Май 30 2010

Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:28

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30

Если бы можно было сказать, что айкидо обладает какой-то определяющей формой, то это, по-видимому, был бы круг. Мастер Уэсиба утверждает:

Техника айкидо построена на круговых движениях, так как дух круга вносит гармонию и разрешает все конфликты… Круг замыкает пространство, и именно из совершенной свободы этой пустоты рождается ки. Из центра этого места рождения творческие жизненные процессы с помощью Духа соединяются с бесконечной, безмерной Вселенной. Дух — это Создатель, вечный источник, дающий дыхание всему… В пределах круга ки Вселенной руководит процессом творения, эволюции и защиты.

В книге «Хромой Олень, Искатель видения» старый индейский шаман говорит: В нашем представлении индейский символ — круг, петля. Природа хочет, чтобы вещи были круглыми. У человеческих тел и тел животных нет острых углов… Стоянка, где для каждого типии (Индейское жилище. — Прим. перев.) было свое место, также имела форму круга. Типи было кругом, в котором люди садились в круг, и все семьи в деревне были кругами внутри большего круга, части еще большей петли… Нация была только частью Вселенной, круглой самой по себе, состоящей из круглой Земли, круглого Солнца, круглых звезд. Луна, горизонт, радуга — круги внутри кругов, которые тоже находятся внутри кругов, и этому нет ни начала, ни конца.

Для нас это прекрасное и вполне соответствующее действительности выражение гармонии жизни и природы, символическое и реальное одновременно. Наш круг бесконечен, текуч; это новая жизнь, которая возникает из смерти, — жизнь, побеждающая смерть.

В этой книге Саотомэ Сэнсэй представляет людей с духом самураев: духом мужества, служения и сострадания. Воины Лося и Воители Тетивы, индейские воинские общества Шайенна, приняли бы истинного самурая как брата, точно так же, как воины африканских народов нуэр или масаи. Саотомэ Сэнсэй говорит о смысле и важности марубаси, «моста жизни», техники японской школы меча, когда человеку предлагается непосредственно войти в атаку врага. Эту стратегию могут понять многие. Санапия, шаманка племени команчей, с которой я учился, когда был студентом в Оклахоме, рассказывала мне, что действия, которые дают воину команчи наибольшую силу и которые мы могли бы назвать «магией», заключаются в том, чтобы встретиться лицом к лицу непосредственно с призраком, схватиться с ним и войти в этот крайне опасный и злой образ команчи. И мы узнаем, что история собственных схваток Основателя айкидо, ярко описанных Саотомэ Сэнсэем, — это универсальная история о чутком, мужественном и решительном человеке, который встретился с множеством препятствий и трудностей и преодолел их, испытав в результате глубокое озарение, что позволило ему подробно изложить пережитое и создать свое учение. Историю Мастера Уэсибы сможет оценить представитель почти любой культуры.

Саотомэ Сэнсэй в своем повествовании сосредоточивает внимание на дальнейшем развитии представлений Уэсибы относительно айкидо, передавая основную философию айкидо на языке научного метода и результатов исследований. При этом он с большим изяществом избегает общего для всех, кто описывает «научную основу древних верований», недостатка. Саотомэ Сэнсэй так искусно умудряется сочетать коми, ки, Каннагару и множество других трудных понятий с научными данными, вместо того чтобы умалять значение каждого из них, что они только взаимно обогащают друг друга. Он усиливает голос айкидо, не жертвуя его корнями. После прочтения книги Саотомэ возникает представление о зенитной ракете, которая естественным образом вписывается в картину потоков энергии во время грозы: гроза становится более материальной и живой, зенитная ракета приобретает больше структурной убедительности.

Что касается меня, то именно этот аспект представления Саотоми Сэнсэя кажется мне особенно замечательным. Весь земной шар охвачен войной, которая часто едва заметна. Те, кто видит зенитную ракету, и те, кто видит картину потоков энергии, часто находятся в состоянии смертельной вражды. Последние считают первых тупыми примитивными людьми, некомпетентными и оторванными от жизни, тогда как первые считают последних грубыми и бесчеловечными. Как ясно следует из описания Саотомэ Сэнсэя, айкидо ищет гармонии в конфликте, не обязательно потому, что она высоко ценится цивилизованными людьми, а потому, что гармония — это непременное качество мироздания. Существует общая почва для врагов, которые, объединившись, обнаружат значительно более мощное единство. Труд Саотомэ Сэнсэя показывает анимистам, что наука в основном поддерживает и признает их, а ученым он объясняет, что точка зрения анимистов нисколько не противоречит науке, а только обогащает знания и может послужить их продолжением, которое наводит на новые мысли. Антропологическая философия может только приветствовать айкидо Саотомэ Сэнсэя, искусно продемонстрированное им в сфере идей.

В своем предисловии Саотомэ Сэнсэй пишет: «Мне хотелось бы, чтобы в уме каждого человека возникло живое представление о наших истоках. Мне хотелось бы извлечь из вашего подсознания память о том времени, когда жизнь только зарождалась, и о той невероятной борьбе, которая всегда и повсюду сопровождала поразительную эволюцию человечества». Я, как антрополог, в том опыте, через который проходит человек, занимаясь айкидо, вижу микрокосм человеческой биологической и культурной эволюции. О Саотомэ Сэнсэе можно сказать без преувеличений: его айкидо простирается от истоков энергии, принимающей участие в космическом творении и точно так же переживаемой в айкидо, до некоторых из наиболее древних и некоторых из наиболее современных представлений и переживаний человеческого рода. Айкидо разумно рассматривать как разновидность искусства, которая стремится связать отдельного человека с глубоко сокровенным и личным опытом всего живого, насчитывающим миллиарды лет.

Автор лишь слегка касается связи айкидо с другими культурами. Каждый приведенный пример можно дополнить десятками других. Айкидо настолько гармонично сочетается с множеством ценностей, верований и поведенческих тенденций большей части человечества, что подробное сравнение заняло бы целые тома. Совершенно понятно, что Морихэй Уэсиба задел чувствительную струну человеческого духа. Его величайший вклад состоит в изобретении айкидо, тщательно разработанного метода, предназначенного для развития человека и подготовки его к встрече с Истиной. Мастер Уэсиба, японец, обладавший особым талантом, наделил айкидо и его внешнюю форму признаками культуры Основателя. Но душа айкидо, его сущность — универсальны.

Саотомэ Сэнсэй очень ярко и с большим успехом раскрывает основные темы своей книги. Доступный и в то же время полный поэзии и вдохновения язык, хорошо продуманные фотографии, оригинальные и вдохновенные рисунки, элегантная каллиграфия, удачные примеры из японской культуры и истории, четкая организация технического и научного материала, уместные рисунки, иллюстрирующие жизнь и философию Мастера Уэсибы, и острое литературное и художественное чутье автора привели к созданию значительной и прекрасной работы.

В «Айкидо и гармонии природы» Саотомэ Сэнсэй, пользуясь языком айкидо, призывает к всемирному здравому смыслу. Айкидо — это душа Универсальной молитвы. Это красноречивое выражение основного человеческого желания, которое с самого начала истории человечества выражалось самыми разными способами, которым нет числа.


Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Comments (3)

3 ответов на запись “Митцуги Саотомэ: Айкидо и гармония в природе”

  1. Fruiva говорит:

    Офигенный сайт.. Наткнулся нечаянно, но не зря)))

  2. Анатолий говорит:

    Спасибо огромное,долго искал.Вы не в курсе где книгу купить?

  3. Юлия говорит:

    Потрясающая книга, огромное спасибо за электронную версию

Оставьте мнение: