Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

ПРЕДИСЛОВИЕ (Девид Джонс)

Хотелось бы прокомментировать труд Саотомэ Сэнсэя «Айкидо и гармония в природе» сточки зрения моей академической специальности, этнографии, то есть области антропологии, которая фокусирует свое внимание на человеческом культурном опыте. Одним из вопросов, который интересует меня как этнографа, является обнаружение тех аспектов человеческой деятельности, которые в данных культурных условиях представляются чем-то почти универсальным.

Можно сказать, что в некотором смысле тысячи повторяющихся особенностей поведения и реакций, описанных антропологами, дают картину универсального человеческого существа. Они могут говорить о самой древней природе вида и демонстрировать то понимание и те действия, которые, похоже, люди снова и снова находят уместными и правильными. Айкидо, если взять его в его самом утонченном виде, представляет собой современное выражение этой бесконечной волны явлений образов бытия, этих кодов поведения, которым миллиарды людей в течение многих тысячелетий говорят «Да!». Краткий обзор, с которым вы сейчас познакомитесь, наводит на мысль, что антропология поддерживает Саотомэ Сэнсэя в его мнении, что айкидо включает Путь, модель жизни, которая может иметь смысл для населения всего земного шара.

Одним из многих важных вкладов книги Саотомэ Сэнсэя является представление и объяснение мировоззренческих основ айкидо Каннагара Но Ми-чи, заложенных Основателем. Тем, кто изучает японские боевые искусства, в частности айкидо, будут очень интересны представления Уэсибы относительно природы вещей, так как именно на них опирается вся конструкция айкидо. От Саотомэ Сэнсэя мы узнаем, что Каннагара означает «Божественный поток; поток созидательной энергии, который из прошлого проникает в будущее». Он добавляет, что Каннагара Но Мичи— это «Путь жизни, которая борется за истину и за действительность и которая есть Бог».

Саотомэ пишет: Каннагара —это путь интуиции… Каннагара — это путь высшей свободы… Для того, кто искренне следует этому Пути, все действия являются результатом подсознательного искреннего чувства уважения и признательности за совершенство природных процессов и знания того, что все содержит в себе живую частицу Божественного Духа Ками, Создателя Вселенной. В горах есть имя Бога. В ветре есть имя Бога. В реках есть имя Бога… Представление о том, что наряду с изначальным Ками существует много коми, может показаться парадоксом; представление о том, что коми управляют горами и реками, деревьями и птицами, может оказаться непостижимым для тех, кто получил образование, опирающееся на современную науку.

Ками можно рассматривать как основанное на опыте средство Мастера Уэсибы, помогающее понять исключительную безграничность Каннагары во всех мелочах повседневной жизни. Основной принцип ками, заключающийся в том, что все вокруг обладает духовным сознанием, внутренней искрой, хорошо известен в антропологии. Для определения религиозных систем, согласно которым каждое растение, животное, человек, небесное тело, земная форма и сила природы обладает этим вторым я, душой или духовной сущностью, мы используем понятие анимизм. Слово анимизм было введено Эдвардом Б. Тэйлором, основателем антропологии, связанной с определенными культурами, и свою теорию, касающуюся происхождения и природы религий, он назвал «теорией анимизма» — его исследования показали, что анимизм является одним из древнейших представлений, которым проникнуты все религии.

Представление Каннагары Но Мичи о «многих комм/одном Ками перекликается также с самой сутью тотемизма* (Вера многих примитивных народов в то, что он происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п. — Прим. перев.). Самый известный и влиятельный из социологов Эмиль Дюркхейм в своей классической работе «Элементарные формы религиозной жизни» описывает тотемизм как исходную форму религии. Тотемическая модель в различных видах и под самыми разными названиями пронизывает все человеческое существование.

Другим важнейшим аспектом айкидо является японское понятие ки. Это одно из пресловутых представлений, которые трудно передать с помощью доступных западному человеку понятий. Саотомэ Сэнсэй кратко определяет ки как «космическую субстанцию жизни». В антропологии существует термин аниматизм, который используется для определения веры в неантропоморфическую, не имеющую причины силу, которая, как считается, существует всегда, везде и во всем. (Некоторые из известных ранних антропологов считали аниматизм даже более распространенным, чем анимизм.) Ки — японское название этой силы. Китайцы называют ее ци, индийские йоги — пряной. У сиу она называется вакан, у команчей — пуха. Каждое из них, конечно, имеет конкретный и уникальный для данной культуры смысл, но основные верования, лежащие в основе каждого из этих и множества других примеров, одни и те же.

Пытаясь связать различные аспекты айкидо с такими конкретными верованиями, как анимизм, аниматизм и тотемизм, я вовсе не хочу сказать, что айкидо — это только набор древних представлений. Значительная часть «древних представлений», может быть, и не заслуживает того, чтобы о них упоминать. Но мне кажется, что анимизм, аниматизм и тотемизм скорее можно воспринимать как названия определенных представлений человеческих существ о самой природе существования. Если заглянуть за японское слово ки, пуха команчей или вакан сиу, легко увидеть очень-очень человеческое понимание жизни человеческим существом. Хотя слова могут меняться и конкретная аниматистическая концепция может претерпевать определенные структурные модификации, как в древних, так и в современных образах жизни всегда где-то присутствует едва различимая «космическая субстанция». Я хочу этим сказать, что все человечество использует то, что подразумевает понятие ки, и, фактически, им живет.

Во время практики айкидо, в додзё, или местах тренировки, ученика все время предупреждают, чтобы он двигался от «центра», чтобы при использовании конкретной техники самозащиты был «центрирован», «распространял ки из центра». Для определения этого центра японцы используют слово хара, и физически он располагается в нижней части живота. Хара считается точкой концентрации физической и духовной энергии, и для зрелого ученика айкидо это понятие может приобретать космический смысл. Основной смысл понятия хара находит свое выражение во всем мире. В Англии о том, кто проявляет мужество, силу духа или стойкость, говорят, что у него «есть кишки» (Тот же смысл (от противного) несет русское выражение «кишка тонка» — о человеке, который не обладает всеми этими достоинствами, не в состоянии с чем-то справиться. — Прим. перев.), то есть таким образом мы связываем нижнюю часть живота с определенными добродетелями, требующими энергии. Однажды, путешествуя по штату Вайоминг, я слышал, как старый ковбой говорил подростку, который должен был впервые сесть на лошадь для участия в родео: «Единственный твой шанс — одолеть ее своим животом». У многих меланезийцев, жителей островов в юго-западной части Тихого океана, распространенным приветствием является вопрос: «Как твой пупок?» Жители Дугум Дани — горстой части Новой Гвинеи верят в то, что в центре тела находится эдаи эген, или «семя пения», которое является источником жизненной силы человека. Китайцы описывают Даньтянь, или океан ци, и помещают его как раз под пупком. Система чакр индийской йоги также находит ключевую чакру именно в этом месте. «Центр» айкидо — это живот юного ковбоя, которым он одолевает брыкающуюся лошадь, «семя пения» дугум дани, а также то, что подразумевает афоризм Черного Лося, шамана народов сиу: «Где-то в нас есть центр мира».

Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: