Май 23 2010

Х.И.Дейви: Искусство и Путь по-японски

Category: БиблиотекаЕвгений @ 12:53

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Часть 27 Часть 28 Часть 29 Часть 30 Часть 31 Часть 32 Часть 33 Часть 34 Часть 35 Часть 36 Часть 37 Часть 38 Часть 39 Часть 40 Часть 41 Часть 42 Часть 43 Часть 44 Часть 45 Часть 46 Часть 47 Часть 48 Часть 49 Часть 50 Часть 51 Часть 52 Часть 53 Часть 54 Часть 55 Часть 56 Часть 57 Часть 58

Он и гири

Чтобы еще более полно понять рейдзи, путь и культурный контекст, необходимо рассмотреть концепции понятий «он» и «гири». Он обозначает обязательства людей друг перед другом. Чувство, что ты обязан или благодарен человеку, может, в принципе, быть направлено на любого человека, но особенно важно испытывать подобные чувства по отношению к предшественникам, родителям, старшим и учителям. Рейдзи это один из способов выразить им свою признательность.

Гири обозначает долг перед ондзин, или «благодетелями», этого человека. Гири может переводиться как «кодекс личной ответственности», «верность, преданность» или «долг, обязательство». Каждая позиция в додзе имеет собственный гири; и это на самом деле очень важная традиция в японских искусствах и практике Пути. В Японии гири перед знакомыми оплачивается в соответствии с ценностью полученной услуги; гири по отношению к природе, предшественниками и сенсеем иногда называется гиму, что означает, что этот долг и благодарность вечны. Понимание он и гири поддерживает баланс в природе и в отношениях.

Гири это больше чем просто кодифицированное средство для предотвращения халтурного исполнения неприятных обязанностей, хотя иногда гири деградирует настолько, что выполняет только эту функцию; вообще же под этим понятием подразумевается чувство долга, основанное на преданности, что в свою очередь происходит от сострадания. На самом деле сострадание является основой преданности. И сострадание, и преданность являются естественным выражением осознания взаимозависимости людей и их единства с мирозданием. В таком ключе гири становится понятием, охватывающим нечто большее, чем-то, что было изложено выше.

Гири предоставляет возможность, как в додзе так и в жизни, найти баланс между личным самоопределением и потребностями группы. Этот баланс жизненно необходим, так как человек сам по себе не является самодостаточным и вынужден взаимодействовать с другими, и, тем не менее, нам необходимо осознавать наш полный потенциал, знать, на что мы способны в одиночку, потому что только в этом случае мы можем действительно помочь в чем-то другим, мы не один и не два.

И, наконец, гири это отличительный знак настоящего деши. Хороший пример представляет собой деши Йамаока Тесшу, живший в середине девятнадцатого века и являвшийся мастером каллиграфии, медитации и искусства владения мечем. Легенда гласит, что в молодости Йамаока учился у мастера Эдо, известного своей отвагой. Однако вскоре после начала обучения Йамаоки его учитель трагически погиб. Вскоре после смерти учителя по окрестностям поползли слухи о странном призраке, появлявшемся возле его могилы в штормовые ночи. Одной такой дождливой ночью, когда по всему небу сверкали молнии, брат учителя был послан к могиле, чтобы выяснить, насколько слухи соответствовали действительности. Когда он приблизился к могиле, то увидел фигуру человека, стоящего на коленях в грязи перед могилой и шептавшего: «Я здесь Сенсей! Не бойся. Я останусь с тобой, пока не уляжется буря». Этим человеком был Йамаока.

Несмотря на отвагу мастера он очень сильно боялся молнии. Гири Йамаоки перешел даже через разделяющий их барьер смерти, но что, возможно, наиболее важно, ученик смог принять страхи и слабые стороны своего учителя.

Это очень важный момент. Западные ученики имеют тенденцию относиться к своему сенсею как к безукоризненному богоподобному существу или как к одному из богов. Это неправильно. Настоящий учитель всего лишь является выражением Пути в человеческой форме через определенное искусство, со всеми присущими человеку чертами – как слабыми так и сильными.

С понятием «гири» очень тесно связано такое понятие как «ниндзо». Ниндзо это «человеческие чувства», которые появились раньше всяких правил и выгод. Учитель может менять правила, влияя на то, как студент усваивает ниндзо. Мой учитель часто напоминал мне, что надо учить «в соответствии с учеником». То, что подходит для одного ученика, не годится для другого.

В свою очередь концепции гири и ниндзо перекликаются с понятием тсукиай, или «социальным долгом». Ученики, занимающиеся изучением Пути, традиционно показывают тсукиай тем, что обеспечивают сенсея едой, кровом и всем остальным, что необходимо для здоровья и благополучия учителя. В настоящее время подобное практически не практикуется, тсукиай заменен на своеобразную «систему образования», что вовсе не значит, что прежняя система полностью изжила себя.

Читайте весь текст: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Comments (0)

Оставьте мнение: