Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

6. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ

Жизнь человека — это его карма, взаимосвязь причины и следствия, и равновесие в природе предназначено для того, чтобы поддерживать высокое качество жизни для всех. Жизнь разнообразна. Каждая группа живых существ и каждый член этой группы выполняют свою необходимую функцию; у каждого своя ответственность. Эгоизм недопустим в высокоразвитой системе коммуникации, где существует обратная связь. Это самая отточенная система контроля и равновесия, избежать которой в биосфере не может ничто. Закон абсолютен; ничто не должно угрожать гармонии системы.

Жизнь может возникать только из жизни, так что исходная сила созидательной энергии в процессе эволюции превратилась в творческое выражение усовершенствования. Ее назначение — создавать оптимальные формы жизни, способные приспосабливаться к тому, что их окружает, и поддерживать динамическое равновесие с другими формами, с которыми они должны сосуществовать.

Любое сообщество живой материи обладает своим собственным ограниченным пространством и функциями, своей экологической нишей в балансе глобальной экосистемы. Каждая отдельная жизненная форма имеет свое собственное время, место и значение в пределах сообщества. Ни одна форма жизни не может не зависеть от того, что необходимо для функционирования других; поэтому ограниченные запасы пространства и энергии не могут быть монополизированы, но должны быть разделены на благо всем, кто имеет к этому отношение. Деление жизненного пространства многомерно. В сообществе растений имеются высокие деревья, которые тянутся в небо, деревья пониже с раскидистыми ветвями, кусты, травы, мхи и множество слоев корней, уходящих глубоко под землю. Источники энергии тоже многомерны. Есть птицы, которые поедают семена с грунта, и есть такие, которые едят семена и ягоды до того, как они упадут. Есть мелкие птицы, питающиеся насекомыми, и крупные птицы-хищники, птицы, которые добывают пищу в водоемах, и птицы, которые подбирают отбросы. Все вместе существует в гармоническом равновесии.

Я еще раз повторяю: гармония — это не синоним слабости и равновесие, это не еще одно слово для обозначения застоя. Путь, по которому движется жизнь, — это рост и изменение. Это и есть айки. И способ, которым пользуется природа, производя из жизни жизнь, основывается на геометрической прогрессии, чтобы рост и изменение были возможны. Но ничто не может расти и расширяться всегда; все имеет свои пределы. Понимание ограниченности — это тоже айки. Рост и увядание, расширение и сжатие могут иметь место только в этих пределах. Когда расширение достигает некоторого предназначенного предела, должен начинаться обратный процесс. Жизненная форма не может существовать вечно. Некоторое время она растет, а потом начинает увядать. Вселенная не может расширяться вечно. Когда расширение достигает максимума, она должна опять начать сжиматься. Это ритм природы, сидзэн тота, естественное регулирование.

Понятно, что при беспрепятственном размножении количество видов скоро стало бы значительно больше, чем может позволить имеющаяся пища и пространство. Связь между пространством и числом особей является решающим фактором, который необходимо строго контролировать; и это осуществляется путем абсолютно справедливой борьбы за существование, борьбы не на жизнь, а на смерть. Сохраняя характерные особенности, важные для процветания отдельных видов и системы в целом, уничтожая слабое, несовершенное, то, что не может приспособиться, природа тщательно отбирает и совершенствует используемые повторно материалы жизни. Наследственность — это связной, а исполнитель — сама жизнь.

Природа пользуется обоюдоострым мечом. Она вводит в жизнь инстинкт агрессии и способность видов к самозащите, в результате возникает борьба за существование, которая принимает самые разные формы. Борьба. которую ведут животные за владение территорией, обеспечивает такое распределение природных источников, при котором все представители данного вида смогут поддерживать высокий уровень существования в сообществе и оставаться сильными. Борьба, которую ведут соперники за самку, за продолжение потомства, обеспечивает для последующих поколений возможность передачи силы и приспособляемости и гарантирует, что детенышей будут вскармливать и защищать самые умелые и приспособленные родители. Эти естественные формы внутривидовой агрессии никогда не бывают направлены на истребление себе подобных.

Поддерживая динамическое равновесие между основными ресурсами, которыми располагает популяция, и активностью других форм жизни вокруг, естественные враги помогают точно регулировать свое собственное существование и существование тех, кто является их добычей. Обладая инструментом, позволяющим защищать свою жизнь в процессе естественного отбора, тот, на кого охотятся, постоянно совершенствует свои средства обнаружения и спасения. Одновременно, с помощью того же процесса, охотник совершенствует свои способности ловить и убивать. К счастью для тех и других, им не приходится рассчитывать на то, что это состязание закончится чьей то победой, между ними всегда будет поддерживаться равновесие.

Охотящийся враг не является врагом в буквальном смысле этого слова! Когда волк, напав на оленя, убивает в этом нет враждебности или злобы. Волк просто испытывает голод и должен убить, чтобы получить энергии для поддержания своей жизни. Стать причиной вымирания видов, от которых зависит его жизнь, — самоубийство. Тот, за кем охотятся, поддерживает охотника, служа для него пищей.

Охотник, в свою очередь, поддерживает того, кто служит его добычей. Помогая совершенствованию вида, он очищает его от слабых, больных и непригодных для жизни, чтобы его представители были сильными и число их увеличивалось. Это и есть мисоги. Взаимная зависимость совершенно понятна. Окончательное выживание одного совершенно необходимо для выживания другого.

В системе естественного отбора живые существа должны бороться с окружающей средой, с представителями своего собственного вида и со своими естественными врагами. Все это необходимо для развития здоровой, обладающей приспособляемостью жизненной формы и жизненно важно для соответствующей реакции саморегулирующейся системы, с помощью которой жизнь регулирует свою агрессивность. При отсутствии естественного врага и уравновешивающего эффекта борьбы, которую приходится вести с окружающей средой, глубоко укоренившиеся защитные механизмы агрессивности будут находить выход только в рамках самой группы. Механизм саморегулирования, если на него влияет только селекция, искажается, и форма и поведенческие особенности вида становятся преувеличенными, что отрицательно сказывается на его способности к выживанию. Человечество, с его недавно приобретенной изощренностью, быстро приближается к этому пределу.

Жизнь, несмотря на бесчисленные изменения в мире природы, продолжается благодаря своей собственной способности изменяться. Сущностью наследственности, материализацией эволюции является передача удачных изменений последующим поколениям. Меняющиеся секреты существования, формы и функции записываются с помощью спиральной нити ДНК и передаются из поколения в поколение. Отдельные представители вида не могут быть независимыми или существовать отдельно от него. Они приходят в жизнь как часть группы, и все их многообразие — это многообразие членов группы, обретенное благодаря такой передаче. Человечество появилось и продолжает существовать на этой Земле как выражение бессмертных знаний, приобретенных посредством выражения всех видов жизни. Это живой поток любви, который обгоняет время и пространство, вечно существующее сейчас, простирающееся из прошлого в будущее. Эта любовь, не будучи ни слабой, ни сентиментальной, в высшей степени справедлива и совершенно беспристрастна. Сильное должно наследоваться и расцветать. Слабое — то, что угрожает существованию группы, должно погибнуть, и группа очистится от своих слабых мест. Индивидуальное имеет значение прежде всего в связи с группой, потому что, если группа погибнет, индивидуальное обречено. То же можно сказать о виде. Когда форма жизни искажается и теряет способность приспосабливаться к гармонии в целом, природа избавляется от нее.

Хотя человечество — такая же форма жизни, как и все остальные, оно в то же время отличается от них. Мы обладаем таким даром, как сострадание. Мы защищаем своих слабых, потому что физически слабый нередко является самой большой нашей силой. Мы уважаем и глубоко чтим дух Бога в каждом человеке. Мы не следуем слепо своему пути, потому что нам дан интеллект, и мы выработали свою мораль. Мы ищем истину и пытаемся приблизиться к Универсальному Сознанию. Хотя мы стоим выше других животных, мы до сих пор очень похожи на них, потому что обладаем теми же инстинктами выживания. Однако в человеческом разуме эти инстинкты часто проявляются в виде ненависти и предубеждений. Поведение отдельного себялюбивого эго ставит под угрозу наш вид и нашу Землю. Мы отказываемся, приспосабливаться. В данном случае для блага всей группы приходится преодолевать не индивидуальность — преодолевать необходимо ненависть и эгоизм. Мы должны перенаправить свою агрессивность и понять, что от того» выживет ли Земля и все остальные люди, зависит наше собственное выживание.


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: