Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

8. БУДО: ВОСПИТАНЕИ ИНСТИНКТА

Морихэй Уэсиба начал свои поиски сущности будо в атмосфере всеобщей справедливости и социальной ответственности, рожденной просвещенными идеями императора Мэйдзи. Он изучил множество классических стилей будзюцу, искусство владения мечом, копьем, палкой, а также техники, не требующие применения оружия. Любую технику он осваивал с удивительной скоростью, проникая в самое сердце каждой рю. Дисциплинированный, скромный и искренний, он был безгранично предан избранному делу. Его учителя сразу видели всю глубину его понимания и духовного развития и открывали ему самые сокровенные секреты своего искусства. Среди множества изученных им классических стилей были школы владения мечом Ягю и Итто, а также рю Ходзоин, где учили владеть копьем. Но одним из самых сильных было влияние, которое оказал на его развитие Согаку Такэда, прямой потомок Такэды Сингэна и последователь учений этой влиятельной семьи воинов. Такэда посвятил Уэсибу в отомэ вадза, тщательно охраняемые секреты рю Дайто, за что Уэсиба был ему безгранично благодарен. Несмотря на множество обязанностей по развитию общества Сиратаки, он сумел вести строгую и требовательную жизнь ученика и заботиться о благополучии своего сэнсэя.

Ведя жизнь воина, Такэда Сэнсэй проявлял крайнюю заботу обо всем, что касалось его жизни, особенно о своем питании. Он боялся возможности отравления, потому что успел нажить много врагов. Только Морихэй Уэсиба пользовался доверием Такэды Сэнсэя. Каждый день дэси Уэсиба, хотя он жил отдельно и должен был заботиться о своей семье, тщательно готовил пищу для Такэды, следил за чистотой его дома и за тем, чтобы все, что касается его жизни, было опрятно и в хорошем состоянии. Уэсиба мог вблизи наблюдать всю глубину паранойи и подавленности Такэды, которому приходилось не раз убивать людей своими руками. И реальность всех этих смертей преследовала его день и ночь, лишая возможности доверять тем, кто его окружал, и сон его часто прерывали стоны, рожденные этими воспоминаниями. Все это оказало очень глубокое влияние на дальнейшее развитие Морихэя Уэсибы. Учение и доверие Такэды Сэнсэя проникли в самое сердце Морихэя Уэсибы, его преданность была абсолютной. Своим ревностным служением и примером, который он всем показывал, Уэсиба заслужил уважение и восхищение мастеров будо по всей Японии.

И тем не менее с любым Путем военного мастерства всегда была связана духовная пустота. Будо давало глубокие знания и невероятную силу воли, но в основе их лежало разрушение, и эти знания казались какими-то незавершенными. Начальное понятие бу, которое разрабатывалось для защиты жизни и обеспечения благополучия людей, было достаточно определенным, но человеческий эгоизм и агрессивность привели к его искажению. Способствуя бесконечному увеличению силы, будо не обеспечивало настоящей безопасности или спокойствия ума. С развитием каждой следующей техники, более мощной, чем предыдущая, обнаруживалась новая, которая могла ей успешно противостоять. Как бы ни был искусен человек, всегда находился кто-то, кто был сильнее или быстрее его, чье проникновение было глубже или чей ум был более ясным. Будо предоставляло лишь примитивный выбор: победа или поражение. Так как ни одна из сторон не могла видеть победу в крушении, окончательным исходом вечного соперничества должно было стать поражение.

Личное эго, которое старались победить все рю, все равно умудрялось выжить, ловко подделываясь под преданность и честь. При напряженных попытках преодолеть эго отдельного человека трудно было осознать эгоизм и чрезмерное разрастание эго группы, истинного эго, эго не-эго. Наблюдая за перерастанием будзюцу в будо, О Сэнсэй видел, что, хотя в борьбе и готово родиться высшее сознание, работа не закончена — она только начинается.

В секретных учениях всех рю была некая сущность, которая не была техникой, — ощущение, которое говорило скорее о созидании, чем о разрушении, сила, которая скорее объединяла, чем разделяла противоборствующие силы. Это было смутное обещание, неясное и так до конца и не оформившееся, что величайшая сила — это гармония. Муки суровых физических испытаний Сэнсэя, которые он переносил, стараясь открыть этот секрет, были ничтожны по сравнению с теми муками, которые испытывал его дух. Постепенно у него стало появляться смутное ощущение существования какой-то едва уловимой идеи. Он пытался задержать его, но всякий раз, когда он старался сосредоточить на ней свой ум, она тут же от него ускользала. Это было какое-то едва уловимое воспоминание, принимающие неясные очертания, периферическое видение, которое не удавалось сфокусировать.

И он отправился в горы и погрузился в молитву. Он искал Бога, который жил в глубинах его духа. В отчаянии он отказался от своей привязанности к неуловимым фрагментам истины, которые он так долго искал. Он проводил время в тяжелых тренировках, доходя до пределов возможностей своего тела и переступая эти пределы. И когда его тело, разум и дух стали пустыми и чистыми, ослепительный свет того, что существует на самом деле, осветил его душу. Он достиг истины и прикоснулся к ней. Он вдыхал ее аромат и вкушал ее дары. Он напился сути, и она утолила его жажду. Ее золотой огонь очистил его тело. Он слышал пение птиц, и их язык был его языком. Глядя в небо, он ощущал оглушающее движение галактик, и это движение находило отклик в его теле. Он больше не был просто человеком — он стал выражением истины и божественной силы Вселенной. По его лицу катились слезы радости и облегчения, он понял все. Будо — это защита жизни. Это не что иное, как защита и божественная любовь, это воля Бога, выраженная в движениях человеческого тела и в изначальной чистоте человеческого духа. Дух всей жизни — это часть Бога; Разум Вселенной — великая объединяющая сила всего мироздания. Врага не существует: единственный враг — ты сам. Поскольку люди не поняли этой истины, эволюция животного, которое носит имя «человек», — стала эволюцией насилия и борьбы за власть, в которой мы разрушаем себя, уничтожаем друг друга и саму основу своей жизни. Наши механизмы самозащиты вышли из строя, и мы стремительно идем по пути самоуничтожения. Многие считают, что насилие для человечества неизбежно, и развивают теории в доказательство того, что у нас нет другого выбора, как руководствоваться инстинктом, заложенным в нас миллионы лет назад. Но возлагать в наши дни вину за насилие на животный инстинкт — это удобный способ убежать от ответственности, отрицая именно то, что выделяет нас среди остального животного царства. Тот самый Созидающий Разум, который вдохнул во все живое способность к выживанию, наградил человека творческим духом, состраданием и уникальной способностью к обучению и размышлению.

К сожалению, духовное развитие человечества невероятно отстало от интеллектуального. Оглядываясь назад, можно подумать, что все наши поиски новых знаний были направлены на разрушение и своими величайшими открытиями мы обязаны всепоглощающему стремлению к власти. «Заложенные в наших генах» инстинкты агрессии должны иметь выход. Но у нас есть выбор, куда их направить. Дар свободы выбора накладывает на нас огромную ответственность, потому что при отсутствии ежедневной борьбы за выживание мы должны сами создавать для себя испытания.

Видя величайшие технологические достижения, О Сэнсэй неизменно восхищался.

«Возможно, когда-то представление о всемирной гармонии, которому учили величайшие духовные вожди, было всего лишь упражнением в логике. Люди не могли до конца осознать, что в тысяче миль от них существует культура, полностью отличная от их собственной, существуют другие обычаи, другой образ жизни, другие духовные ценности. У них не возникало проблем, связанных с общением, они не видели, каким образом то, что происходит с одной стороны земного шара, может политически, экологически и экономически повлиять на другую его и сторону. Но теперь, в двадцатом столетии, люди видят все совсем в другом свете. Благодаря нынешней технологии мы знаем о связях, которые существуют между необъятными землями, соединенными огромными морями, лежащими под одним и тем же небом. Мы наблюдаем другие культуры и изучаем другие языки, мы понимаем существование проблем. У нас нет путей для отступления: мы должны продолжать двигаться вперед и находить мирные и здоровые решения проблем нашего быстро сжимающегося мира».

О Сэнсэй учил: «Понятие мировой гармонии — это не логическое понятие, это наша реальность. Современная технология предоставляет нам два выхода. С ее помощью мы можем либо осуществить мечту всех живущих на Земле людей, объединив их в единую великую семью; либо полностью уничтожить эту Землю, а вместе с ней и все человечество. Агрессия бесполезна перед лицом нового оружия. Чем больше мы понимаем, насколько глубоко все на Земле связано между собой, тем меньше шансов у национализма. Мы должны изучить и понять спасительную истину гармонии».

О Сэнсэй был убежден, что, согласно Пути Каннагары, каждый сам создает себе рай или ад здесь, на этой Земле. Мне хотелось бы напомнить старую японскую, народную сказку о молодом любителе приключений, которой захотел узнать разницу между раем и адом. Сначала он заглянул в ад и увидел множество людей, сидящих за длинным столом, уставленным прекрасными яствами. Но у всех у них были изможденные лица и впалые щеки. Они были худыми и слабыми и плакали от отчаяния. Когда он получше к ним присмотрелся, то увидел, что на их руках только по два пальца, которые образуют хаси, японские палочки для еды, длиной в четыре фута. Хотя они могли захватывать пищу, их пальцы были настолько длинными, что они не могли отправлять ее в рот. В отчаянии они превратили этот свой инструмент в оружие, затеяв борьбу за пищу, которой не могли съесть. Потом он заглянул в рай. Он увидел точно такой же длинный стол с теми же прекрасно приготовленными яствами, у людей были такие же длинные пальцы. Но все они смеялись и улыбались друг другу. У них были налитые щеки, их лица дышали здоровьем. Между ними не было борьбы, потому что каждый из них захватывал пищу и протягивал ее сидящему напротив, все они кормили друг друга. В чем же разница между раем и адом? В сознании, сострадании и сотрудничестве.

Стремление испытать свои силы и найти самовыражение приводит к значительным достижениям в живописи, скульптуре, музыке и литературе, агрессивный инстинкт очищается и направляется по пути творчества. Без такого стремления не было бы большой любви, Эверест остался бы непокоренным, и на Луну никогда бы не ступила нога человека. Силе этого стремления мы обязаны великими достижениями науки и новыми технологиями, когда мы стремимся открыть истину своего происхождения, а также происхождения и функций Вселенной, которая нас окружает.

Системы связи и обработки информации позволяют изучить множество культур всего мира и различные жизненные обычаи, а также обмениваться идеями. Благодаря технологическим достижениям мы лучше обеспечены, можем лучше питаться и жить дольше. Расстояния в тысячи километров можно преодолеть за несколько часов, если мы пользуемся современными видами транспорта, или даже за несколько секунд, когда мы слышим голос или видим изображение на экране телевизора. Приобретаемый опыт и знания делают нашу жизнь богатой и разнообразной. Использование технологий для блага человечества — это положительный выбор: агрессивное стремление, которое используется творчески.

Но если этот творческий поток направляется по негативному руслу, в результате мы получаем насилие и разрушение. Точно так же, как орудия раннего Нота запрет определили наше развитие, сегодняшние технологии оказывают мощное влияние не только на нашу позицию и образ жизни, они изменяют человеческие инстинкты. Развитие технологий делает нашу жизнь богаче, но их чрезмерное использование разрушает человеческие способности и окружающую среду. В своей опрометчивости и эгоизме мы не находим времени для процесса гармонизации. Мы бросаем вызов природе и пытаемся преодолеть ее силу. Прельщенные более удобной жизнью, которая становится возможной благодаря развитию технологий, мы, похоже, забыли о силе собственного тела и духа. Влияние технологии может быть малоприятным и жестоким.

При взгляде из космоса наша Земля кажется светящейся жемчужиной, отливающей зеленым и голубым. На ней нет красных линий раздела. Где все границы? Где Китай? Где кончается Россия? Это Италия или Франция? Бог не давал разрешений на владение территориями ни одному человеку, ни одной организации, ни одной стране. Национальная военная технология, хотя она и обезличена, приводит к обострению поразившей нас болезни, она является выражением страха и недоверия. Одним нажатием кнопки можно уничтожить миллионы человеческих жизней, разрушить целые города и отравить Землю для всех последующих поколений. Мы не сможем ни увидеть, ни почувствовать боли врага. Наши руки останутся чистыми, они не будут запачканы кровью врага, но нам никогда не удастся очистить наш дух от невидимых пятен позора. Хотелось бы мне знать, есть ли у нас еще время воспользоваться уроками истории, уроками самурая Токугавы Иэясу и отказаться от «ружья»? Если мы вынуждены бороться друг с другом, можем ли мы вернуться к более естественным временам, когда на поле битвы были слышны только крики солдат, убивающих солдат, временам, когда целые города не наполнялись ужасом при виде искалеченных и пылающих тел слабых, невинных, молодых? Война — это слово, принадлежащее современному миру. Отгороженные технологией, многие никогда не видели боли в глазах погибающего от голода ребенка, сосущего грудь своей мертвой матери. Испуганный холодным прикосновением ее тела, как может он понять, почему не стало молока, не стало колыбельных песен? Мы не можем видеть слез противника. Враг — это не человек. Враг не чувствует боли. Разрушения и жестокость, которые несет война, как бы далеки мы от нее ни были, очевидны. Но в нашу повседневную жизнь тоже незаметно проникает жестокость, которая может быть и не так очевидна, но несомненно влияет на наше сознание и разрушает мир, в котором мы живем. Разрушительные способы выражения инстинктов агрессии находят отражение в нашей современной общественной организации, они стали отрицательными символами нашей культуры. Сложность органов юстиции и переполненность тюрем свидетельствуют о страхе и ненависти. О страхе и ненависти говорит постоянная потребность в больничных койках и психиатрических лечебницах. Эта потребность возрастает с ужасающей скоростью, потому что наш разум не выдерживает давления, которое оказывают на него непрочность и стрессы современной жизни. Слишком обильная пища при незначительной физической нагрузке ослабила наши тела. Канализационные системы переполнены отходами, с которыми мы вообще не можем разделаться, и мы погребаем себя и наш мир под горами отбросов, превращая изобильные природные источники в несметные свалки. Заботясь только о своей личной экономике и своем комфорте, мы забываем о красоте великой экономической системы природы и ее кругооборота. Человечество превратилось во всемирного паразита. Грабя Землю для своего обогащения и возвращая взамен яды, мы создаем тупиковую экономику.

Излишества и расточительство — крайне опасные виды насилия, потому что они оказывают очень глубокое влияние на наше сознание. Наше общество, наша экономика, наш образ жизни сиюминутны, все это веши разового использования. Мы не получаем удовлетворения от самого процесса, наша работа, наше общество не вызывают у нас чувства гордости. Мы живем в грязных перенаселенных городах, наша вода непригодна для питья. Будучи материалистическим обществом, мы не проявляем никакого уважения к материи. Такое отношение к материи оказывает влияние и на наше отношение к себе и своей жизни. У любой материи есть своя функция, так же как она есть у любой жизни. Какой ничтожный проступок — выбросить бумажный стакан, но повторенный миллионами людей, он вырастает в ошеломляющую проблему, и влияние, которое оказывает такое действие на сознание, всякий раз будет чуточку большим. Это становится привычкой, входит в образ жизни и распространяется на другие области нашей жизни, даже на человеческие взаимоотношения. Сколько людей проводят свои последние годы в домах для престарелых? Забытые, исполненные отчаяния и чувства одиночества, они несут в своих стареющих телах глубокое понимание жизни, переживания, которые необходимо с кем-то разделить, любовь, которая настоятельно требует своего выражения. В результате один из величайших естественных источников остается неиспользованным —результат менталитета разового пользования. Мы утрачиваем то, чем должны гордиться. Мы утрачиваем свою преданность друг другу, мы утрачиваем контакт с природой.

Наши руки и творческие способности когда-то были заняты созданием прекрасных предметов для повседневной жизни, которыми можно было гордиться, простых вещей, которые служили нам всю жизнь и оставались нашим потомкам: миска, вылепленная на гончарном круге, сделанный любящими руками деревянный стол со временем становились только прекраснее, сшитое собственными руками стеганое одеяло с фамильными узорами каждой холодной ночью воспринималось как новое. Наша жизнь была заполнена любимыми, ценными именно для нас вещами, сделанными нашими руками, руками наших родителей, наших бабушек и дедушек, руками наших друзей. Мы нуждались друг в друге. Мы обменивались и делились. Всякая вещь, с которой мы соприкасались в своей жизни, имела свою историю. Мы вместе страдали, вместе обливались потом, мы строили общество: мы были лично в это вовлечены и получали вознаграждение. Поддерживая самый тесный контакт с жизненной силой природы, мы питались пищей, которую мы выращивали, свободной от химикатов и напоенной любовью.

Теперь у нас есть рабы — машины, но, пользуясь рабским трудом, мастер, сам превращается в раба, потому что он тоже часть процесса. Лишенные радости творчества и гордости за то, чего нам удалось достичь, мы управляем машинами, чтобы иметь возможность купить произведенные ими вещи. И то, что мы покупаем, отличается слабостью и стерильностью, массовая продукция машин, у которых нет гордости, часто произведенная рабочими, не заинтересованными в результате своего труда. Слишком много труда, который больше не служит источником гордости, удовлетворения или надежности положения в обществе. Он превращается в обезличенный источник денег и ложной уверенности в материальном благополучии. Мы просто становимся частью машины, измеряя время от зарплаты до зарплаты. Располагая большим запасом времени и большими материальными ценностями, чем раньше, люди так и не нашли счастья.

Чем легче становится жизнь, тем слабее становится человеческое тело. Лифты, эскалаторы и автомобили делают мышцы, когда-то крепкие и сильные от бега и подъемов, слабыми и дряблыми. Наш ум тупеет, находя все меньше и меньше применения по мере того, как мы все больше и больше позволяем думать вместо нас калькуляторам и компьютерам. В нашем распоряжении больше свободного времени, чем мы имели когда бы то ни было раньше, но вместо того, чтобы его использовать творчески, для собственного развития и внутреннего роста, мы лежим среди управляемого комфорта своих комнат, загипнотизированные бесконечным показом движущихся фигур на телевизионном экране. У детей больше нет необходимости развивать свое живое воображение, придумывая для себя игры и развлечения, — за них все это делает электроника. Мы стали обществом зрителей, пассивных наблюдателей, редко испытывающих тот покой, который приносит физическое выражение и личные достижения. Мы ищем легкой, исполненной комфорта жизни, считая, что это даст нам счастье, а потом удивляемся, почему жизнь утратила свой аромат.

Счастье рождается в Т1ревратнос-тях судьбы. Если человек не испытает трудностей, все радости, вся красота и блаженство, которое дарит жизнь, принимаются как нечто само собой разумеющееся. Если ваш желудок постоянно заполнен, пища перестает представлять для вас интерес, и только когда вы испытаете ноющую голодную боль, тарелка жидкой каши сможет доставить вам радость. Не имея глаз, мы не можем по-настоящему оценить вида дерева, не имея ушей, мы не можем оценить пения птиц. И, быть может, мы никогда не поймем истинного смысла мира и гармонии — того смысла, который вложила в эти понятия природа, — пока все то, что осталось от нашей Земли, не постигнет разрушение и смерть.

Счастье питается чувством безопасности. Но безопасность — это уверенность в себе и независимость. При легкой жизни нет шансов узнать пределы возможностей человеческого разума и духа. В этом случае нет места для пробы сил, испытаний, совершенствования и роста. Общество становится богаче, жизнь более комфортной, но за многими нашими ценностями ничего не стоит, и это ведет к неудовлетворенности и насилию. На протяжении всей истории человечества во всех великих империях люди были сильными, в своей борьбе за создание нового общества они всегда видели перед собой цель. Но когда их мечты о власти осуществлялись, их жизнь оказывалась лишенной смысла. Начиналось упадничество, общество начинало разлагаться изнутри, и все без исключения подобные империи ждало разрушение.

Мы — весьма просвещенное общество, но в нашей системе просвещения есть глубокий изъян. Следуя нашему примеру, тому образованию, которое они получают, и тем стандартам, согласно которым им приходится судить, наши дети оказываются перегруженными стремлениями к материальному успеху. В своей погоне за материальной надежностью мы теряем то волнение, ту способность удивляться, то духовное богатство, которое дает нам тесное общение с природой. Мы теряем свою душу. Мы строим сухие города, статические и квадратные, потому что мы забыли о философии и поэзии динамических форм нашей Земли и Вселенной. Такими же сухими, статическими и квадратными становятся наши умы, потому что мы больше не пускаем в свое сердце чувства благодарности и уважения за то, что было сотворено. Ценности и цели, которым мы всегда придавали такое значение, теряют для нас смысл.

Люди постепенно начинают понимать, что мировые ресурсы — то, чем владеет наша Земля, — имеют свой предел и что изучение проблем окружающей среды крайне важно. Но в основе всей проблемы лежит отношение нашего разума, представление человечества о самом себе. Ведомые своей алчностью и нетерпением, мы засоряем окружающую среду. Руководствуясь своим эгоизмом и потакая своему эго, мы создаем ядерное оружие и сеем войны. Проблемы не станут другими, пока мы сами не изменимся. Жизнь человека — это его карма, и природа не обещает бесконечности. Земля ограничена. Больше невозможно строить империи, и нет рубежей, которые можно было бы захватить. Мы должны переориентироваться, сосредоточив свои силы на поиске новых сложных задач и способов самовыражения, потому что единственные оставшиеся нам рубежи — это рубежи духа. Наши ценности и воспитание, которое мы даем своим детям, должны обеспечивать возможность дальнейшего развития.

Роль социального воспитания, даваемого семьей и школами, заключается в том, чтобы заложить фундамент, на котором строится духовное и нравственное отношение, а также правильно отрегулировать и направить агрессивные реакции наших детей. Однако в школах они часто встречают безразличие; дома слишком мало внимания уделяют их дисциплине и слишком опекают. Руководствуясь любовью, им не дают дышать. Но настоящая ли это любовь, или это наше эго? Настоящая бескорыстная любовь дисциплинирует и дает направление, она бросает вызов и создает благоприятную почву для развития. Она идет дальше интеллекта, вооружая дух независимостью и рождая доверие. Задача образования — испытать дух и поднять сознание; это не мелкое изменение фактов, это поиск истины.

К сожалению, в большинстве случаев воспитание касается только ума. Масштаб нашего мышления — результат социального воспитания. Дети знают только «себя», но получение воспитания должно означать также знание «других». Каждый человек вступает в самые разные отношения с другими людьми. Я есть, но я не один. Я нуждаюсь в других, но это не значит, что я зависим, потому что я тоже несу за них ответственность. Я есть мое окружение; я есть Вселенная.

Это высшая цель занятий айкидо. Это не просто психологическая тренировка или логическое упражнение. Это воспитание, которое идет дальше интеллекта. Проникая в глубины человеческого сознания, оно достигает инстинкта. Настоящим «центром» является человеческий инстинкт.

Процесс обучения нелегок и начинаться он должен на физическом уровне. Необходимо грубо сорвать все известные механизмы защиты себялюбивого эго, прежде чем сознание сможет открыться и сделаться сильным. Мы должны снова и снова встречаться лицом к лицу со страхом, которому мы обязаны своей способностью делать умозаключения и топить свое высшее сознание в панике, и мы должны научиться понимать, что от этого невозможно убежать. Чтобы контролировать и совершенствовать реакции как тела, так и духа, пока они не станут естественными и инстинктивными, необходимо прямо встретиться со стрессами и паникой, смело посмотреть им в лицо и преодолеть их. Если вы хорошо изучите узкую кромку, которая отделяет жизнь от смерти, ваши чувства разовьются и приобретут большую остроту. Вы сможете вдохнуть полными легкими невообразимую сладость поиска, и сила растущей независимости и самопознания выгравирует перед вами действительность с потрясающей ясностью. Такого состояния повышенного осознания можно достичь, только доведя свое тело до предела выносливости и переступив через него.

Чтобы ускорить использование силы не только как физической мощи своего тела, но и для совершенствования движений, восприятия и интуиции и перехода в царство духа, крайне важны глубокое знание ограничений своего тела и те разочарования, к которым приводит понимание их наличия. Жесткая атака, или жесткий укэми сам по себе не поможет обществу. Но сильный дух, который развивается благодаря тяжелым тренировкам, может послужить спасению общества. Изучение и усвоение уникальных человеческих качеств приводит к расцвету человеческого сознания. Физическое изучение реакций помогает сосредоточить жизнь вокруг действий. Если нравственность и сострадание ограничиваются, только интеллектом и находят свое выражение лишь в красивых словах, вы никак не повлияете на общество и не вызовете его изменения. Но если нравственность, сострадание и страстное желание помочь обществу стали инстинктом и вошли в глубины сознания, положительные действия помогут их расширить, и они приведут к серьезным изменениям. Во время русско-японской войны император Мэйдзи даже в самую холодную зиму не носил пальто, а пища его состояла лишь из небольшого количества риса. Это очень беспокоило его ближайших советников, и они постоянно умоляли императора лучше питаться и теплее одеваться. Но император всегда отказывался, говоря: «Я хочу делить с солдатами их трудности и создать духовную связь, сохраняя их в своем сердце и своих молитвах каждую минуту каждого дня. Почему народ не думает о своих страданиях и усилиях, которые приходится ему прилагать?» Его действия углубили его понимание и добавили искренности и силы его состраданию. Многих людей охватывал стыд, когда они это слышали, и они следовали его примеру. Когда до солдат доходили известия о таких поступках, их сердца наполнялись гордостью и уважением к своему императору и слезы любви и признательности катились по их лицам.

Чтобы нравственность и сострадание стали частью нашего инстинкта и нашего сознания, мы должны научиться ощущать боль других людей. При обучении айкидо людям приходится делить один и тот же тяжелый опыт, те же усилия и разочарования, что позволяет проникнуть вглубь эго, создавать прочные узы уважения и заботы и развивать чувствительность и способность осознавать ситуацию, в которой находится другой человек. Если бы мы могли искренне чувствовать чужую боль, люди бы реже умирали от голода, было бы меньше войн и меньше одиночества. Люди сидят и ожидают чуда, но сам Homo sapiens — это чудо, чудо миллионов лет эволюции Вселенной, чудо духа Бога. Теперь мы сами несем ответственность за то, чтобы явить еще одно чудо и стать сильным обществом, обществом действий. На протяжении всей истории по-настоящему великие общества и духовные вожди создавались и формировались благодаря превратностям судьбы. Жизнь никого из них не была легкой, потому что только стимулы, рожденные тяжким опытом, могут повлечь за собой великие действия. На данном этапе своего развития мы остро нуждаемся в лидерах действия и духовной силы. Эта ответственность ложится на каждого из нас.

Вселенная и сейчас претерпевает постоянные изменения, созидательные и созидающие, продолжая постепенно совершенствоваться, а человечество — это часть происходящего во Вселенной процесса. Наша эволюция не завершена, мы просто прошли один маленький этап процесса роста. У нас и сейчас есть будущее и возможность выбора его направления. У Вселенной существует единственное творческое направление — активное развитие для достижения конечного совершенства. Если мы не задумаемся над своим прошлым и не перейдем к следующему этапу своей эволюции, своего духовного роста, законы, по которым живет Вселенная, не оставят для нас выбора. Любовь природы очень требовательна, Вселенная и закон природы будут продолжать свое существование. Человечество может продолжить свое существование, только развивая свои инстинкты и совершенствуя человеческие качества.


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: