Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_52f84825c8e3b2113491cc83b2ae3b3e, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе


Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

12. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Как-то много лет назад я вел класс в Хомбу Додзё. Темой занятий была техника кокю-хо. Я так увлекся объяснением тонкостей этой техники нескольким юданся (старшим ученикам, носящим черные пояса), что перестал контролировать весь татами. Вот и не заметил, как в дальнем углу мата двое начинающих затеяли борьбу, настоящее ристалище — соревнуясь в силе, — набычившись, с напряженными мышцами и жесткими руками. Это было скорее похоже на борьбу сумо, чем на занятия айкидо. Я также не заметил появление в додзё О Сэнсэя, который, по своему обыкновению, явился неожиданно — чтобы посмотреть, как идут занятия. «Кто ведет этот класс?!» — прогремел его резкий от гнева голос. Заметив меня, О Сэнсэй указал на удивленных новичков и сказал: «Саотомэ, ты нарушаешь принцип айкидо. Я разработал систему, систему обучения, систему воспитания. Айкидо — это процесс обучения. Своим невниманием ты сейчас уничтожаешь смысл айкидо!

Его воспитательный процесс — это изучение и совершенствование основной техники кихон вадза». Кихон вадза — основа практики айкидо. Это сущность философии айкидо, сконденсированная в ряде основных движений, каждое из которых дает новую иллюст-рацию одного и того же лежащего в ее основе принципа. Людям часто кажется, что они занимаются изучением айкидо, но на самом деле они этого не делают. Они изучают иккё, или сихо-нагэ, или ирими-нагэ, думая при этом: «Это правильный способ выполнения иккё; это правильное сихо-нагэ». Но такой подход лишен смысла. Вместо того чтобы разделять техники для их изучения, мы должны учиться видеть их единство, применение основного принципа и его философский результат. Не существует совершенного иккё, но любое иккё будет правильным, если оно выполнено спонтанно, искренне и в гармонии с конкретной ситуацией. Ученики часто пытаются точно копировать инструктора, но для самого инструктора иккё всякий раз бывает другим. Точную форму невозможно повторить еще и еще раз. В каждой ситуации степень и направление приложения силы различны; положение вашего тела не всегда одинаково, форма тела и строение мышц у каждого партнера другие, и восприятие и согласование постоянно изменяются. Соответственно должно изменяться и применение приема. Техника заключается в том, чтобы в течениё секунды создавать форму. Никогда не бывает той же самой секунды, той же самой формы. Но лежащие в основе принципы всегда одни и те же.

Однажды в додзё зашел спортивный репортер одной из крупных токийских газет, чтобы взять интервью у О Сэнсэя. О Сэнсэй говорил о принципах, философии и целях айки. Пораженный тем, что он услышал, репортер попросил О Сэнсэя что-нибудь ему продемонстрировать, чтобы он мог снабдить статью фотографией, отражающей эту активную философию. О Сэнсэй подозвал укэ и показал репортеру очень мощное движение ирими, отбросив своего укэ не меньше чем на пятнадцать футов.

Придя в сильное возбуждение, журналист попросил: — Сэнсэй, сделайте это, пожалуйста, еще раз. Эта фотография будет очень выразительной!

О Сэнсэй стал показывать множество различных бросков и движений. Наконец он остановился и посмотрел на фотографа, но тот сказал: — Сэнсэй, это все замечательно, но не могли бы вы повторить еще раз первое движение?

И О Сэнсэй опять начал демонстрацию — бам, бам, бам — ни одного броска дважды. Затем он повернулся к фотографу и спросил: — Ну что, сделал ты свою фотографию?

— Все это замечательно, пожалуйста, повторите еще раз в точности первый бросок, — ответил явно разочарованный фотограф.

— Что? Я тебя не понимаю. Ты профессиональный фотограф и должен уметь ловить момент. Айки не имеет формы. Ситуация всякий раз другая, и для нее подходит другое движение. Одно и то же движение никогда нельзя повторить дважды. Ты должен уловить сущность. «Еще одного раза» не существует. Ты должен пытаться схватить образ спонтанно. Это и есть айки.

В додзё часто приходили различные группы людей, чтобы посмотреть, что показывает О Сэнсэй, или послушать его лекции. О Сэнсэй мог всякий раз делать ирими-нагэ, но основной акцент и подход были всегда другими, в зависимости от конкретных интересов группы. Демонстрируя это движение группе танцоров, он подчеркивал изящество и красоту его силы. Группе будока он показывал живую силу и ее потрясающее действие применительно к боевому искусству. Группе художников он демонстрировал силу творческих способностей и художественного осознания, которая развивается в результате этой практики. Сущность айкидо — спонтанность и изменение. Диапазон проявлений айкидо необъятен, как сама Вселенная. Поэтому каждая основная техника в этой системе обладает множеством разных применений, и существует множество методов тренировки, которые приводят к разным результатам. Если упор делается на контроль пространства, форма иккё будет отличаться от той, которая требуется, когда основное внимание уделяется техническому исполнению. Сущность тренировки мышц и тренировки согласования и восприятия одна и та же, но иккё исполняется с разных точек зрения.

С каждым днем и с каждым годом учение О Сэнсэя неуловимо изменялось. Жизненный опыт, ежедневные тренировки и время увеличивают мудрость. Сравнив то, как О Сэнсэй учил делать иккё десять лет назад и теперь, становится очевидным, что выглядит оно так же, но в то же время это нечто совсем иное. Другим был его дух, теперь его понимание и философия стали более утонченными. Для О Сэнсэя практика была повседневной жизнью. Вкладывая в практику всю свою жизненную энергию, опыт, видение, молитвы и надежды, он никогда не переставал расти. Те, кого интересовала только форма, не могли видеть роста и изменений, происходящих внутри.

Ученики должны обладать особым видом зрения, которое позволяет им интерпретировать то, чему учит инструктор. Они должны видеть дальше формы, проникая в самую суть. Не существует легкого пути для понимания кихон вадза, потому что вы должны открыть для себя истину. Но с помощью искреннего изучения свойств и реакций энергии и в результате развития своей собственной физической силы вы начнете глубже заглядывать в эти принципы и готовить путь для духовного роста. Все движения кихон вадза — это великолепный фундамент и катализатор духовной революции.

Пока вы не научитесь выполнять правильную и центрированную атаку, вы не сможете научиться отвечать на атаку центрированно и правильным образом. Пока вы не научитесь отвечать на выполняемую технику, вы не сможете изучить воздействие и динамику энергии. Когда во время практики айкидо вы атакуете своего партнера, вы даете ему возможность тренироваться, возможность отреагировать и усовершенствовать свою технику. Вы же, в свою очередь, приобретаете самый ценный опыт в обучении айкидо. В результате движения своего партнера вы получаете знания из первых рук, с помощью каждого нерва своего тела. Вы будете чувствовать слабости исполнения точно так же, как и силу формы. Обогащая свой опыт, вы — благодаря его непосредственному влиянию на ваше тело и ваш дух — поймете, почему конкретное движение может быть неэффективным и как едва заметное изменение заставляет это движение работать. Вы учитесь на успехах и ошибках своего партнера точно так же, как на своих собственных. К этому нужно относиться с уважением.

В процессе тренировки инструктор демонстрирует технику для вашего обучения. Каждый упражняется в этой технике, так что каждый понимает движение защиты, к которому следует прибегнуть. Зная это, укэ (тот, кто атакует и принимает силу техники) легко может предвидеть движение и остановить его. Останавливать таким образом прием своего партнера нечестно, и это строго запрещено. Каждая техника рассчитана на то, чтобы испытать и изучить конкретный стиль и направление силы. Техника айкидо зависит от слияния с силой атаки. Именно эта сила определяет движение. Если укэ сдерживает необходимую силу, нельзя обменяться опытом и изучить именно это применение техники. Каждую атаку необходимо довести до конца, честно выполнить ее из своего центра к центру партнера, сохраняя свежий ум и дух. Атака всякий раз выполняется с полной концентрацией, так, как будто это первый и единственный раз. Сейчас — это сейчас.

В дзю вадза (технике свободного стиля) уместна любая атака, пока она искренняя и соответствует идее техники, поскольку тренировка делает упор на спонтанные движения. Но основа спонтанного движения — кихон вадза, поэтому необходимо строго следовать предусмотренному процессу тренировки. Расширяйте свой дух; не расширяйте свое эго.

В продвинутых тренировках важной частью процесса обучения становится сильное сопротивление. Но это не сопротивление эго или соперничающего духа. Оно должно быть честными оказываться с чистым сердцем. Вы должны также научиться понимать, когда сопротивление уместно и когда оно глупо и опасно. Спасительное искусство укэми (техники падения и защиты от повреждения) — это первый шаг к изучению айкидо. Мне часто приходилось видеть, как ученик останавливается и начинает оказывать сопротивление в самое неподходящее время, демонстрируя партнеру свою слабость. Стараясь доказать ограниченную силу именно этой одной части своего тела, он оставляет себя полностью открытым и незащищенным от удара в жизненно важную область. Я видел, как ученики сопротивлялись, когда ничтожное увеличение давления со стороны партнера могло привести к вывиху плеча или локтя или к перелому запястья. Это не самозащита и не хорошая тренировка. Это глупость упрямого эго. Как укэ, вы сами отвечаете за то, чтобы прикрыть свои незащищенные места и защитить себя. Самый лучший способ сделать это — довести до конца начатую атаку и выполнить укэми, оставаясь чутким к реакции партнера, осознавая все вокруг, сохраняя готовность к перемене и к следующему дэ-ай. Чтобы научиться тому, когда уместно оказывать сопротивление, понять, когда сопротивление создает ситуацию, пригодную для обучения, нужен немалый опыт. Это практика только для продвинутых учеников. Прежде чем вы научитесь прыгать, вы должны научиться ходить.

Укэми в практике айкидо рассчитаны таким образом, чтобы ни одна часть тела сама не принимала на себя удар при падении. Сила равномерно распределяется и рассеивается в кувырке, от плеча до противоположного бедра. Мы не падаем плашмя, открывая уязвимые места, а заканчиваем стойкой ханми (треугольная стойка), которая обеспечивает максимальную безопасность В противоположность резкому падению в дзюдо, круговое движение не вызывает чрезмерного напряжения в почках и печени. В каком-то смысле оно массирует все мышцы плеч, спины и бедер, поддерживая их силу и гибкость. В некоторых случаях естественное движение помогает выровнять позвоночник. Благодаря быстрому и легкому вращению улучшается общая циркуляция, в результате чего во все части тела поступает свежая кровь и энергия, и тело быстро очищается от накопленных шлаков. Это также прекрасная тренировка ощущения равновесия и устойчивости. Обычно хорошие укэ лучше всех владеют техникой.

Научиться быть хорошим укэ — это прежде всего развить чувствительность к тому, на что способен ваш партнер. Глупо атаковать начинающего, применяя для этого всю свою силу, потому что в таком случае вы не даете возможности человеку отреагировать и обучение теряет смысл. Глупо также атаковать, прибегая к способу, который сильнее того, для которого вы можете сделать укэми. Хорошая атака — это не обязательно самая быстрая, самая сильная атака, на какую вы способны. Хорошая атака — это контролируемая, центрированная и честная атака, предпринятая с учетом положения вашего партнера и вашего собственного. Это первый шаг в развитии восприятия.

Нагэ — это тот, кто исполняет технику, тот, кто бросает. Именно в момент броска на вас лежит самая большая ответственность, двойная ответственность контроля и сострадания. Вы должны научиться ощущать боль своего партнера, находить в себе сострадание и соответствующим образом настраивать свое движение. Именно в этот момент вы учитесь понимать смысл занятий будо, «защищать карму противника»; защищать того самого человека, который прилагает все усилия к тому, чтобы стать угрозой для вашего собственного здоровья. Укэ преподносит вам великий дар истины и дает возможность шлифовать свою технику, экспериментировать и расти. Обо всем этом необходимо помнить в лихорадке и давлении боевой ситуации. Вы должны преодолеть свое эго и агрессивную энергию и открыть позитивный путь гармонии. Каждая атака и защита — это благоприятная возможность крутого перелома в глубинах вашего духа. Это трудная тренировка, внутренняя борьба, которую не может видеть неискушенный. Айкидо означает не вызов вашему партнеру, а вызов себе. Если вы слепы к чувствам своего партнера, вы никогда не ощутите движения Вселенной или ее связи с вашей собственной жизнью. Ваше движение должно быть интуитивным применением универсальной силы, вашего духа, слившегося с пустотой этого вакуума. Вы и Вселенная — одно. Осознайте это! Всякий раз это кацу, духовное пробуждение, символическая пощечина, способствующая пробуждению духовного зрения. Ваши физические глаза могут быть открыты, но если духовное зрение спит, вы не способны на спонтанную реакцию. Сейчас — это сейчас! Если в каждом движении сконцентрируется весь ваш дух, вся ваша жизнь, вся ваша энергия, оно расцветет в вашем разуме и всякий раз вы будете находить маленький кусочек шторм (просветления). Хороший партнер по тренировке дарит сатори. Ваш партнер — это ваше зеркало, шлифовальный камень, о который вы шлифуете и очищаете свой дух. Научившись со всей полнотой использовать свои пять чувств, вы начнете открывать шестое и седьмое чувства — духовное осознание. Избавившись от своего маленького себялюбивого эго, вы откроете разум всей Вселенной.

Настоящей целью занятий айкидо является повышение качества жизни. Если вы обладаете физической силой и хорошо владеете техникой на мате, но не можете научиться общению с другими людьми в повседневной жизни, ваши занятия лишены смысла. Если вы постоянно избегаете стрессов, вы не можете развить сильный и благородный дух. Когда вы совершенствуете свою реакцию на стресс и давление на мате, вы совершенствуете свою реакцию на стрессы в жизни, в своих взаимоотношениях с другими людьми. На мате вы не можете убежать от атаки своего партнера. Вы должны научиться встречать его, сохраняя уверенность и контроль. Благодаря таким тренировкам вы приобретаете силу и способность сохранять контроль в конфликтах, которые поджидают вас в повседневной жизни.

Сидеть и медитировать — это ценная практика, но медитация практики айкидо учит вас оставаться спокойным и центрированным среди опасностей и угроз. Она учит вас оставаться открытым, улавливать чувства и вибрации других людей так, чтобы вы могли воспринимать их агрессивность и находить путь гармонии. Она учит вас преодолевать свои собственные агрессивные инстинкты, совершенствовать свои реакции так, чтобы вы могли точнее отражать дух Творца.

Приведенные ниже наполовину философские, наполовину технические описания отдельных техник никоим образом нельзя считать полными. Их цель — дать тем, кто уже занимается, точку отсчета, намек на направление, которому они должны следовать. Что касается тех, кто никогда не ступал на мат айкидо, я искренне надеюсь, что это сможет вдохновить их на поиски хорошего учителя. Айкидо невозможно выразить словами. Чтобы слова приобрели смысл, вам необходимо руководство квалифицированного учителя и ежедневная практика. Айкидо — это философия действия.

Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_52f84825c8e3b2113491cc83b2ae3b3e, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0