Май 27 2010

Обучение в школе жизни

Category: ДневникЕвгений @ 19:18

Обучение в айкидо очень деликатный вопрос. Причем деликатный настолько, что не все могут его принять.

Как мне сейчас думается, Мастер в большей степени озабочен и заинтересован в сохранении и передаче своего искусства, чем обучением. Свою деятельность направляет на сохранение «живого искусств»! Живого до тех пор, пока его практикуют!

Обучение несомненно присутствует в этом сложном и даже суровом процессе. Суровом не потому, что вас бьют палкой или выворачивают суставы. В тренировках айкидо это конечно присутствует, вместе с тем сведено к минимуму – травмы на наших занятиях бывают очень редко, как говорится по глупости.

Айкидо не ставит цель калечить людей. Суровость больше состоит в необходимости принять то ментальное состояние, в которое помещают ученика с первой тренировки. С ним не сюсюкают, на него возлагают ответственность. А это потруднее, чем терпеть головокружение после укеми, боль от никке или тычки палкой в живот. Именно эта ответственность наиболее тяжела. Однако в этом и состоит суть практики Пути.

Учитель в процессе тренировки ставит перед учеником задачи и помогает ему находить способы их решения.

Ученик, со своей стороны, прилагает силы и старание решить эти задачи. Ответственность состоит в том, что ученик, объявив себя таковым, ни в коем случае уже не может сдаться и отказаться от выполнения задания, или изменить его условия, какими бы нелогичными, абсурдными и даже невыполнимыми они ему ни казались.

Ключевой момент, на котором бы хотелось заострить внимание – ученик должен САМОСТОЯТЕЛЬНО найти решение и выполнить порученное ему задание. Учитель ПОМОГАЕТ выполнить задачу, но не решает ее за ученика!

Создать условия для самостоятельного решения непростой ситуации (кто стоял перед человеком с палкой в руках, имеющим серьезное намерение ей вас проткнуть, знает насколько это непросто) – в этом состоит «фишка» настоящего преподавателя восточной практики.

Невозможность изменить условия задания, заставляет меняться ученика. Развивает в нем способность находить и открывать новые для себя способы действий, которыми он до этого никогда не пользовался.

Самостоятельное решение задачи делает его ВАШИМ ЛИЧНЫМ РЕШЕНИЕМ! ВАШИМ ЛИЧНЫМ ОТКРЫТИЕМ, которое по праву с этих пор будет принадлежать вам!

В силу невероятной сложности ситуации, которую ученик, в конце концов решит, он никогда не будет сомневаться в надежности найденного им способа действий.

Слабинки никогда не будет! Уровень задач впредь будет только повышаться! Их качество в обязательном порядке будет переходить в плоскости, казалось бы, не имеющим прямого отношения к занятиям в зале. Возможно со временем перед учеником встанут вопросы об ответственности за участие в стажировках мастеров айкидо, за организацию своей группы, за проведение семинаров и многих других, без которых невозможно дальнейшее совершенствование в практике Пути.

Да, такая постановка процесса изучения айкидо способна оттолкнуть от занятий немалое количество потенциальных учеников, приносящих организации членские взносы. Однако искусство не продается! Его нет там, где вам пообещают «удовлетворить все ваши запросы». Ничему действительно стоящему вас там не научат.

Сила искусства в искренности! Честнее предупредить о неизбежных трудностях Пути заранее. Людей, очнувшихся от иллюзий, бросивших свои занятия и разносящих славу об айкидо, как об обучении танцам, и без того достаточно.

Позиция по этим проблемам практики Жерара Блеза сенсея – живого носителя искусства айкидо – обобщенно состоит в следующем:

В процессе изучения айкидо необходимо выполнять определенную работу. Эта работа очень сложна с точки зрения координации движений, трудна своей монотонностью, объемом, временами болезненна (когда действительно приходится принимать удары палкой в живот), имеет далеко отставленный по времени кумулятивный эффект. Многие не захотят ее делать и уйдут. Но кто останется, тот действительно научится. Сохранит и в потенциале сможет передать истинное знание дальше. Сохранит настоящее искусство!

В конечном итоге, соблюдая вот такие условия практики, приобретая в процессе обучения привычку – брать ответственность и доводить решение самых разнообразных задач до завершения, человек, практикующий восточную практику, в нашем случае айкидо, не только приобретает набор новых знаний, он трансформирует свою личность. Становится способным эффективно решать самые различные ситуации, возникающие в его повседневной жизни, не связанной с татами и бросками.

В этом и состоит основная цель практики айкидо, как в прочем и практики любого другого японского искусства.

Именно за это качество практику Пути называют школой жизни.


Comments (1)

Один ответ на запись “Обучение в школе жизни”

  1. Алексей Андреев говорит:

    Сильная статья, на мой взгляд. Хорошо написано. Спасибо.

Оставьте мнение: