Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

9. АЙКИДО: ПЕРЕДАЧА ИСТИНЫ

Величайшее испытание для просветленных мастеров будо — определить и объяснить свое понимание секретов и сил энергии. Они использовали духовный и естественный мир как метафору. Они использовали простые и сложные представления, прилагая все усилия к тому, чтобы высказать то, что высказать невозможно. Они пытались продемонстрировать свое понимание с помощью различных техник, но связь с движением запутывала не меньше, чем это делали слова. И наконец, Морихэй Уэсиба, разработав айкидо, создал технику и духовное движение, которые четко выражают истинные принципы силы, Высшую Силу, которая содержится в явлениях Вселенной.

Любая техника — это пространственно-графическое выражение циркуляции энергии, которая движется через космос точно так же, как она движется через наши тела. Практика и изучение приводят к тому, что дух и научные истины сливаются воедино, рождая единое понимание, основанное на проникновении в сущность и на интуиции, которое невозможно выразить словами. Из спокойной уютной долины вы не можете увидеть вершины горы. Пока вы не ощутите ее манящих высот, даже ваше воображение будут затмевать облака. Истинное знание — это опыт. Он изменяет концепции и расширяет дух. Вселенная, жизнь, человеческие взаимоотношения — все содержит одни и те же истины, всем движет любовь. Вот в чем смысл айкидо. Прежде чем раскроются секреты айкидо, вы должны видеть его и чувствовать, ощутить его вкус и его усвоить.

Часто те, кто познакомился сайки-до лишь поверхностно, относятся к нему критически, заявляя, что его движения слишком мягкие и слабые или что все это просто танец. Их мир слишком узок, потому что они успели создать какое-то собственное представление о боевом Пути и их ум остановился на старых концепциях борьбы и конфликта. Понимая силу только как удар, они постигли лишь самое ограниченное ее выражение. Ударяется ли Луна о Землю? Бросает ли Земля вызов Марсу или Юпитеру? Упорная предвзятость подобных людей мешает им принять истину. Их враждебность не дает развиться настоящей силе.

К О Сэнсэю приходили многие из тех, кто занимался самыми разными стилями будзюцу и будо, желая присоединиться к его учению. Им он говорил: «У вас должен быть сёсин, ум начинающего, ум, представляющий собой чистый лист бумаги, на котором можно увидеть движущиеся образы секретов айкидо. Вы должны добиться пустоты. В уме, который заполнен мнениями и предвзятыми суждениями, нет места для истин Вселенной. Если чаша всегда наполнена, вода в ней застаивается и становится затхлой. Чтобы заполнить чашу свежей водой, ее нужно сначала опорожнить. Если в ваших ушах всегда звучит ваш собственный голос, вы не можете услышать богатых божественных гармоний».

Перед Второй мировой войной О Сэнсэй строго контролировал прием всех учеников айкидо. Приобретение силы, любой силы, может повлиять на личность самым разным образом. Особенно это относится к тем, кто занимается будо и боевыми искусствами. С одной стороны, это может привести к развитию сдержанности и уважения к другим, повысив общественное сознание. Это может открыть глаза на ваши собственные сильные и слабые стороны. Может способствовать духовной уверенности и вдохновить на положительные действия. Но в то же время, если ум закрыт и личность занята собой и страдает сильной привязанностью к своему эго, занятия боевыми искусствами могут привести к фанатичной погоне за властью, пока одержимость не приведет к невероятному развитию негативного эго и рождению анахронизма, изгоя общества, какого можно встретить только в жестоком мире комиксов или в страшном сне. Когда учитель принимает ученика, который станет продолжателем его учения и философии, его ответственность за такого ученика не ограничивается личной ответственностью. Ученик передает дальше не просто техническое умение учителя, но и его дух. Передавая знания силы, учитель несет также ответственность за реакции общества и влияние на него этих знаний, за то, будет оно хорошим или плохим. Ученик — сырой материал, глина, дерево, камень. Если его личность или духовные установки содержат серьезные изъяны, которые невозможно исправить, какой бы сильной или хорошей ни была техника, получившееся в результате создание будет слабым и ущербным. Поэтому, прежде чем решать вопрос о приеме ученика, О Сэнсэй требовал, чтобы ему были представлены рекомендательные письма от двух человек, обладающих высокими достоинствами. Потом, наблюдая ученика ближе, он, пока тот ждал, тщательно проверял его характер, и наконец, перед тем как окончательно принять решение, лично беседовал с учеником. То, что ученик был принят, еще не давало никаких гарантий, потому что О Сэнсэй постоянно проверял его характер и развитие, прибегая к множеству самых разных способов. Если в какой-то момент ученик переставал отвечать высшим стандартам, он лишался возможности учиться у О Сэнсэя. Техника не была товаром купли и продажи. Ценой, которую О Сэнсэй требовал за свое учение, был открытый ум и искренность ученика, его преданность и честность.

После войны О Сэнсэй понял, что учение о гармонии и мирном сосуществовании на примере айкидо должно получить распространение во всем мире, и он широко распахнул ворота своей школы. Было очевидно, что айкидо не может принадлежать одной стране, потому что его учение несло универсальную истину. И будо переросло в свою высшую форму. Избавившись от ржавеющих цепей национализма, оно стало даром физической и духовной силы для всего мира. Но в то же время О Сэнсэй понимал, как важно, чтобы способ передачи учений был правильным. Он продолжал свои традиционные методы обучения, и для его личных учеников, учи дэси, остались в силе те же самые высокие стандарты. Окончательные знания приберегались только для тех немногих, кого он считал достаточно подготовленными, чтобы с честью нести сущность его знаний дальше, на благо всему человечеству. Преемственность при передаче знаний крайне важна, она означает продолжение духовного потока. Это Каннагара; это Дао.

То же можно сказать о дзэнском храме. Там существуют знания для масс, ценные знания, которые помогают им прожить лучшую жизнь и построить лучшее общество. Но только очень немногие посвященные, которые открыты для истины, поймут эти учения до конца и им откроются секреты просветления. «Многие позваны, но немногие будут избраны». Слишком часто малые знания, как и малая сила, бывают очень опасны. Люди читают, учатся и считают, что они все поняли, но в это понимание легко проникает их собственное эго и личные мнения. Они произносят прекрасные фразы, которые не опираются на настоящие знания, и смотрят на всех свысока, наслаждаясь звуками собственного голоса. Настоящее понимание не связано с давлением на других. Оно не утверждает «мой путь — единственный правильный». Остерегайтесь высокомерия самонадеянности.

Для настоящего изучения и достижения окончательного понимания необходимо отказаться от привязанности к собственным мнениям и своему эго. Одно из самых больших препятствий на пути знаний — это концепция равенства и ее неправильное понимание. Жизнь разнообразна. Все равны в том смысле, что все мы дети Бога, каждая жизнь — это частица универсальной субстанции и частица каждой другой жизни. Но все мы обладаем разными знаниями и разным опытом, разными способностями. Способности, разум и сила характера не являются принадлежностью какой-то одной расы, нации или религиозной группы. Они не определяются общественным положением или богатством. Не существует различия между музыкантом, который хорошо понимает свой инструмент и математику и гармонию музыки, и фермером, который выращивает самые прекрасные овощи и понимает ритмы природы, или мастером, замешивающим бетон, который понимает свойства своего материала и точно знает, когда и в каких соотношениях его использовать. У каждого свой талант, отточенный благодаря его опыту и интуиции. Все они равны, и в то же время они разные. Если вы собираетесь закладывать фундамент своего дома, вы не обратитесь к музыканту за советом. Если вы хотите изучать музыку, вы не станете просить фермера, чтобы он стал вашим учителем. Если вы и учитель равны, вам нечему у него учиться. Если вы не испытываете уважения к указаниям и опыту своего учителя, вы не сможете перенять его знания. Если сотня неопытных людей не могут оценить учителя, поскольку они еще не готовы понять его учение, те, кто являются сторонниками демократии, могут заявить, что эти люди правы. При таком отношении обучение невозможно, потому что прежде всего вы должны доверять учителю. На мате не может быть демократии. Любой, с кем вы занимаетесь, оказывается либо опытнее вас, либо наоборот. Либо вы у него учитесь, либо вы помогаете ему и поддерживаете его в его учебе.

При изучении боевых искусств особенно важно строго следовать указаниям учителя. Здесь не исключены несчастные случаи, всегда есть возможность получить травму, но благодаря многолетнему опыту обладающий интуицией учитель направит занятия так, чтобы эта возможность была сведена к минимуму. Если эго выйдет из-под контроля, он быстро это заметит и примет меры, чтобы исправить положение. Малейшее непонимание техники в одно мгновение может привести к перелому руки или плеча. Созданная О Сэнсэем система обучения айкидо — это естественная система, которая следует естественным движениям тела, а не идет против них. Дзюдзюцу пользуется многими подобными техниками — например, котэ-гаэси, сихо-нагэ и никё, — но результаты получаются разными. Техники дзюдзюцу рассчитаны на уничтожение. Техники айкидо рассчитаны на продолжение процесса и перенаправление его на творческий путь гармонии. Когда человек понимает свое тело и понимает систему обучения айкидо, травмы случаются очень редко.

Айкидо разрабатывалось для общения, а не для соперничества. Оно следует естественным принципам раскрытия движений гармонии. В результате люди с самыми разными физическими возможностями, очень сильные и очень слабые, дети и взрослые, могут заниматься вместе, учиться друг у друга и развивать свою способность соответствовать любой ситуации, находиться в гармонии с ней. Но многим слишком трудно понять парадокс, заключающийся в атаке и защите, изучение конфликта для понимания гармонии. Ученика легко дезориентировать и направить по неверному пути поиска силы и власти. Эго желает самоутверждения, и оно требует своего выражения с помощью состязания.

Самурай не позволял себе эгоистического выражения эмоций, потому что это выдавало его слабость. Даже если у него не было денег и нечего было есть, он довольно улыбался и жевал зубочистку, как будто только что принял участие в настоящем пиршестве. Он всегда помнил о своей гордости, потому что это были его личные проблемы, о которых никто не должен был знать. Имела значение только его функция в обществе. Если все узнают о его слабости, он не сможет как следует выполнять свой долг. По той же причине он не доверял тому, кто демонстрировал свою силу, потакая своему эгоизму. Сегодня люди, привычные к преувеличениям, связывают гримасы на лице, напряженные и лишенные гибкости мышцы, громкий, привлекающий внимание голос — с силой. Но подобные проявления — это всего лишь признаки неуверенности, искаженный механизм психологической зашиты. Такая стратегия опирается на эго. Эго делает нас слепыми к окружающей нас реальности и приводит к множеству ошибок. Если кто-то слишком много говорит, я не могу доверять его словам. Слишком часто слова — не самая честная форма общения. Действия не лгут. Повседневный образ жизни не лжет. Чтобы с помощью интуиции и ощущений увидеть саму суть, нужно научиться видеть то, что находится у человека под маской. Необузданное выражение эмоций — своего рода спектакль. Люди—актеры, забывшие о настоящей реальности.

Изучение боевых искусств, основанных на соперничестве, не есть изучение истины. Соперничество может быть конструктивным, положительным выходом для нашей агрессии. Оно может помочь нам стряхнуть свое самодовольство и толкнуть на совершение поступков, которых мы никогда бы не совершили, заставляя нас двигаться чуть быстрее. Именно к такому результату мы стремимся, играя в игры или занимаясь спортом. Но будо — это не игра. Будо — это Путь, это жизненная позиция. За крайним прилагаемым усилием должно стоять совсем другое. Когда соперничество становится чрезмерным и превращается в движущую силу повседневной жизни, как происходит в большинстве современных обществ, оно порождает все больше разочарований, искажая личность и разрушая человеческие взаимоотношения. Мы постоянно испытываем способности, разум, представление о самих себе и идеологию других людей, начиная от мелочной борьбы за место стоянки до бессмысленного проявления остроумия, когда мы стремимся не к обмену идеями, а к тому, чтобы найти последнее уместное слово. Эго поднимает свою уродливую голову и заявляет: «Я лучше тебя. Я хочу, чтобы ты об этом знал, и я собираюсь тебе это доказать». И соперничество из способа выхода агрессии превращается в акт агрессии.

Мы постоянно ощущаем угрозу и прикрываем свою незащищенность, проявляя излишнее высокомерие, стараясь оказаться в центре внимания. Каждый хочет быть «звездой». Постоянно воюя друг с другом, мы боимся правды. Защищая себя от нападок других, мы становимся ревнивыми, эгоистичными и жестокими. Жизнь превращается в состязание, в котором нужно обязательно одержать победу, прийти к финишу, и мы забываем оценить по достоинству сам процесс жизни.

При такой привязанности к победе большинство современных стилей боевых искусств, которые поощряют соперничество, теряют свой основной смысл. Это становится очевидным, если понаблюдать за некоторыми спортивными состязаниями. Что произошло с прекрасной техникой и принципами? Они разрушены агрессивностью и страхом перед поражением. Ограниченные канатами ринга, боевые искусства, вслед за боксом и борьбой, становятся жалкой имитацией этих видов спорта — элегантность и философия, которым учили великие мастера многих стилей, оказываются полностью забытыми. Применение искусств сужается. Ориентированные только на победу и поражение, они превращаются в буффонаду для демонстрации ребяческого эго. В таком контексте нельзя понять гармонии. Будо — это не спорт.

Ориентированные на спорт боевые искусства опираются на агрессивное соперничество, на негативные аспекты — стремление нанести поражение противнику. Вы не можете контролировать реакции другого человека с помощью агрессии, потому что агрессия только усиливает сопротивление. Если вы толкаете другого человека, вы создаете ситуацию, когда он вынужден сопротивляться вашей силе, и он начинает бороться, прибегая к физической силе. Но если он толкает вас, а вы проявляете достаточную гибкость, позволяющую без колебаний уклониться, вместо того чтобы оказывать сопротивление, ваш противник будет втянут в созданный вами вакуум и окажется в под контролем. Этого нельзя достичь только с помощью физического тела; здесь вас должна направлять духовная позиция.

Цель занятий будо, занятий айкидо — не усиление агрессивной реакции, а контроль и очищение ее. Мы должны научиться оценивать процесс, который ведет к истинной мудрости гармонии. Спортивный чемпионат — просто зрелище. Путь будо учит нас отбросить свои амбиции и алчность и стать пустым. Именно этому учат своих учеников настоящие мастера будо: они учат понимать гравитационную силу, силу вакуума. Они тренируют дух, потому что в результате тяжелых тренировок ученик приходит к пониманию ограничений человеческого тела.

Мы должны понимать, что человеческая жизнь ограничена, и должны развивать скромность, которую рождает это понимание. Поведение универсально. Оно одинаково для всех форм жизни. Любая жизнь обладает эго, поскольку назначение жизни — продолжать и совершенствовать существование. Мироздание — это эго Бога, дающее, любящее эго. Если бы не было эго, не было бы и любви. Но привязанность к своему эго порождает слабую, сентиментальную, ограниченную любовь. Обучение — это эго. Если бы не было эго, ни общение, ни воспитание не имело бы никакого смысла. Иисус Христос обладал эго. Будда обладал эго. Они хотели, чтобы каждому стала понятна любовь Бога, чтобы каждый осознал, что все мы — дети Бога. Они были пустыми, и дух Бога направлял их путь.

Это Универсальное Эго. Истина «Я ЕСТЬ» означает «я — другой». Я — часть Бога. Я — часть космоса. Я — часть Земли. Я — часть тебя. «Я ЕСТЬ» — истинное сознание Бога, Универсальное Эго. Но люди забывают об этом. Мы самонадеянны и не желаем признавать своих собственных ограничений. Вместо того чтобы выполнять свое предназначение, данное нам Богом, мы вторгаемся в функцию Бога, эгоистично уничтожая ограниченные ресурсы нашей Земли и друг друга. Включившись в тяжелую тренировку, мы поймем ограниченность своей физической силы, и это поможет нам глубже понять ограничения всей нашей жизни. Мы должны по-настоящему признать, что наша жизнь и Вселенная — это одна система, понять это не просто умом, а с помощью своей интуиции, сердца, тела и духа. Это не просто идеология, это — реальность. Не говорите «Я знаю!», переступите через «я знаю» и постарайтесь по-настоящему понять и поверить.

До тех пор пока вы на опыте не поймете, что тело ограниченно, вы не сможете услышать голоса обратной связи, которая является естественной системой регулирования тела. Если вы неуравновешенны, тело естественным образом пытается отрегулировать и исправить дисбаланс. Если ваше тело неуравновешенно внутри, коррекция осуществляется с помощью боли, повышения температуры и выделений. Система обратной связи — это Путь коррекции. Если из-за перепуганного и агрессивного эго она молчит, тело становится слабым и утрачивает способность к саморегулированию. Боевой Путь будет слабыми способность самозащиты будет утрачена. Правильные занятия айкидо позволяют заставить замолчать эго и позволяют открыть естественные способы защиты вашего тела и разума. Развивая восприятие и устойчивое отношение, вы поймете, что такое хорошее равновесие, когда все части отрегулированы согласно законам природы, Это и есть система мисоги — очищения и регулирования.

Для эффективного боевого перемещения, для динамической боевой реакции вы должны обладать хорошим физическим равновесием. Изучение движения — это изучение динамического равновесия, которое поможет вам разработать уравновешенные представления и достичь духовного равновесия. Если ваше физическое состояние отличается отсутствием гармонии, если вы не обладаете достаточной гибкостью, чтобы отрегулировать свое состояние, если вы неподатливы, вы не можете выполнить динамического движения. Ваше эго отличается жадностью и всегда подсчитывает результаты. Такой подсчет и стратегия являются основой соперничества. Но в действительности, если противник атакует, а вы колеблетесь, тратя время на подсчеты и принятие решения, вас ждет смерть от его клинка. Это также мисоги.

Закон Бога — это мисоги хараи, универсальная система обратной связи, которая защищает все мироздание от беспорядка. Ветер обламывает засохшие ветки и срывает отмершие листья. Дожди очищают камни и смывают пыль с листьев и травы, давая им возможность дышать; море омывает берег, естественные враги очищают землю от слабых. Жизненная форма достигает точки естественного разрушения, после чего ее функция меняется. Мертвый лист, мертвое дерево, мертвое животное помогают зародиться новой жизни. Этому вечному обновлению соответствует концепция перевоплощения, возможности появиться еще раз в другом виде. Перед сотворением должно произойти разрушение. Перед окончательным разрушением должна иметь место интенсификация. Все в мироздании уравновешено. Иногда тяжелые тренировки приводят к усилению эго, но физическая сила и эго не могут обеспечить настоящих движений и техники айкидо. Прежде чем вы сможете понять тонкости айкидо, вы должны очистить свои движения и избавиться от агрессивных реакций, еще и еще раз убеждаясь в том, что соперничество не работает. Это избавление и есть точка разрушения эго. Это мисоги, и это только начало серьезных тренировок.

Трудная тренировка — это не только тренировка мышц, это не только обнаружение перенаправления силы благодаря сильному сопротивлению. Это больше, чем быстрые броски и жесткие укэми. Такие тренировки важны, но строгая тренировка, которая рождает сильный дух и развивает духовную уверенность, — это тренировка суровых ситуаций. Совсем не трудно энергично тренироваться каждый день, если вы можете хорошо питаться и отдыхать сколько вам угодно. Попробуйте неделю поголодать, продолжая регулярно тренироваться. Или попробуйте трое-четверо суток не поспать, не прекращая своих занятий. Когда тело достигает пределов своих возможностей, в дело вступает дух и начинается его рост. Конечно, такого рода тренировки таят в себе опасности. К ним никогда не следует прибегать без наблюдения квалифицированного учителя.

В додзё Ямлокн Тэссю проводилась специальная тренировка, заставляющая замолчать эго и развивающая сильный уверенный дух. Это была тренировка защиты против тысячи нападений. В течение продолжительного периода времени, недель, месяцев и даже — в одном случае — года ученик должен был ежедневно встречаться с сотней тренированных партнеров, каждый из которых по десять раз атаковал своим оружием его со всей своей силой, применяя любые выбранные им стили. В последний день таких тренировок ученик не получал отдыха, а из еды — лишь небольшую чашку супа для подкрепления. Под весом панциря кэндо его ноги превращались в бесформенную массу, руки дрожали от боли и от усилий овладеть синаи. Физическое тело достигало полного истощения, и именно в этот момент ученик отказывался от своей привязанности к физической силе и встречался с духом. Хотя удары свежих атакующих сноваи снова валили его на пол, духовная сила ученика не ослабевала и его концентрация усиливалась. Он продолжал бороться и прилагал всю свою духовную силу, чтобы защититься от каждой атаки. Много раз до конца тренировки ученик полностью терял сознание, но опять становился в камаэ (поза или стойка готовности), его синаи удерживал его в позе защиты. Это не узкая физическая сила. Это настоящая сущность силы.

Ямаока Тэссю знал день, когда он умрет, поэтому он собрал свою семью и учеников, чтобы подготовить их к этому. Сидя с соблюдением всех правил, он попросил их не удивляться и не печалиться. Выразив всем благодарность за их помощь и преданность, он скончался. Даже в смерти он продолжал сидеть в совершенной позе сэйдза (формальная поза сидя на коленях). Тело умерло, но дух продолжал жить.

Когда-то очень давно один человек встал перед своим учителем, чтобы защитить его от стрел множества нападающих людей. Стрела за стрелой поражали его тело, но он продолжал стоять, защищая своего учителя. Увидев это, атакующие очень испугались и убежали прочь. Они поняли, что его сила больше не принадлежит физическому миру.

Однажды, когда О Сэнсэю было уже около пятидесяти лет, он, находясь в Аябэ, решил посетить очень искусного мастера кэндо. Стремясь испытать себя и доказать правильность своей позиции, мастер кэндо бросил вызов О Сэнсэю. Они вместе отправились в сад — мастер кэндо со своей катаной (мечом), О Сэнсэй с пустыми руками. Когда мастер кэндо встал в свою камаэ, солнечный луч заиграл на поверхности острой полированной стали; О Сэнсэй продолжал спокойно стоять перед ним. Оба медлили. Со лба мастера кэндо начал катиться пот, словно слезы, стекая со щек. Напряженные, блестящие мускулы его мощных, хорошо развитых предплечий, казалось, излучают искры света, подобно тысячам крошечных призм. И все же он медлил. О Сэнсэй, спокойный и отрешенный, осознающий, но не выжидающий, просто отражал образ стоящего перед ним человека и блистающей стали. Прошло пять, семь, может быть, десять минут. Изможденный борьбой, которую он вел, пытаясь атаковать Вселенную, мастер кэндо сдался. Он не мог сдвинуться с места. Его обостренная чувствительность и восприятие не обнаружили ни одного уязвимого места в защите О Сэнсэя.

Возможно, многие неправильно поймут, что стояло за этой встречей, и будут считать, что О Сэнсэй загипнотизировал своего противника, прибегнув к таинственной технике, применявшейся на Востоке в древности. На самом же деле техникой О Сэнсэя была духовная уверенность и мощная духовная концентрация. Не допускающий мыслей о борьбе или соперничестве, не знающий страха и алчности, которые являются причиной появления уязвимых мест, он настолько сильно связал свой дух с духом своего противника, что сила покинула бойца, державшего в руках меч, и хлынула в вакуум, который создал О Сэнсэй благодаря своей, чистоте. Противник не смог атаковать,’? потому что дух О Сэнсэя был лишеи конфликтов, а ум его был полон гармонии. Дух противника отражался в глазах О Сэнсэя. Он не мог броситься в атаку, потому что атаковать было некого, кроме самого себя. Ум, полный конфликтов и вызова, — это ум, который жаждет крови противника. Пусть ваши руки никогда не сжимали горла врага, пусть они никогда не были запачканы его кровью, но если ваше сердце полно ненависти и желания одержать победу над другим человеком, увидеть его страдания, эти мысли подобны смерти, разлагающей ваш дух, и вы никогда не поймете, что такое духовная сила. Настоящий воинский Путь, будо — это Путь согласования, а не разрушения. Это социальное мисоги. Он ищет, как разрешить проблему, а не как осудить или разрушить жизнь.

Настоящая сила находится в духовном мире, и настоящая самозащита — это защита кармы противника. Движение защиты — это не игра, это очень серьезная вещь. Когда враг пытается вас убить, у вас есть один выбор: остаться жить или умереть. Если вы слабы, вы не можете защитить своей собственной кармы или кармы врага. Слабость — это оправдание, легкий выход. Если вы не в состоянии себя защитить и падаете, завидя врага, виноват враг: он становится убийцей. Но за вами тоже есть грех: своей слабостью вы создали убийцу. Карма врага и ваша — одна и та же карма.

Если атакует враг, и вы его убили, тогда убийцей становитесь вы. Результат тот же: уничтожена жизнь. Карма та же. Не имеет значения, кто прав, кто виноват, потому что враг — это ваша тень. У вас и у вашего противника жизнь одна. Если вы убиваете врага, вы совершаете самоубийство. У вас нет оправданий. Путь не допускает отклонений. Вы должны защищаться, и вы должны защищать врага. Это ваша ответственность.

«Настоящая победа — это не нанесение поражения противнику. Настоящая победа несет любовь и изменяет сердце противника». Великим сптори О Сэнсэя было осознание, что истинная сила — это любовь, применение мудрости Бога, а не ограниченной человеческой силы. Великие духовные учителя всегда учили любить своего противника — это высочайшая любовь. Когда есть любовь и уважение, врага не существует. Когда вы больше не ослеплены ненавистью и своим эго, противник становится частью вас самого. Враг становится учителем, который помогает вам совершенствовать свои представления и свою технику, необходимым противовесом, который заостряет ваши чувства. Когда вам не мешает ненависть, вы можете точно отражать положение и движения другого человека, понимать его жизнь и его слабости. Самым важным в занятиях будо является понимание противника. Когда вы понимаете, вы не можете ненавидеть. Только таким способом вы можете открыть истинный путь гармонии. Это не слабость сентиментальной любви, это суровая сила универсальной любви. Любовь никогда не должна быть слабой, так как часто назначение любви в том, чтобы дисциплинировать и причинять боль. Иногда не остается ничего другого, как уничтожить болезнь.

У нас в Японии говорят: «Хотокэ но кау мо сандо». В вольном переводе это означает ответ на молитву об еще одном шансе. Но он предупреждает, что, если вы все не обдумаете и совершите вторую ошибку, у вас не будет никакого шанса совершить третью.

Когда Будда наблюдал за пауком, плетущим свою паутину, он вспомнил человека, убийцу и вора, который был осужден на муки ада. Один раз в своей короткой, исполненной зла жизни этот человек проявил сострадание и милосердие. По дороге из одного города в другой он увидел паука, который пересекал его путь. Ни о чем не думая, он, следуя своей естественной склонности, попытался наступить на него и уничтожить, но паук убежал. Наблюдая стремительное бегство паука, человек рассмеялся: «Даже ты, столь малый и ничтожный, ценишь свою жизнь не меньше, чем я ценю свою. Что ж, живи».

Тогда Будда решил испытать человека и дать ему шанс избавиться от ужаса своего положения и обрести спасение. Он сплел шелковый шнур из паутины, который опускался из рая в ад, через горуигл — в море крови. Вор увидел шнур, изо всех сил ухватился за него и начал взбираться вверх. Вскоре все, кто находился в кровавой реке, плавали вокруг шелкового шнура. Надеясь найти спасение, они стали карабкаться вслед за ним. Испугавшись, что тонкие нити разорвутся, не выдержав веса такого количества людей, он стал отшвыривать их ногами, посылая проклятия. «Я увидел его первым! Это мое спасение. Вы не должны ставить под угрозу мою возможность убежать отсюда!» — кричал он. Видя все это, Будда глубоко устыдился своего поступка и разорвал шнур, смочив его своими слезами. Этот человек был слишком эгоистичен, чтобы войти в рай. Он не заслуживал спасения.

«Сан Гоку Ши» — известное китайское предание о борьбе между императорами Шиоку и Ги, которую они вели за владение землями. Первый министр Шиоку, Шокацзу Комэ, доверил командование своими армиями и защиту Гаитэи, самого важного стратегического пункта, молодому генералу Башоку, гению войны, которого он сам обучал военному искусству. Комэ подробно обсудил с ним план защиты Гаитэи и отпустил его, выразив свое доверие и любовь. Но генерала Башоку вело его эго. Больше доверяя своим скороспелым знаниям, чем мудрости Комэ, он не подчинился первому министру и для защиты территории использовал собственную стратегию. В результате он проиграл войну, лишился своих армий и потерял важную территорию Гаитэи. По окончании войны состоялся военный суд, и Башоку был признан виновным. Комэ, несмотря на то, что он любил Башоку как сына, понимал, что такое эго и пренебрежение авторитетом могут плохо отразиться на всей армии. Башоку был казнен. Себялюбивое эго — это легко передающаяся болезнь. Страдающий ею человек может быстро заразить все общество. Дальше она может распространиться на всю страну, а потом и на весь мир.

Любовь к врагу — это очень суровая любовь. Иногда, когда требуется защитить других, эта любовь означает уничтожение. Здесь нет прощения проступкам. Чтобы взять на себя ответственность за уничтожение, необходимо полностью понимать очистительную систему природы. Подлежащий уничтожению объект действительно должен представлять опасность для общества. Корова пьет чистую воду из ручья и дает молоко, которое является прекрасным продуктом питания, но ядовитая змея, пьющая ту же воду из того же ручья, может произвести только яд. То же можно сказать и о воспитании. Получив одни и те же знания, один человек может стать хорошим членом общества, тогда как другой будет производить только яд.

Общество необходимо защищать. Права индивида и индивидуальности необходимо защищать. Слабых и детей необходимо защищать. Но в это нельзя вовлекать свое личное эго. Нельзя вовлекать групповое или национальное эго. Нельзя вовлекать жадность и предвзятые мнения. Это должен быть акт очищения, истинного мисоги. Правое или совершенное по ошибке уничтожение становится вашей кармой, и вам необходимо принять духовные последствия совершенного действия. Если вы должны убить врага, сначала должны умереть вы. Чтобы по-настоящему уничтожить врага, сначала необходимо уничтожить себя. Это целомудренно. Если вы беспокоитесь о собственной жизни, эгоистично думая о себе в то время, как вы пытаетесь убить врага, это ложь. Вы должны пожертвовать своим эго. При наличии привязанности к эгоистичным желаниям не может быть объективности, в результате и здоровье и гармония общества будут нарушены.

Дисгармония всегда является результатом привязанности и стремления эго защитить себя, результатом алчности, страха потерять территорию или потерять власть, страха перед другими мнениями или другим путем. Легко разглядеть и понять личное эго, но значительно труднее осознать эго группы. Неправильное понимание человечеством преданности Богу привело к несоизмеримо большим страданиям, чем любая разновидность самодовольного эго. «Преданность геноциду, преданность газовым камерам, преданность сжиганию людей — давал ли Бог свое согласие на такую преданность? Можем ли мы взывать к имени Бога, чтобы он освободил нас от подобной вины? Слепая преданность наиболее опасна, потому, что слишком легко извратить представление о преданности и добродетели, пользуясь рычагом человеческой алчности и себялюбивого эго. Эго не испытывает уважения к тому, что отличается от него. «Каждый думает, как я, каждый все видит, как я», — заявляет оно. Как бы вы себя чувствовали, если бы каждое лицо только повторяло ваш образ, если бы каждый ум | подтверждал ваши мысли? Люди говорят о гармонии, но при этом не уважают другие мнения или другие пути. Научиться гармонии — значит научиться уважать различия и увидеть единство, содержащееся в этих различных точках зрения.

Организации, которые сначала создавались для того, чтобы служить своим членам и помогать им в достижении общей цели, устанавливают ряд правил защиты своих интересов. Пока они малые и слабые, они придерживаются правил открытого общения между своими лидерами и рядовыми членами, а, также между самой организацией и другими, которые преследуют те же цели. Таким образом устанавливается система обратной связи, организация работает так, как она должна работать, и совершенствуется на благо своим членам.

Но очень часто, когда организация крепнет и добивается успеха, ее лидеры начинают навязывать свои собственные идеи и свое эго. Вместо того чтобы помогать членам организации, они стараются ими управлять, призывая к их чувству верности общему делу. Отдельные люди, для которых была создана организация, превращаются просто в коллекцию номеров и денежных знаков. Ревностно охраняя свою сферу влияния и экономическую стабильность, организация становится закрытым обществом, и система обратной связи разрушается. Алчность вырастает в борьбу между организациями за власть, и эго организации провозглашает: «Эта организация — единственно правильная. Наш путь — единственно правильный путь!» Так много групп, общественных, духовных или образовательных, говорят о любви и гармонии, что трудно понять, откуда берутся политические конфликты. Они говорят об открытости, тогда почему же они так закрыты и ограниченны? Группы и организации удовлетворяют человеческую потребность в дружеском общении на избранном пути. Но потребности у каждого свои. Путь каждого неизбежно принимает чуть-чуть другое направление. Если группа не обладает достаточной гибкостью, чтобы приспособиться к этим отличиям, она погибнет. Личные мнения об ошибочном или о правильном пути или о том, какая организация настоящая, не имеют значения. Многие пути создавались не для организаций: они создавались для людей. Каждый должен научиться понимать одни и те же основные принципы, совершенствовать дух и открывать путь гармонии. Истинная гармония может принимать множество различных направлений, поскольку гармония обладает гибкостью уже по определению. Если она не будет гибкой, как она может оставаться гармонией? Это не значит, что должны быть поставлены под угрозу принципы и идеалы, это значит только, что в ней нет места идеалам и принципам эгоизма. Путь гармонии — это нелегкий путь.

Организациям также необходимо открыть сёсин, разум начинающего. Всегда после смерти основателя Пути или духовного и политического лидера начинается борьба между группами. Большинство считает, что именно они продолжают идти по правильному пути, а все остальные ошибаются. Они забывают о духовной сути учения и утрачивают скромность и уважение к другим. Большой пирог единого пространства режется на части и начинается охота на ведьм.

Вселенная каждый день другая. Всякий раз, когда всходит солнце, Земля возрождается. Благодаря динамической энергии жизнь никогда не остается неизменной. Организациям необходимо то же обновление, не только расширение, а расширение и сжатие. Они обязательно должны приспосабливаться к «сейчас», не теряя сути прошлого. Я прошу вас обратить внимание на это предостережение, потому что наша ответственность в айкидо велика. О Сэнсэй мечтал, чтобы весь мир действительно стал одной семьей, в которой не было бы ненависти и предрассудков. Айкидо должно служить нам примером для наших действий. Если мы позволим, чтобы нас захватила борьба за власть и политические конфликты, мы задушим дух О Сэнсэя. Дверь, которую он открыл, будет закрыта страхом, себялюбивым эго и слепой преданностью.

Слабость нуждается в том, чтобы слепо следовать чему-нибудь. Она нуждается в привязанности и преданности чему угодно, будь то хорошее или плохое, потому что слабость боится свободы пустоты. Слабость боится ответственности. Если вы эгоистично привязаны к единственной праведности, вы не можете быть свободны. Если вы захватили праведность, вы прежде всего прочно возьмете ее в свои руки, суставы ваших пальцев побледнеют от усилия, вы не сможете дружески протянуть свою руку к другой руке.

Однажды О Сэнсэй сказал мне: «Тебе необходимо научиться свободе через отсутствие желаний. Если ты будешь пытаться хватать рукой воду или воздух, субстанция убежит. Если ты хочешь напиться, ты должен легко сложить руки пригоршней. Если ты хочешь сделать вдох, ты должен сначала открыть рот, чтобы выдохнуть использованный воздух. Если я дам тебе золото и ты схватишь его со всей силой, на какую способен, боясь его потерять, ты не сможешь потрогать бриллиант, который я тебе предложу затем».

Многие ученики понимают учение мастера по-своему, и каждый дает ему другое объяснение. Ни один человек не знает окончательного ответа. Поэтому у того, кто овладевает искусством, философией, наукой или будо, должен быть один учитель, который им руководит, который является для него эталоном, но ему также нужны стимулы, которые дают другие объяснения, другие точки зрения. Никогда не должно существовать границ, за которые не мог бы выйти ученик. Ученик должен быть предан учителю, но он также должен быть предан свободе и возможности выбора. Самой важной функцией непосредственных учеников О Сэнсэя является не создание организаций, а передача его учения. Изучение айкидо, — это изучение философии и духа посредством действий. Техника — это не просто техника, это физическое проявление концепции и понимания искусства. Если существует разрыв между техникой и философией и человеческими отношениями в повседневной жизни, Путь не является правильным Путем. Самое важное качество лидера — пустота, качество отсутствия эго. Мы должны глубоко изучить, осознать дух самурая и усилить контроль не за другими, а за собой.

Почему так трудно контролировать свое эго? Вы не можете прикоснуться к эго, вы не можете его увидеть. Оно не обладает конкретной формой. Вы не можете контролировать эго, потому что эго — это иллюзия. Ваше эго — это ваши действия. Ваша жизнь — это не ваша жизнь. У нас нет ничего. Мы ничем не владеем. Мы — ничто, но мы часть Бога. Можете ли вы сотворить свое тело или управлять цветом глаз, с которым вы появились на свет? Можете ли вы сами установить для себя время? Все принадлежит Богу. Эго не является реальностью, потому что эго не может видеть истины чуда.

О Сэнсэй прожил простую жизнь спокойной силы, прилагая усилия только к тому, чтобы приблизиться к реальности Бога. Он никогда не стремился к власти, он никогда не требовал преданности, и тем не менее все это пришло к нему само. Он не зависел от политики, людей или денег, потому что в нем не было жадности. Его не беспокоили мнения о нем других людей, его не волновало, сколько у него учеников, он не заботился о своей территории или богатстве. Единственной его стратегией была честность, потому что у него не было слабостей, которые нужно было бы скрывать. Он обладал совершенно свободным духом и умением и свободой смеяться над жизнью и над собой. Шла речь о технике или о личности, его интуиция решительно прорывалась сквозь покров лживой и хитрой стратегии, потому что он был зеркалом. Если вы стоите перед зеркалом и пытаетесь обмануть изображение, какой бы хитростью, каким бы умом вы ни обладали, зеркало всегда уловит и отразит ваш истинный образ.

Хитрая и лживая стратегия всегда окутана туманными тенями алчности и слабости. Если вы научитесь подобной стратегии, вы никогда не увидите прозрачности истинной мудрости и силы. Трюки и увертки могут работать недолго, их сила быстро истощается. Если вы бросите семя в тонкий слой грунта, сначала оно будет расти очень быстро. Но, не находя глубины, способной поддержать его рост, оно вскоре погибнет. Терпение и мужество вечности будет жить вечно. Вы должны научиться быть открытым и находить мудрость, мужество и силу истины.


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: