Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

Тренировка с пустыми руками и тренировка с оружием — одно и то же В дзюдзюцу есть очень древняя техника, очень напоминающая сихо-нагэ айкидо. Первым движением является удар кулаком, рассчитанный на то, чтобы проломить ребра противника. Потом дзюдзюцука включала поворот под рукой противника так, что его плечо скрывало от него же самого действия укэ. При этом происходит скручивание, приводящее к вывиху плеча и переломам в локте и запястье. Сам бросок, по-видимому, должен бы просто расколоть череп противника, когда его голова вбивается в землю. Слишком трудная для контроля и, следовательно, слишком трудная для обучения и применения, эта кровожадная техника была разработана для уничтожения врагов.

Когда О Сэнсэй организовал свой процесс обучения, он подошел к этой технике с учетом всего, что он знал. Он увидел возможность, используя гармоничное движение, развить еще большую силу, и нашел способ безопасного использования этой техники без ограничения ее ритма. Когда суставы сгибаются в естественном потоке движения тела, не нужно ни калечить, ни убивать, достаточно эффективно контролировать агрессивность. О Сэнсэй видел в этой практике возможность понять принципы равновесия и естественного закона. А в ее движениях он видел элегантные ритмы меча.

Хотя у людей часто создается впечатление, что многие техники айкидо являются усовершенствованными техниками дзюдзюцу, на самом деле ритм и сознание айкидо основаны на движениях меча, копья и шеста. В айкидо не существует строгой границы, разделения между тайдзюцу (техникой без оружия) и практикой с использованием оружия, потому что философия и ее физическое проявление в движениях одни и те же. Айкидо — это синтез присущих им истин. Когда вы пользуетесь мечом, катана является продолжением вашего тела и вашего духа. Вы не должны зависеть от меча. Когда у вас нет Меча, вы должны двигаться так, как будто он у вас есть, превратив свои тело и дух в катану и расширяя их соответствующим образом.

В феодальные времена воин обучался множеству разных стилей боя. Пока он не приобретал определенные знания и опыт в борьбе с применением копья, он не мог сразить врага копьем. Если бы он никогда не прикасался к мечу, он не мог бы понять, каким образом движется человек, владеющий мечом. Он не мог бы знать, в чем сила и в чем слабость врага. Если бы он никогда не обучался технике дзюдзюцу, его легко бы могла захватить стража и он не смог бы оказать сопротивления. Различные виды оружия и множество стилей никогда не отделялись друг от друга, и поиски знания и опыта не имели конца. Это бесконечное обучение значило всего лишь разницу между жизнью и смертью.

Сегодня с боевыми искусствами происходит то же самое, что и с наукой, медициной и почти всеми другими сферами современной жизни. Тот, кто изучает меч, знает только меч; технику дзюдзюцука знают только те, кто занимается дзюдзюцу. Специализация позволяет многого достигнуть, но слишком сильная специализация в значительной степени сужает перспективу и понимание. Маленькую часть невозможно понять вне контекста в целом. Наша Вселенная — Вселенная взаимосвязей: ни одну часть вы не можете отделить от другой. Ваша жизнь — сумма взаимосвязей. Не существует конкретного вида искусства или стиля, который был бы особенно важным, существует дух, который развивается в результате их использования. Если вы привязаны к одному узкому виду искусства, это искусство порабощает ваш дух. Для полного понимания вы должны обладать видением, достаточно широким для того, чтобы охватить и другие виды. Всякий раз, когда воин тренировался с новым видом оружия или обучался новому стилю боя, это расширяло его понимание и давало возможность по-новому посмотреть на принципы, общие для всех стилей. Таким образом, воин добивался свободы. Он учился не зависеть от конкретного вида оружия или способа борьбы, а полагаться только на собственное восприятие, осознание и стойкость духа.

Это духовное и умственное осознание является основой занятий айкидо, но бывает, когда занятие только техникой без оружия приводит к более агрессивному отношению, отношению «настоящего мужчины». У физически сильного ученика легко может войти в привычку поджидать момент дэ-ай, борьбы в момент контакта, и в выполнении техники полагаться только на силу своих мышц. В результате такого агрессивного отношения борьба ограничивается соперничеством. Оба ее участника опускаются до уровня двух диких медведей, сражающихся за физическое превосходство. Использовать оружие свойственно только человеку, и осуществляться это должно на человеческом уровне. При тренировке с оружием в руках вы не можете схватить физическое тело своего партнера. Размеры не имеют значения. Вы не можете сравнивать силу своих мышц с силой его мышц. Жесткость физической агрессивности и узкое видение соперничества здесь не работают. Вы не можете физически ощущать реакции своего партнера, так что учитесь входить в соприкосновение с его духом.

Благодаря большей дистанции между партнерами на тренировках с оружием принцип айкидо усиливается. Эта практика позволяет обнаружить слабые места в технике, движении и согласовании, что гораздо легче не заметить на тренировке с пустыми руками. Это помогает вам осознать и увеличить силу и равновесие соответствующей формы. Когда вы обеими руками сжимаете дзё, боккэн или копье, ваши руки естественным образом соединяются и движутся от центра вашего тела. Когда вы держите оружие, легче почувствовать потерю силы, когда ваши локти оказываются под случайным углом к вашему телу. Легче почувствовать напряжение в плечах, когда они подняты и напряжены. Благодаря большему расстоянию между вами и партнером становится очевидным, что двигаться должно все ваше тело и насколько ограничивает ваши возможности использование только вытянутых рук и оружия.

Каждый небольшой процесс безоружной техники расширяется благодаря оружию; каждое движение видно, как будто через телескоп. В технике айкидо самое слабое движение руки может полностью изменить ситуацию. Когда вы ощущаете это движение, держа в руках оружие, процесс становится более ясным, если вы наблюдаете за изменением угла клинка или за увеличением спирали, описываемой концом дзё.

Удар сёмэн, выполняемый пустыми руками, становится во много раз быстрее при использовании оружия в три-четыре фута длиной. Благодаря увеличению момента возрастает и сила. Тренировка с оружием требует значительно большей точности, большей четкости реакций и более высокой концентрации. Вы должны научиться точно контролировать расстояние, согласованность и позицию. Если во время тренировки с пустыми руками вы совершите ошибку и вам будет нанесен удар, это вызовет относительно небольшую боль. Но если ваш партнер прикоснется к вам во время атаки деревянной палкой, вы можете получить серьезные повреждения. Когда вы стоите с оружием в руках, вы находитесь в точке марубаси. Ваше сознание должно все время удерживать напряженность ситуации жизни и смерти. Ваше осознание должно быть полным. На вас лежит большая ответственность за свою безопасность, так же как и за безопасность партнера. Никакие паузы в концентрации недопустимы. В связи с возросшей возможностью получения травмы строгое соблюдение этикета и точное следование процессу тренировки становятся жизненно важными.

Прежде чем начать с партнером настоящую тренировку с оружием, вы должны посвятить много часов тому, чтобы в одиночестве отработать удары и научиться двигаться, сохраняя равновесие. Вы должны держать оружие до тех пор, пока не будете как следует знать, сколько оно весит и как поддерживать его в равновесии. Вы должны отрабатывать контроль до тех пор, пока не сможете точно останавливать свой удар на расстоянии доли дюйма от мишени. К ответственности, которую налагает использование оружия, нельзя относиться легкомысленно.

Начальная практика с партнером — это простое, заранее подготовленное упражнение — ката. Оно выполняется очень медленно, так, чтобы ученик мог научиться соблюдать правильное расстояние, согласование и форму выполнения и, что важнее всего, развить способность контроля. Когда вы приобретаете опыт, этот процесс занимает мгновение, но решающей при этом остается зависимость между скоростью выполнения ката и вашей способностью контролировать оружие. Если ваш партнер упустил свое время, вы должны быть способны ощутить нарушение гармонии и остановить удар прежде, чем он произойдет. Одно маленькое мгновение проявления агрессивности может привести к хорошо запоминающейся боли. Когда ваш партнер атакует с боккэном или с дзё в руках, он предлагает вам свое руководство. Соблюдая ту же согласованность, вы должны защищаться и атаковать, следуя ему и направляя его следующее движение в нужном вам направлении.

Благодаря тренировке с оружием вы получаете возможность полностью изучить связи и гармонии в состоянии крайнего стресса. Ваше маневрирование должно быть в полном контакте с движениями вашего партнера. Отзвук существующей между вами связи не должен умолкать никогда. Ваши тела движутся вместе; дыхание ваших душ сливается воедино. Каждое движение отличается точностью. Вы безошибочно улавливаете чувства партнера и мгновенно принимаете интуитивные решения. У вас нет времени для расчетов. Ваш ум абсолютно пуст. Ощущайте вибрации партнера и присоединяйтесь к этим вибрациям. Ощущайте биение его сердца, пульс в его венах и действуйте согласованно с ним. Ощущайте его дыхание и, понимая его ритм, дышите так, как будто вы с ним — одно целое. Я вижу, как вы идете, и я понимаю, что происходит в вашем уме. Мне известны ритмы вашего сердца, мне ясны ваши духовные вибрации. Почему? Потому что я пуст. Я — это барабан. Если ваш удар силен, я издаю сильный звук. Прикоснитесь ко мне мягко — и я отвечу вам шепотом.

Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: