Май 05 2010

О роли учителя в практике Пути

Category: ДневникЕвгений @ 21:08

Демонстрация силы кокю

Значение учителя в практике Пути, к которой относятся занятия айкидо, невозможно переоценить.

Принципиальная разница между учеником и учителем состоит в том, что второй знает больше и, что особенно важно, практически умеет продемонстрировать свои знания.

Те, кто сам никогда не занимался какой-либо восточной практикой, даже не подозревают насколько огромно это «больше», и в знаниях, и в демонстрации.

Опыт невозможно передать как вещь от учителя к ученику. Невозможно все его тонкости и нюансы изложить на бумаге. Это условие делает любую восточную практику живым искусством. Живим до тех пор, пока живы люди его практикующие. Именно поэтому, ни большое усердие в тренировках, ни тома литературы, ни разрекламированные видеопособия не в состоянии заменить сэнсэя в процессе изучения айкидо. На хорошем, мощном авто можно далеко уехать, но ведь можно укатить и не в ту сторону! Попробуйте почувствовать с экрана компьютера вкус какого-нибудь экзотического блюда!

Понимая важность учителя в практике боевого искусства, важно уметь правильно «использовать» его знания и опыт. Пригласить для проведения стажировки этакую ходячую энциклопедию, а использовать для обучения укеми – недопустимое, непростительное расточительство. Это все равно, что микроскопом колоть орехи. Он достаточно тяжел, однако этот тонкий инструмент, как известно, предназначен совершенно для другого.

Вместе с тем, особая ценность сэнсэя, состоит не в личных знаниях и навыках в преподаваемом им искусстве.

На мой взгляд, главное предназначение сэнсэя, заключаются в том, что это человек способен поставить перед учеником такие задачи, а затем показать такие способы их решения, о существовании которых, в силу отсутствия личного опыта, тот даже и не предполагает.

По своей сути это то качество, которое формирует направление тренировок. Делает их из занятий физической активностью и самообороны, занятиями айкидо и практикой Пути. Могу назвать несколько таких задач, о которых я узнал в и общении с учителями, ставшими откровениями на определенных этапах занятий и послуживших изменению моего представления о содержании занятий айкидо.

А начать хочу с той, поиск решения которой подводит к выводу о том, что все они в большей мере связаны с изменением менталитета, чем с развитием физических качеств. Направлены на формирование нового отношения к, казалось бы, устоявшимся до незыблемости сторонам тренировочного процесса. Вот, например:

  • Формирование отношение к техникам айкидо как к инструменту, с помощью которого человек его практикующий развивает физические кондиции и воспитывает духовные качества. Лопата инструмент, чтобы копать землю. Техника практики Пути – инструмент воздействия на душу человека.

  • Обретение понимания, что взаимодействие электронов в атоме и движение звезд в космических галактиках, построение отношений между людьми – учителем и учеником, родителем и ребенком, начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной – подчиняются одним и тем же законам! А айкидо, как один из видов практики Пути, предназначено для познания этих закономерностей и внедрения опыта, обретенного в результате отработки техник айкидо, в свою повседневную личную жизнь для повышения ее качества!

  • Осознание того, что тренировки в айкидо направлены на личное переживание опыта и состояния, достигнутых японцем Морихеем Уесибой в процессе занятий боевыми искусствами.

  • Что тренировки по замыслу, Основателя айкидо преследуют цели на уровнях Вселенной, Земли и человеческой личности.

  • Что в айкидо нет защиты. Что в отличие от других боевых искусств в айкидо от нападающего не защищаются и не атакуют его, а ведут и притягивают.

  • Несмотря на уже укоренившееся обратное мнение, всей своей практикой воспитывать в себе мировоззрение, не позволяющее объединяются с нападающим. Потому что в айкидо объединяются с Духом Мироздания. В своих действиях, опираются на всеобщие законы Вселенной, принимая, тем самым, в себя ее силу.

  • Что тренировки в айкидо – это тренировка силы притягивания. А для ее развития базовую технику разучивают и практикуют с соблюдением трех основных принципов: «не открываться!», «начинать первым!», «не смотреть!».

  • Что правильное никке, это совершенно не больно.

  • Что техники айкидо имеют много уровней и тренировка в айкидо направлена на изучение этих уровней, и ни в коем случае не на банальное увеличение количества приемов. А уровень мастерства определяется количеством передаваемой в одной технике информации.

Возможностью определения перед собой вот таких вопросов и направлений поиска способов их решения ценно общение с учителем айкидо.

Понимаю, что приведенные выше задачи в восточных практиках уже давно определены и сформулированы. Однако уверен, что их новые интерпретации, ценные рождением в практическом опыте изучения айкидо, независимо от уровня занимающихся, позволят нам раскрыть новые грани нашей совместной работы. Послужить недостающими ориентирами на сложном пути практики айкидо.

Хотелось бы в этих целях использовать объединяющий потенциал Интернета. поэтому предлагаю высказаться и обсудить основополагающие вопросы практики айкидо. Чтобы в конечном итоге каждому из нас углубить представление об этом уникальном боевом искусстве и приложить свои силы к сохранению наследия великого мастера боевых искусств – Морихея Уесибы!


Comments (4)

4 ответов на запись “О роли учителя в практике Пути”

  1. Редак говорит:

    Согласна с тем, что «значение учителя в практике Пути, к которой относятся занятия айкидо, невозможно переоценить».

    Другое дело, что в одной ситуации – ты учитель, а в другой – ученик.И наверное не надо этого бояться. Думаю, любой человек, всерьез увлекающийся чем-либо, со временем приходит к необходимости делиться своими знанием и опытом с окружающими. Начинающий же заниматься айкидо должен понимать, что практиковаться нужно у учителя, иначе вряд ли поймешь что это такое. Это как если читать учебники по плаванию, но не заходить в воду, то никогда не научишься плавать.

  2. Алексей Андреев говорит:

    Уважаемый Евгений (простите не знаю отчества), спасибо Вам за Ваш сайт. Очень интересно и полезно провожу время за изучением статей и материалов. Я конечно тоже считаю, что роль учителя в процессе обучения трудно переоценить. Его не заменит ни какая книга или видеофильм. Вообще возможность обучения без общения с опытным наставником, способным подсказать, направить, ответить на вопрос, вызывает у меня серьездное сомнение. Мне в жизни с наставниками всегда везло вот и на Ваш сайт я наткнулся наверняка не случайно. На основе прочитанного в данной статье у меня возникли вопросы. Так например если первые три «задачи» мне оносительно понятны, то формулировка четвёртой «задачи» совершенно не понятна. Что такое «цели на уровнях Вселенной, Земли и человеческой личности»? Вселенная, Земля – что именно «понятийно»имеется ввиду здесь? Шестая «задача» так же смущает при прочтении о том, что «в айкидо объединяются с Духом Мироздания». Конечно не понятно что имеется в виду. Как человеку православному мне известно понятие Святого Духа, но что содержит понятие Дух Мироздания – даже представить себе не могу. Тем более трудно каким то образом ставить перед собой связанные с этим не понятным Духом Мироздания задачи. Далее в той же задаче сказано «в своих действиях, опираются на всеобщие законы Вселенной, принимая, тем самым, в себя ее силу». Звучит красиво, однако не понятно. Я лично испытал на себе на прошедшем в Новосибирске семинаре «притягивание» сенсея Блеза и в который раз убедился, что мир создан куда сложнее, чем мы привыкли об этом думать. Что такое он делает, что люди не могут подняться под его воздействием, я конечно не знаю и даже не догадываюсь, но «сила вселенной» звучит черезчур экзотично и доверия как-то не вызывает. Вообще, насколько я понимаю, вот эту религиозную терминологию всегда использовал сам О,Сенсей. Он любил говорить о том, как в него входили «все священные духи Земли и Небес». Но мне так же известно о том, что Коичи Тохеи, по его собственным словам, никогда не воспринимал всерьёз такого рода абстрактные объяснения. А он был человеком, который владел по крайней мере некоторыми «коронными» техниками Уэсибы и не редко их демонстрировал. При этом твердо утверждал, что никакие божественные существа никогда в его тело не входили. Вот его цитата: «На самом деле, такого рода вещи не имеют ничего общего с духами или богами. Имеет значение только способность сохранять пониженным центр тяжести. Я знал это, и это именно то, чему я обучал своих учеников. Это не будет значить ничего, если только определенные люди смогут делать это. Подобные вещи должны быть доступны каждому, если они понимают, о чем идет речь». В общем 6 здачачу я не понял. Если возможно, прошу Вас написать пояснение к этому. Как данную терминологию понимать и как к ней относиться? При этом будучи православным человеком по вероисповеданию не хотелось бы скатиться до языческих поклонений Духам Мироздания.

  3. Евгений говорит:

    Уважаемый Алексей!

    Благодарю Вас за оценку выполняемой совместной с моими товарищами работы по ведению этого сайта! Вместе с тем должен сказать, что вряд ли в рамках комментария смогу исчерпывающе ответить на заданные Вами вопросы! Слишком уж емкие и сложные темы они затрагивают!

    Если Вы практикуете айкидо под кураторством Жерар Блеза, то имеете представление о невозможности интеллектуального понимания демонстрируемых им способностей, о «многоуровневости» изучения техник этого боевого искусства и об отношении к ним, техникам, как к средству поиска ответов на все вопросы практики и философии айкидо.

    В общем-то, целью создания нами сайта и является помощь в поиске ответов на вопросы практики и философии айкидо, на основании изучения методики практики Жерара сенсея и использования этой методики в тренировочных занятиях. В числе вопросов, которые нас интересуют, есть и те, которые задаете Вы. Некоторые объяснения по ним уже были высказаны в записях: «Искусство айкидо» http://aikido-metod.ru/2010/06/iskusstvo-ajkido/, «Технику айкидо формирует цель» http://aikido-metod.ru/2010/06/texniku-ajkido-formiruet-cel/, «Техники айкидо – способы использования сознания и тела» http://aikido-metod.ru/2010/06/texnika-ajkido-–-sposoby-ispolzovaniya-soznaniya-i-tela/, «Айкидо – духовное послание Морихея Уесибы» http://aikido-metod.ru/2010/07/ajkido-–-duxovnoe-poslanie-morixeya-uesiby/, «Любовь – ворота в мир айкидо» http://aikido-metod.ru/2010/07/lyubov-–-vorota-v-mir-ajkido/. Надеюсь, что со временем на станицах нашего сайта Вы будете находить дополнительные по ним разъяснения.

    Сейчас же должен отметить, что меня настораживает (не совсем точное слово!) то отношение, с которым Вы подходите к поиску ответов на, может быть, самые главные вопросы практики айкидо! Я вижу его таким: «Объясните мне новое и непонятное, но в рамках моих имеющихся убеждений!».

    С такой точки зрения никакие мои объяснения не будут вами приняты! Без изменения отношения к явлениям невозможно изменить уровень их понимания! В изучении айкидо примечательно то, что новые уровни практики дают новые объяснения на одни и те же вопросы. В основании нового понимания находятся определенные изменения в мировоззрении человека, изучающего айкидо. Без этих изменений не будет ответов на встающие перед ним вопросы. Когда-то я говорил, что айкидо это болевые заломы рук и использование инерции атаки нападающего! Сейчас я думаю по-другому, с улыбкой и смущение вспоминаю о самоуверенности, с которой я в то время давал определение айкидо!

    Все секреты айкидо неподкупно бережет практика! Практика, меняющая отношение к Миру позволит найти объяснения непонятным на сегодняшний день явлениям и таким же непонятным описывающим их высказываниям! Смею Вас заверить, что изучение айкидо не потребует от Вас отказа от религиозных убеждений! Основатель айкидо говорил, что «Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего айки-будо из религии, я говорю: «Как раз наоборот». Принципы моего истинного будо — это то, что освящает все религии и приводит их к завершению».

    В православии есть ответы на вопросы о целях Божественного творения и человеческого существования. Параллельное изучение философии айкидо, по моему мнению, позволит раскрыть их новую глубину понимания!

    В способностях «притягивания», демонстрируемых Жераром сенсеем, нет ничего мистического! Его уровень выполнения техник, это уровень его понимания законов окружающего Мира! Путь к овладению этой способностью, как говорит сам сенсей, лежит через изучение достаточно простых физических действий. «Сила Вселенной» – это определенная закономерность в связях объектов Мироздания. Очевидно, что она не такая явная, как такой же естественный закон гравитации. Иначе бы все могли бы ее замечать и пользоваться ею. Занятия айкидо позволяют ее почувствовать и приобрести навыки ее использования в построении взаимоотношений с окружающим Миром. Для использования этой «силы-закономерности» совсем не обязательно ей поклоняться, однако без уважительного отношения к ней, т.е. без ее учитывания, принимания во внимание и игнорируя, нельзя будет ею воспользоваться.

    Как я уже сказал, совершенно уверен в том, что мои сегодняшние объяснения не смогут Вас удовлетворить! Но точно так же уверен, что практикуя айкидо в рамках требований методики, определяемой Жераром сенсеем Вы сами найдете ответы на интересующие Вас вопросы и после этого мои объяснения Вам совсем не понадобятся! И Вы поймете, почему ни на Ваши вопросы, ни на вопрос «что такое айкидо?» нет однозначного ответа!

  4. Алексей Андреев говорит:

    Благодарю Вас, Евгений (вы так и не назвали мне свое отчество. Отчего вы не разместите его на заглавной странице вместе с именем и фамилией?), за такой полный и толковый ответ. Как вы замечательно излагаете свои мысли и владеете словом. У вас настоящий дар. Действительно красиво, а главное по делу говорите. Я и правда, многие объяснения уже нашел на этом сайте в тех статьях, о которых вы пишете. Многие вещи стали понятнее. Еще до того, как пришел Ваш ответ, понял, что и правда использую не верный подход. Около пяти лет я занимаюсь под руководством одного из опытнейших инструкторов Сибирской Ассоциации Айкидо. Но, как вы сами справедливо замечаете, практика Пути не заканчивается в спортзале. Зачастую выйдя из додзё продолжаешь обдумывать, ломать голову, искать ответы. На тренировках совершенно нет времени на рассмотрение целого ряда «теоретических» вопросов. Да и не всегда решаешься задать подобный вопрос инструктору, т.к. вслух большинство из них звучат просто убого. Мысль изреченная есть ложь, писал поэт и я (в таких ситуациях) с ним согласен. Сформулировать вопрос письменно, да еще в рамках обсуждения конкретной статьи для меня гораздо проще. Кроме того вы тоже не оказываетесь застигнуты врасплох подобным вопросом. Во-первых, у вас есть время обдумать ответ, сформулировать его и изложить. А во-вторых, мне кажется, ведение этого сайта и написание материалов к нему сделало Вас, куда более подкованным в том, что называется философией айкидо. Буду с Вами откровенен. Моё не совсем корректное «отношение к новому» и формулировка вопроса, были вызваны прочтением определенных материалов опубликованных в интернете на тему «айкидо и православие». Увы, не мало материалов в сети, написанных православными священнослужителями, высказывается в том духе, что айкидо и православие вещи не совместимые. Есть кстати ряд батюшек, которые изучают айкидо сами, но говорят о том, что мол ни какой энергетики быть не должно. Допускается только не углубленное изучение без философии. Православие для меня – это определяющая система ценностей в жизни. Айкидо тоже очень дорого. Чем изучать неуглубленно, лучше не изучать вообще, т.к. толку не будет. Поэтому столкнувшись с таким отношением, во мне возникло определенное противоречие. Конфликт мировоззрений в моей собственной голове! В ожидании ответа, я решил провести самостоятельное исследование вопроса и принялся за написание статьи, назовем это так (не для публикации а лишь для себя самого). При этом исследуя совместимость айкидо и православия я не стесняясь опирался на материалы Вашего сайта (в той степени, что касается айкидо). Так вот получив Ваш ответ и прочитав его я с удовольствием заметил, что те выводы, которые стали появляться у меня, видимо верны, т.к. совершенно созвучны с Вашими. Я и сам стал склоняться к мнению (хотя работа в общем еще не закончена), что изучение айкидо позволит по-новому раскрыть православные истины (в частности с позиции боевого искусства). Как там у Вас: «раскрыть их новую глубину понимания»! Точнее не скажешь! К энергии «ки», которой якобы нет аналогов в христианской философской мысли (хотя я по-моему нашел), и «притягиванию» это тоже имеет самое не посредственное отношение. Эти вещи в христианстве традиционно объясняются одержимостью злыми духами. Мне все-таки кажется что причина этого в невежестве. Спасибо Вам за Ваш сайт и Ваш подход. Кстати давно рекомендую его начинающим, интересующимся философией айкидо. Спасибо за Ваш труд.

Оставьте мнение: