Июн 26 2010

Техника айкидо – способы использования сознания и тела

Category: СтатьиЕвгений @ 00:16

Почему, казалось бы, чисто выполненная техника, зачастую не достигает того эффекта, который демонстрируют при ее выполнении выдающиеся мастера айкидо?

Почему чистое, точное и правильное движение, казалось бы, точно такое же, как и только что выполненное мастером, не «роняет» партнера?

Можно предположить, что в этом «чистом и точном» движении что-то отсутствует! Чего-то в нем, все-таки, не хватает! Чего?

Очень практичные вопросы! Именно они помогают приступить к работе, составляющей главную особенность и предназначение айкидо!

Настоящее изучение айкидо – практика Пути – не начинается с началом тренировок. Очень часто я замечаю, что большинство людей, приступающих к занятиям айкидо, находятся под впечатлением необычайной легкости отбрасывания противников, демонстрируемой мастерами айкидо. Парадоксально, но очень часто в столкновении предвзятого представления новичка об айкидо с той работой, которую ему предлагают выполнять на тренировках, побеждает мнение новичка, люди трезвеют и очень часто бросают свои занятия, уступив вызову новой информации, конфликтующей с тем, во что они верят. К сожалению, так и не приступив к изучению положений, составляющих сущность и предназначение айкидо. Не изменив отношение к занятиям айкидо, перенесенное на них со школьных уроков физкультуры и тренировок в спортивной секции, где задачи ограничиваются в основном тренировкой тела, не подступив к вопросам внутренней работы, без которых практика боевых искусств остается лишь формой физической активности, оставляющие занятия продолжают судить об айкидо со своих личных невысоких позиций! Не подойдя ни на шаг к пониманию задач практики этого боевого искусства, они считают себя вправе на критику айкидо, оправдывая свои лень и испуг перед распахнувшей бескрайностью Пути, чаще всего неэффективностью техник айкидо в боевом применении.

Я знаю необходимы время и усилия, чтобы понять то, над чем нужно работать, изучая айкидо как боевое искусство, чтобы почувствовать первые результаты в практике Пути. Лично мне поставленные выше вопросы помогли найти новый взгляд на понятие «техники» в боевом искусстве. Раскрыв его новые качества, способствовали изменению представления о целях и методике изучения айкидо. Помогли преодолеть рубеж, после которого уже никакие трудности не могут заставить меня отказаться от радости каждый день выходить на татами, вновь и вновь повторять техники, оставленные нам Основателем айкидо.

Возможно и для кого-то еще это отношение к технике айкидо, о котором я хочу сейчас рассказать, окажется новым и интересным.

Вообще техникой, в одном случае, понимают инструменты и механизмы, а, в другом, способы и приемы использования этих инструментов и механизмов.

Обычно к технике в спортивной тренировке относят способы движений, дающие эффективный результат и преимущество перед соперником. К инструментам же причисляют предметы, с которыми производятся различные манипуляции. В боевых искусствах к таким предметам относят оружие, конкретно в айкидо – бокен, бо и дзё.

Чтобы составить представление о технике айкидо с позиции практики Пути, под ее определением предлагаю рассмотреть и СПОСОБЫ ДВИЖЕНИЙ, выполняемые человеком по отношению к его оппоненту, и самого ЧЕЛОВЕКА, выполняющего эти движения.

При таком объединяющем взгляде человек, выполняющий технику – одновременно является и тем, кто пользуется инструментом и тем, кто сам является инструментом, и непосредственным объектом, в отношении которого используется техника.

Взгляд на человека, практикующего боевые искусства, как на инструмент совсем не нов. Ничего сенсационного в этом нет до тех пор, пока «человека» ассоциируют только лишь с «человеческим телом»! Однако в таком случае техниками будут лишь способы и характеристики перемещения человеческого тела – движения – механический аспект!

Это то, что в настоящее время является предметом изучения во многих, если не во всех, школах и стилях единоборств. К сожалению очевидно, как в погоне за боевой эффективностью техник, эта тенденция побеждает и в формировании методик изучения айкидо. Загляните на несколько айкидошных сайтов и увидите, что обсуждение вопросов прикладной направленности техник айкидо является наиболее обсуждаемой частью их форумов.

На Востоке человек никогда не был только телом. В восточной философии и практике Пути человек уже в течение ни одного тысячелетия является объединенным комплексом сознания и тела:

«Сознание это продолжение тела, а тело продолжение сознания!» «Сознание невозможно отделить от тела и наоборот!» «Через движения тела видно состояние сознания!» «Сознание ведет тело!»

Основополагающее свойство, вытекающее из этого единства, состоит в том, что движения, а для нас это техника, является проявлением действия комплекса «ум-тело» и то, что состояние ума в этой связке является формирующим физическую сторону движения. Состояние сознания формирует структуру физического движения и определяет его эффективность!

При таких исходных условиях определение техники и содержание тренировки в обязательном порядке должны в себя включать не только способы использования тела – техники тела, но способы использования ума – техники входа в определенные ментальные/духовные состояния! В традициях восточных практик это непременное условие! Именно поэтому Жерар Блез-сенсей говорит, что техники айкидо состоят из двух частей: жестов/движений и ментальных состояний человека! Именно поэтому он не устает напоминать о том, что «Техника боевых искусств достаточно трудна в изучении и освоении, но это не самое главное, чему мы должны научиться!»

На вопрос корреспондента: «Не могли бы Вы рассказать о прикладном аспекте в айкидо?», мастер айкидо Жерар Блез отвечает:

«Нельзя сказать, что есть очень много способов применять айкидо в борьбе. В определенное время произошла путаница, основатель айкидо создал эту дисциплину, исходя из опыта, природу которого я не могу объяснить, можно сказать даже, мистического опыта. Этот опыт позволил ему приобрести определенное видение мира. Видимо, в какой-то момент, чтобы доказать, что это мировосприятие реально и правильно именно в рамках будо, он показывал такие вещи, которые свидетельствовали о том, что он действительно находился на невероятном уровне. Но это очень трудно принять, он всегда говорил: «Я могу делать это, потому что я нахожусь вот в таком состоянии». Он говорил, что он объединен со Вселенной, но мы не знаем, что под этим подразумевалось. Я предпочитаю называть это «состоянием». Люди действительно видели, как он делает что-то невероятное. И пытались с помощью техники достигнуть этой силы. Но на тот момент большинство из них занимались не только айкидо, очень многие занимались кен-до. Изначально, для того чтобы заниматься айкидо, нужно было быть как минимум пятым даном кен-до. И потом очень много людей, которые приходили, были дзюдоистами, и все уже учились будо. То есть, как я уже говорил, слов сэнсэя не многие слышали, его просто уважали за небывалую силу. И это является очень большой проблемой в айкидо». Д. Гербич. Мастер айкидо Жерар Блез.«Black belt» выпуск 3, 2007

Это твердая позиция известного мастера айкидо помогает подойти к выводу, что ТЕХНИКА БОЕВОГО ИСКУССТВА, ТЕХНИКА АЙКИДО – ЭТО ПРИКЛАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ДУХОВНОМ СОСТОЯНИИ.

Поэтому, возвращаясь к первоначальному вопросу: «Почему чистое, точное движение, точно такое же, как и выполненное только что мастером, все-таки не «роняет» партнера?», можно ответить: «Техника слаба и не работает, потому что она выполнена без участия нужного духовного состояния! Пустой механики для эффективного применения техники совершенно недостаточно!»

Вот и получается: ХОТИТЕ ИМЕТЬ СИЛЬНУЮ И ЭФФЕКТИВНУЮ ТЕХНИКУ – РАБОТАЙТЕ НЕ ТОЛЬКО НАД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛА, НО И НАД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЗНАНИЯ!

ИЩИТЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ, НАПОЛНЯЮЩЕЕ ТЕХНИКУ СИЛОЙ! РАЗВИВАЙТЕ СПОСОБНОСТЬ ВХОДИТЬ В ЭТО СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ!

Не зря этому аспекту практики айкидо так много уделяет внимания его Основатель!

Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: Успокоить свой дух и вернуться к источнику. Очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть. Цель тренировок – подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух.

Твой дух есть твой истинный щит.

Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий.

Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы – оно есть изучение Духа.

М.Уэсиба Искусство мира (из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», 1997

На основании того, что техника айкидо, как формы духовной практики, состоит из двух частей, можно прийти к следующему выводу: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ АЙКИДО ДОЛЖНА ПРЕДУСМАТРИВАТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТРЕНИРОВКЕ ТЕЛА И ТРЕНИРОВКЕ СОЗНАНИЯ!

Тренировка тела – это тренировка движений! Имеет выраженный физический и прикладной аспекты. Их характеристики берутся из описания механики движений. Это то, что видно и потому можно легко корректировать/совершенствовать. Это то, что легче всего выучить!

Тренировка сознания – это тренировка способности входить в определенные ментальные состояния, переживать определенные эстетические чувства!

Хочу обратить внимание изучающих айкидо на тот факт, что, представляя айкидо, его Основатель почти не комментирует выполнение бросков и болевых заломов кинематическими и динамическими деталями движений, представляющими повышенный интерес для усердно занимающихся, заботящихся о полном и точном освоении техник. С этим любопытным обстоятельством я столкнулся, когда появилась возможность получить комментарии к техникам из уст самого М.Уесибы через книгу «Будо», написанную М. Уесибой в 1938 году и изданную на русском языке издательством Феникс, г.Ростов-на-Дону, в 1999 году. Впоследствии, изучая и сравнивая различные источники, я заметил, что чем ниже уровень авторов изданий и публикаций в занятиях айкидо, тем больше они приводят «деталей точного выполнения механического аспекта техник», находя в бесконечном расширении их списка особое удовольствие. Для меня очевидно, что будучи преподавателями айкидо, они тем самым устанавливают в своих занятиях неверные приоритеты, отождествляют духовную практику с овладением лишь только ее механическим, техническим уровнем.

«… Годы уходят на автоматическое нахождение ТОЙ единственной точки на татами, при устройстве в которой Наге может очень легко, быстро и изящно заставить всю мощь линейной атаки Уке перевести в его собственное вращательное движение, заканчивающееся падением на пол …», «… Если же вы очень сильно уйдете в сторону, то ваша же совместная динамика пойдет в разгон, и удержать Уке в приеме станет невозможно – центробежные силы будут слишком велики… ». В. Матвеев, 4-й дан Айкидо Айкикай, «Bleck belt», выпуск 3, 2007

«Та единственная точка на татами», «мощь линейной атаки», «вращательное движение», «совместная динамика», «центробежные силы», – вот пример анализа техники от мастера айкидо, считающегося в России патриархом этого боевого искусства. Уверяю, что это не подтасовка и не выдергивание слов из контекста. К сожалению, это общая тенденция в изучении айкидо.

А вот, для сравнения, пример описания техники айкидо от Основателя: «… если противник захватывает ваше запястье, сделайте шаг назад левой ногой, ведите противника в том же направлении, придержите его руку, нанося удар ему в лицо, и бросьте его…» М. Уесиба, БУДО, 1999, глава 5. «Техника рук»

Столь краткий стиль описания техники от Основателя, при первом знакомстве, очень серьезно меня озадачил. Заметьте никаких уточнений о направлениях передвижений в градусах, расстояниях перемещений в миллиметрах, величинах усилий в граммах и т.п.

Вместе с тем, на тех же страницах:

«… Сделайте глубокий вдох, как духовно, так и физически, преобразуйте свое тело в истинный Меч – и тогда вы победите противника. … Наши просветленные предки развивали истинное будо, основанное на гуманности, любви и искренности; его сердцевина – искренняя отвага, искренняя мудрость, искренняя любовь и искреннее сочувствие …».

И еще «… Если же познания окажутся поверхностными, следуйте руководству Меча душой и телом …».

Обратитесь к первоисточникам и убедитесь лично, что М. Уесиба в собственном представлении айкидо и его техник большей частью использует пояснения, далеко отстоящие от механических характеристик.

Подробное описание эстетических чувств и характеристик ментальных состояний, способы их переживания и достижения, наполняющие невероятной эффективностью техники айкидо, находятся в духовных посланиях его Основателя и выдающихся мастеров. Их можно во всех красках почерпнуть в источниках по японским искусствам!

Кстати там, куда «реальные бойцы» никогда не смотрят!


Comments (0)

Оставьте мнение: