и из гидросферы — вода, встречаются с атмосферой с низкой плотностью, все крайне нестабильно и быстро изменяется, чтобы поддерживать равновесие целого — от крайности к равновесию, всегда назад к равновесию. Земля, океаны и атмосфера встречаются между собой, и их соприкосновение — источник их взаимного влияния. Температура и давление претерпевают калейдоскопические изменения. Землю покрывает тонкая пленка, в которой пульсирует жизнь, где рождаются, живут и со временем возвращаются в землю бесчисленные существа. Они развиваются и изменяются, постоянно совершенствуя свое существование и существование тех, кто будет жить после них. Здесь закон природы жесток и не знает исключений. Если форма жизни, любая форма жизни, не может изменяться и приспосабливаться, она погибнет, потому что процесс достижения равновесия в природе будет продолжаться. Это место, биосфера, является местом бесконечного развития, созидания и разрушения.

Когда мы говорим о гармонии природы, в наших глазах появляется нежность, и воображение рисует нам голубое небо с кудрявыми белыми облаками, отражающееся в спокойной глади пруда. С зеленых ветвей доносится пение птиц. Мягкий теплый бриз, шевелящий высокую траву, ласково обдувает наши лица, и мы улыбаемся… как лев, который держит в зубах ягненка. Этот образ содержит слишком явный запах разрушения. Лев умрет от голода. Овцы размножатся в таком количестве, что уничтожат высокую траву, скрепляющую почву. Богатый верхний слой грунта будет смыт, пруд пересохнет, и овца погибнет из-за отсутствия пищи. Умрут деревья, и только единственный звук, звук ветра, будет слышен в сожженной солнцем пустыне.

Любое впечатление, любое представление походит через искаженный фильтр индивидуального эго, и человечество страдает от близорукого узкого видения мира. Мы проводим резкую границу между гармонией и конфликтом, определяя гармонию’ как что-то мягкое и хорошее, а конфликт — как жесткое и вредное; каждый человек стоит в центре своей собственной Вселенной, и мы решаем, что справедливо с ограниченной точки зрения одного человека, обитающего в своем собственном пространстве со своими собственными безотлагательными нуждами. Мы не понимаем всеобъемлющей гармонии природы точно так же, как не понимаем совершенной справедливости Творца законов Вселенной. Гармония не означает отсутствие конфликтов, потому что динамическая спираль существования охватывает обе крайности. Конфликт — это начало гармонии, так же как смерть — начало жизни. Исполненный конфликтов, природный ход событий остается достаточно гибким, чтобы приспосабливаться и изменяться, опять приводя все мироздание в состояние равновесия.

Равновесие в природе — это процесс, процесс постоянных перемен. Слово бесконечность захватывает поэтическое воображение человека, хотя мы все большей больше понимаем, что оно не в состоянии описать Землю, ее ресурсы и даже Вселенную. Бесконечны только созидающие вибрации Бога. Мы живем в конечном мире циклов, когда углерод, азот, кислород, элементы, которые благословили Землю, попав на нее из ядерных костров древних звезд, в одно мгновение вселенского времени проходят через тела живых организмов и возвращаются в грунт, в воду и в воздух. Циклическая жизнь организмов — это система преобразования энергии: консументы (Консументы — организмы, питающиеся органическими материалами. Продуценты — организмы, создающие с помощью фотосинтеза или хемосинтеза органические вещества из неорганических. Редуценты —организмы, разлагающие органические вещества. —Прим. перев.), живущие за счет продуцентов, и редуценты, возвращающие материал умершего организма земле. Но даже эти циклы так тесно переплетены между собой, что часто невозможно четко отделить один от другого.

Пляшущие солнечные зайчики ложатся на зеленый лист, украшенный утренней росой. Кроме того, что это радует взор, это явление — дар, это дыхание и питание растения. Это процесс, обеспечивающий использование и пополнение углерода (кругооборот углерода), на котором построена вся жизнь. Зеленые растения, продуценты, улавливают энергию Солнца, которая дает жизнь, и, используя спектр от красного до голубого и фиолетового, превращают двуокись углерода и воду, а также химические элементы земли в живые ткани. Побочным продуктом этого изящного процесса, фотосинтеза, является кислород, который служит топливом, поддерживающим существование всех живых форм на Земле. Потом консументы, животное царство, к которому принадлежим и мы сами, поедают живые ткани, вдыхают кислород и разрушают молекулы топлива. Осуществляя свой жизненный процесс, они выдыхают двуокись углерода, возвращая энергию опять в атмосферу. Но цикл еще не завершен. Тела всех живых организмов содержат большие количества накопленных химических веществ. Эти вещества одолжены ими только на время их жизни и после смерти организма должны быть возвращены земле, чтобы быть использованными другими формами, ожидающими своей очереди.

Почва, обогащенная остатками прежних живых существ, служит колыбелью жизни и источником ее питания. С каждой сменой времен года новый тонкий слой органических веществ ложится на поверхность, образуя естественный покров нашей земли. Со временем эти вещества разложатся и превратятся в живительный грунт, богатый всеми элементами, которые необходимы для жизни. Это уже работа последней экологической группы — редуцентов. Без бактерий и вирусов, без грибков, перегноя и мхов, без микроорганизмов, которые осуществляют разложение органической материи, углерод и другие элементы, содержащиеся в отходах и умерших организмах, оказались бы запертыми там навсегда. Цикл стал бы замедляться и пришел бы к полной остановке, а вместе и ним остановилась бы и жизнь.

Цель удобрения грунта — не непосредственное пополнение основных питательных веществ в тех растениях, которые мы выращиваем для еды, а создание условий для увеличения количества микроорганизмов в грунте и стимулирования их активности. Одни применяют сероводород, окись углерода, другие — вещества, угрожающие жизни большинства животных. Еще кто-то использует в качестве источника энергии тела умерших животных и растений, возвращая их земле как удобные питательные вещества. Выполняя функцию мисоги, микроорганизмы их дезинфицируют и очищают, в конечном счете обеспечивая консаментам возможность приносить пользу своим благодетелям. Это звучит как насмешка: природа вполне могла бы выжить без человечества, но она не может выжить без редуцентов. При этом необходимо ясно понимать огромное значение фотосинтеза. Без него животная жизнь не могла бы существовать в том виде, в каком она сейчас существует. Растения не только — непосредственно или косвенно — обеспечивают все сто процентов того, что мы едим, но они также производят кислород, который необходим для того, чтобы все это могло быть использовано.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Книга Бытия, 2:7.)

Для того чтобы жить, мы должны дышать — по-японски кокю. Мы можем недели прожить без пищи, несколько дней без воды, но мы не можем остановить дыхание больше чем на несколько минут. Именно кислород, который мы получаем в процессе дыхания, дает мозгу энергию для слияния всех частей тела в удивительной симфонии жизни. Если вы обратитесь к биологическим текстам, то обнаружите, что основная формула дыхания противоположна формуле фотосинтеза. В высокоэффективном процессе одно и то же количество сахара производит во много раз больше энергии в процессе дыхания, чем в процессе ферментации, исходном процессе получения жизненной энергии.

Дыхание — это не совершаемые телом физический вдох и выдох, ведь это лишь вспомогательные движения, наблюдаемые только у высших представителей животного мира. Явление дыхания, свойственное почти всем организмам, — это химический процесс обмена, который происходит внутри каждой клетки, окисление органических веществ для производства энергии. Только небольшая часть этой энергии используется незамедлительно; остальная сохраняется для последующего использования с помощью соединения фосфора (АТФ). Эта замечательная система накопления и восстановления энергии — вторая после дыхания задача, выполняемая развивающимися живыми формами.

У этой сложной системы имеется геохимическая сторона, которая является важной частью углеродного цикла. Некоторое количество углерода, который не успел разложиться, остается в грунте, затвердевает и превращается в материал самой земли. Природа сама устанавливает время, когда эти горючие вещества — уголь, нефть, драгоценные продукты живых тканей, живших миллионы лет назад, — должны быть выброшены в виде вулканов, и естественных пожаров для поддержания равновесия двуокиси углерода в атмосфере. Мы, в результате расточительного сжигания продуктов реакции углерода, постоянно нарушаем это равновесие. Сейчас мы уже довели содержание двуокиси углерода в атмосфере почти до десяти процентов. Согласно оценкам, безудержные действия человека к 2000 году увеличат эту цифру примерно до двадцати пяти процентов. Сколько еще дополнительной двуокиси углерода сможет выдержать атмосфера, прежде чем климатические условия станут невыносимыми? Не случится ли так, что мы полностью уничтожим одно из чудес, давших начало жизни? Возможное потепление земной поверхности приведет к уменьшению масс льда у ее полюсов, повышению уровня океанов и вызовет серьезные изменения климатических условий в умеренных зонах. Мы не можем с уверенностью сказать, как это повлияет на Землю, но действительно ли у нас есть время и возможность неосмотрительно продолжать действовать так до тех пор, пока эксперимент не будет завершен? Если изменится климат, сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в конкретных зонах, должны будут приспосабливаться и изменяться. Проблема в том, что мы для своего же удобства вывели настолько сверхспециализированные культуры, что их способность к адаптации в значительной степени ограничена. Возможно, человечество тоже становится настолько сверхспециализированным, что мы больше не можем адаптироваться. Вместо того чтобы изучать тайны этого мира, стараясь лучше понять то, что мы получаем в наследство, и ближе подойти к Разуму, нас создавшему, мы остаемся высокомерными детьми, пытающимися перекроить совершенное таким образом, чтобы оно больше устраивало несовершенное.

Мы разделяем все в окружающей среде, которая играет решающую роль в нашей жизни, таким образом, чтобы нам было легче исследовать и эксплуатировать ее богатства. Но, как нетрудно обнаружить, лаборатория и действительность — это два совершенно разных мира. Без полного знания всех факторов, влияющих на конкретные условия, и без полного понимания единой функции этих условий со всеми остальными мы не можем знать окончательных последствий любого действия. Если мы не обладаем личной интуитивной чувствительностью к тому окружению, в котором мы живем, к самим основам своей жизни,— не имеет значения, сколько нами будет принято конкретных мер и контрмер. Не только останется нерешенной основная проблема, но возникнут новые. Эгоизм и алчность открывают новый цикл — цикл вырождения и ненужных растрат.

Дух Каннагары смотрит на великолепные горы, вздымающиеся из морских глубин, пышную нежную зелень мхов, трав и деревьев, украсивших увлажненные дождем деревни, изысканные живые краски каждого времени года и низко склоняется в благодарном поклоне. Вся природа воспринимается как Бог. Она почитаема и свята, и мысль о вторжении человека кажется! абсурдной. Как могут смертные вмешиваться в совершенство законов, установленных Богом?

Понятно, что такому отношению способствует сама природа, потому что | полным контрастом почти сказочной красоте Японских Островов является их уязвимость, их подверженность всевозможным непредсказуемым природным явлениям, которые наводят страх. Эти острова образовались в результате вулканической деятельности, они лежат на пересечении четырех основных тектонических плит земной коры, и живущие на них люди хорошо осознают мощную силу землетрясений и вулканов, свою беспомощность перед лицом ревущей стены океанской волны, когда она заявляет права на их дома, а часто и на их жизни. Здесь сходятся полярные и тропические воздушные массы, насыщая воздух живительной влагой, которая питает растения, но эти же столкновения воздушных масс приводят к разрушительным атмосферным выбросам энергии в виде тайфунов и жестоких штормов. Не сомневаясь в ограниченности человека, который наг перед Богом, японский народ (по крайней мере, до недавнего поворота к модернизации и технологическому росту) сохранял достаточную гибкость сознания, чтобы приспосабливаться ко всем изменениям, которые преподносила ему природа. Подходя к сущности живых форм и силам естественного мира не как к тому, что установилось раз и навсегда, а как к чему-то преходящему, пребывающему в вечном движении, японцы понимали, что все вокруг постоянно изменяется. Именно эта гибкость дала живому миру силу просуществовать миллиарды лет. Все существует лишь благодаря способности изменяться.

Такое сознание распространяется на личные, общественные и политические отношения. Четко определенных слов и суждений о непредсказуемых чувствах и эмоциях других людей японцы избегают так же, как и прямой конфронтации и соперничества. Любой ценой стараются избежать окончательного ответа, потому что он свидетельствует о конце процесса. Так как ситуация постоянно изменяется, тот же процесс не всегда работает, и постоянно открываются новые каналы мысли и действий. Относительная сегодняшняя истина завтра оказывается неполной. Исключая строгое «да» или «нет» — отношение, которое может показаться нелогичным или нерешительным для западного ума, — к вопросу подходят с разных точек зрения, без заранее составленного мнения, оставляя открытыми линии связи и надеясь на ответ, находящийся в гармонии со всем, что имеет к этому отношение. Чтобы соответствующим образом реагировать на то, что действительность каждую секунду меняется, а также на изменения в будущем, необходимо обладать спокойным, быстро реагирующим умом, свободным от предвзятых мнений.

Традиционное мышление зависит скорее от быстрого интуитивного восприятия представлений и чувств, чем от поэтапного анализа. Японское слово кан (которое звучит так же, как кан в слове Каннагара, но изображается с помощью другого иероглифа) обозначает это быстрое интуитивное восприятие, или шестое чувство. Если человек вооружен такой чувствительностью, он способен схватывать ситуацию в изменяющихся условиях или сущность личности при первой же встрече, без всякой аналитической подготовки. Это помогает подготовиться к непредсказуемому будущему, «ожидая неожиданное» и сохраняя ум открытым, так, чтобы он без колебаний реагировал на неожиданное. Неопределенность будущего делает такую спонтанность необходимой, а образ жизни с соблюдением жестких правил — устарелым.

Спонтанная реакция и уважение к естественному развитию ситуации составляют фундамент учения О Сэнсэя. Его метод воспитания включает два противоположных, но взаимодополняющих полюса. Первое — изучить основную технику, учиться выполнять движения с высокой степенью точности до тех пор, пока такое выполнение не станет инстинктивным. Но не менее важна вторая противоположность: спонтанность и гибкость техники, ума и тела, чтобы избежать шаблона чисто механической точности, которая никогда не бывает живой. Когда противник атакует, не существует абсолютных способов поведения в конкретной ситуации. В связи с неопределенностью как данного действия, так и следующего, нет времени на обдумывание или анализ. Только интуиция и способность проникновения в сущность могут решить, какая реакция будет правильной в постоянно меняющейся ситуации.

Морихэй Уэсиба говорил: «Айки имеет форму и не имеет формы. Айки — это жизнь, которая обладает формой и все же течет, претерпевая изменения; она выражает себя, изменяясь. Форма без формы — это слова стихотворения, которые полнее всего выражают Вселенную». Это форма огня и воды. Слова не могут выразить их вечно меняющихся форм, но мы чувствуем их силу и интуитивно их понимаем. Пар, текущая вода и твердый лед — все это состоит из одного и того же вещества. Это природа, один Творец и множество богов. Окружающая нас творящая природа все еще продолжает находиться в состоянии сотворения, неопределенное, вечно развивающееся настоящее «Путь — это никогда не прерывающаяся борьба за совершенство, — говорил Основатель. — Осознание этого Пути своим умом — это гибкость». Совершенство может быть достигнуто лишь Создателем, и, тем не менее, мы должны продолжать прилагать все усилия для достижения гармонии с этим совершенством. Мы должны бороться за то, чтобы стать ближе к Богу, и по мере того, как будет расти наше понимание, мы будем постоянно удостаиваться новых проникновений в сущность Его совершенства.

Когда вы руками зачерпываете воду, в них отражается луна; когда вы держите в руках цветы, их запах пропитывает одежды.

Как бы мы ни рассматривали явления нашей жизни — как эволюцию круговращений энергии, которая соединяет Вселенную, жизнь и человечество, или как множество проявлений Космического Разума, — совершенно ясно, что наше представление об этих связях узкое, эгоцентричное и необоснованное. Основатель айкидо говорил нам, что, если мы забываем, как работает Вселенная, мы не можем существовать в данном мгновении. Практика айкидо — это путь, который ведет к высшим вибрациям гармонии в центре мироздания, а Земля и наша жизнь на ней — проявления этой великой любви, которая исходит непосредственно от Бога.


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: