Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

Атэми-вадза

Мне приходилось слышать, будто в айкидо нет ударов. Как это может быть? Айкидо — это разновидность боевого искусства. Самая большая ценность тренировки — в понимании и преодолении своих агрессивных реакций перед лицом стресса, который вызывается его боевым применением. Если нет боевого применения, нет конфликта. Если нет конфликта, нет реальности, вы не можете понять гармонии. Слишком часто люди неправильно понимают айкидо и считают его легким путем. Айкидо — это не «легкий путь».

Атэми-вадза (техника нападения) айкидо не похожа на каратэ, где основное внимание уделяется удару. Задача этой техники состоит не в том, чтобы убить или нанести повреждение, а в том, чтобы запутать и сбить с толку противника, чтобы завладеть моментом, а вместе с ним и преимуществом. Это вспомогательная тренировка, которая, не являясь самоцелью, может быть использована как средство для лучшего понимания движений айкидо, она помогает научиться распознавать слабые места в защите противника и лучше развить спонтанные реакции. Атэми-вадза может использоваться для создания необходимых незащищенных мест у партнера или для прикрытия своих собственных. Она учит вас на протяжении всего процесса выполнения техники постоянно видеть и осознавать реакцию партнера.

Атэми-вадза — это не только вспомогательная тренировка для нагэ; она учит укэ реагировать на неожиданное. Мне часто приходилось наблюдать, как ученики, атакуя, упорно не замечают атэми партнера. Хотя за то, чтобы избежать ненужного контакта его атэми, отвечает нагэ, укэ несет ответственность за то, чтобы осознать удар и отнестись с должным уважением к его силе. Если укэ этого не делает и не реагирует на ситуацию, только любезность партнера может спасти его от боли, которую вызывают поломанные ребра или перебитый нос. Если укэ достаточно восприимчив и у него есть время блокировать удар, он должен попытаться это сделать. Это даст возможность его партнеру отработать свою реакцию в изменившейся ситуации. Многие из техник айкидо более высокого уровня зависят от использования движения и силы этого блока для выполнения техники. В случае удачно выбранного времени для атэми в лицо единственным шансом укэ часто является только его способность осуществить внезапное, незапланированное падение. Это искусство страховки укэ-ми.

Техника атэми-вадза не рекомендуется начинающим. Очень легко подвергнуться гипнозу ее силы и начать пренебрегать изучением ее формы и движений. Как и в случае тренировок с оружием, чтобы избежать травм, здесь также необходим точный контроль и немедленная реакция. Как и в случае тренировки за счет оказания все возрастающего сопротивления, требуется много лет, чтобы установить, что подходит, а что нет. Обычно атэми-вадза учат только тех, кто достиг определенного уровня юданся и правильно понимает цели занятий айкидо.

Чтобы изготовить хороший меч, железо все время подвергается напряжениям. Выкованный в пламени, он размягчается в пылу агрессии, чтобы его форме можно было придать совершенство. Его бьют, колотят, складывают пополам, греют и опять колотят до тех пор, пока из него не изгонят все посторонние включения. Тогда уже меч погружается в воду, температура заметно снижается, огонь, агрессивность попадают под контроль, и приходит время придать остроту лезвию — при помощи внутренней гармонии и мудрости. Это очень сложный процесс, и ничто в нем не может быть пропущено. Нет числа его скрытым пластам, но законченное изделие отличается простотой и чистотой линий. Обладая хорошей гибкостью, оно отличается прочностью, его поверхности отражают все вокруг.

Изучение айкидо также осуществляется слой за слоем. Каждый слой опыта и понимания зажигает огонь новых поисков ответа на постоянно возникающие вопросы. Нет ни одного вида тренировки, который был бы лучше других. Все они необходимы для полноты понимания. Жесткая и мягкая практики никогда не должны противопоставляться одна другой. Необходимо испытать и ту и другую, всю степень их жесткости и мягкости, увидеть мягкое в жестком.

Ваша практика подчиняется своим собственным биоритмам, которые для каждого года и для каждой тренировки будут другими. Если вы всегда придерживаетесь жесткой практики, если вас пожирает огонь, вы утрачиваете чувствительность к реакциям партнера, начинаете пренебрегать крайне важной нитью, которая вас связывает, и вы никогда не придете к мудрости. Если ваши тренировки всегда мягкие, вы постоянно погружены в воду, и значит, не испытаете достаточного напряжения, чтобы обнаружить свою силу. Вы утратите реальность, утратите огонь, утратите Путь. Кто станет слушать вас, если вы станете говорить о гармонии с позиции слабости? Если вы слабы, у вас нет выбора. Только с позиции силы, только когда у вас есть выбор, ваши слова и действия приобретают смысл.

Цель, стоящая перед занятиями айкидо, — это не достижение физической силы, это достижение силы мудрости. Но твердое владение техникой является первым шагом, фундаментом, на котором строится все здание. Движения и облик тела открывают и одновременно воздействуют на движения и облик духа. Я не могу проникнуть к вам внутрь и ухватить ваш дух. Я не могу выдавить из вас агрессивность и изменить ее облик. Но я могу помочь вам изменить форму ваших ссутулившихся и агрессивно напряженных плеч. Я не могу заставить вас открыть свое сердце и установить связь с другими людьми. Но я могу показать вам, как стоять с распрямленными плечами, прямым позвоночником и быть открытым движениям других людей. Я могу показать вам начало пути общения. Я могу помочь вам открыть более мощный и сострадательный способ реагировать на чужую агрессивность.

Инстинкт, может быть, и нельзя изменить, но реакции на этот инстинкт, выражающиеся в страхе и напряжении, изменить можно и нужно. Занимаясь айкидо, ваша рука учится мудрости Бога. Если у вас есть ментальный блок страха и агрессивности, ваша рука и ваше тело не смогут выполнять техники айкидо. Поэтому вы должны достичь другого измерения понимания, измерения универсального закона, чтобы открыть движения истинной силы. Изменения начинаются с вашей руки, с вашего физического тела. Они обучают ваше сознание и подсознание инстинктивным реакциям, основанным на терпении, умеренности и мудрости. Таким образом очищается дух. Это и есть Сёбу Айки — мудрость айки. В полностью гармоничном движении вы не увидите силы, потому что в нем нет борьбы. Равновесие, согласование и использование пространства и духовной связи превращаются в динамическое искусство. Мир вокруг вас предстает в новом свете, это мир чистых и простых форм, в то же время сильный и гибкий. Вы должны превратиться в галактику и выражать ее посредством своего тела. Вы не можете имитировать мощь океанской волны: вы сами должны превратиться в океан. Вы можете видеть не просто одну голую технику, но всю картину движения. Вы можете расширить свои творческие способности и создать образ силы и действительности. Ваши движения — это поэма. Вы — ветер, солнце, гора, вы — это мастерство.


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: