Июн 20 2010

Технику айкидо формирует цель

Category: СтатьиЕвгений @ 12:03

На вопрос «Что такое айкидо?» в наше время в России могут ответить многие. Разнообразные источники информации, от художественного до документального и учебного кино, интернет и специальная литература, энтузиазм отечественных преподавателей, семинары, проводимые иностранными мастерами, сформировали широкую популярность айкидо и с ней определенное представление об этом виде японского боевого искусства у большого количества людей. Вместе с тем это представление нельзя назвать однозначным. Мало кто способен доходчиво объяснить: «В чем состоит сущность айкидо?»

Не помогает в этом поиске даже обращение к всезнающему Интернету и специальной литературе. Зачастую определения айкидо в них, с одной стороны, непохожи одно на другое. Можно даже заметить, что авторы считают особым шиком представить свою оригинальную трактовку. С другой, – практически не отличаются от характеристик прочих боевых искусств и спортивных дисциплин. Не требует доказательств то, что задачи духовного воспитания человека задолго до появления айкидо успешно решали и дзю-до, и иай-до, и кен-до, и другие формы практики Пути. А разве серьезные занятия самбо и боксом не развивают гармонично в человеке физические и духовные качества, что в первую очередь почему-то ставят в заслугу айкидо? Не секрет, что принцип использования силы атаки нападающего для выполнения техники пришел в айкидо из айки-дзюцу. Совершенно очевидно, что многие техники бросков и контролей, применяемых в практике айкидо, на несколько столетий раньше использовались в других видах боевых искусств.

Так в чем же в таком случае состоит сущность айкидо и его отличие от других боевых искусств?

Казалось бы посещение тренировочных занятий или демонстраций, проводимых мастерами, является надежным способом для выяснения вопроса «что же такое айкидо?», однако и он здесь не срабатывает. Многообразие стилей, направлений, школ айкидо, вместе с нередкими заявлениями их руководителей об единственных и, конечно только в их лице, истинных последователях Основателя айкидо, способны сбить с толку любого, не говоря уже о людях, впервые проявивших интерес, к боевым искусствам. Отягчает задачу и то, что при столь громких претензиях совсем уж немногие мастера способны продемонстрировать настоящее айкидо.

Чтобы в какой-то мере заинтриговать и тем вызвать интерес к активному поиску ответов, как оказывается, на такие непростые вопросы, приведу одну историю.

Однажды на вопрос журналиста: «Что такое айкидо?», мой учитель Жерар Блэз ответил: «Я занимаюсь айкидо более сорока лет. Вы же не имеете никакого опыта занятий. Что я могу Вам сказать? Ничего!»

Вот так ответ! Неужели мастер 7 дана с сорокалетним стажем не знает, не может объяснить, что такое айкидо?..

Без всяких сомнений, Жерар-сэнсэй имеет свое суждение об айкидо, вот только, как я думаю, не уверен, что человек, не имеющий опыта занятий, способен принять его объяснения! Разве можно всю сложность построения отношений в айкидо, являющихся отражением взаимосвязей всех вещей и явлений во Вселенной, за несколько минут объяснить человеку, не имеющему опыта практики Пути. Представление же айкидо на уровне болевых заломов рук и использования инерции движений противника, явно его не удовлетворяет! Лучше уж показаться невежливым, чем последующими кривотолками оговорить айкидо.

Сложности с определением айкидо обусловлены объективными причинами. Как видите для того, чтобы понять это боевое искусство, недостаточно полистать книгу, «повисеть» на сайтах интернета, просмотреть видеозаписи демонстраций техник, выполненных хорошим специалистом и получить от него словесные пояснения. Нельзя гарантировать осознания сути айкидо даже если вы, надев кейко ги, выйдите на татами и «примите» технику от мастера. Возможно ли в принципе узнать, что такое айкидо, если даже специалисты выносят неоднозначные суждения, а некоторые из них, не спешат высказаться вслух? И вообще, так ли уж это нужно?

Не только нужно, но и очень важно!

Следующий пример, описывающий особенности нашего восприятия, очень доходчиво для меня объясняет причины существования столь противоречивых представлений об айкидо и почему очень важно иметь и регулярно обновлять свое личное представление об этом необыкновенном виде боевого искусства тем, кто решил посвятить себя его практике.

Вероятно вам приходилось рассматривать специальные таблицы, которые окулисты используют для оценки уровня цветовосприятия. Среди разноцветных пятен, разбросанных по полю листа, предлагается увидеть какие-либо геометрические фигуры или незамысловатые рисунки. В одних случаях проблем не возникает – круги, квадраты, цифры так и бросаются вам в глаза. Сложные варианты могут вызывать затруднения, пестрота цветов способна надежно хранить скрытое в ней изображение. Бывает, что незначительная помощь в такой ситуации – подсказка о том, что именно нужно увидеть – тут же раскрывает перед вами зашифрованную картинку. Вероятно, что без такой небольшой подсказки вы не скоро смогли бы это сделать. Возможно, что в хаосе цвета ваше воображение показало бы вам совершенно другую картинку.

Ценность этого эксперимента состоит в наглядной демонстрации свойств нашего восприятия, объясняющей, почему второстепенные, побочные результаты занятий айкидо (именно побочные, прилагаемые в довесок) – прикладные навыки самообороны, здоровье, общение и другие – становятся приоритетными для многих занимающихся, и почему главные цели обучения, оставаясь невидимыми, ускользают из практики.

Если не приобретение навыков самозащиты, что само собой подразумевается из словосочетания «боевое искусство», тогда что же является главной целью практики айкидо?

Несложный эксперимент с цветными картинками ярко показывает, что сознательная постановка задачи, направленная на достижение конкретной цели, определяет эффективность любого вида деятельности. Японская пословица говорит: «Чтобы прийти на север, надо идти на север». Самым естественным образом направление любой нашей деятельности, всегда ориентировано относительно нашего суждения о ней. Этот вывод в равной степени распространяется и на практику айкидо, так как наше представление о нем формирует и направление, и методику тренировки.

То, что вы считаете сутью айкидо, над тем и будете работать! Если для вас айкидо болевые заломы рук и эффектные броски, то этим, то есть внешней механической работой, оно для вас и ограничится. Все предпринимаемые усилия по освоению техники не будут иметь результата, уйдут как вода в песок, если не помнить о том, что цели занятий айкидо в первую очередь определяются его принадлежностью к искусству и практике Пути (о чем ранее говорилось в статье «Искусство айкидо»).

Бесконечная вариативность техник айкидо, создающая его неповторимые красоту, шик, шарм и обаяние в сочетании с ограниченными целями занятий, одновременно является и причиной раздирания айкидо на многочисленные стили. Опытные знают, отличия стилей айкидо находятся лишь в рамках механики движений. Для тех же, кто в своих тренировках поднялся над уровнем жестов, кто устремлен к одной главной объединяющей цели практики искусства, различий в стилях не существует. Механика важна потому, что это единственно существующий способ приобретения опыта. Но механика формируется целями, которые занимающиеся ставят перед собой в практике айкидо!

Именно поэтому тем, кто решил изучать айкидо, крайне важно знать ответы на основополагающие вопросы его практики: «Что такое айкидо?», «В чем состоит его сущность и предназначение?», «Чем айкидо отличается от других единоборств, от других боевых искусств, от других видов японских искусств?»

ЦЕЛИ, ИСХОДЯЩИЕ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АЙКИДО, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ПРАКТИКУ И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ФОРМИРУЮТ ТЕХНИКУ.

То, что практика айкидо подчинена определенной цели, имеет достаточно определенные направление и форму, и то, что это направление может быть утеряно, а форма – нарушена, я вижу в искренней озабоченности моих учителей.

«Некоторые создали свои собственные техники, хотя они до сих пор не могут сделать то, чему учил О-Сенсей. Он мог остановить человека одним пальцем. Немногие могут хотя бы приблизиться к этому. Немногие хотят следовать учению полностью. В этом смысле моя практика отличается от остальных. Если такая традиция сохранится, ваза О-Сенсея исчезнет вместе со мной. Этого не должно случиться. Наблюдая ситуацию в мире, я понимаю, что должен сделать все, что в моих силах для воспитания по-настоящему искренних людей. В противном случае айкидо О-Сесея исчезнет. Вот что меня беспокоит. Я просто должен в точности передать миру то, чему научился у О-Сенсея. Говорить и делать лишь то, что говорил и делал Учитель. Я не имею права привносить свое личное мнение и таким образом искажать Путь О-Сенсея!»

Интервью М.Хикитсучи (Материал с сайта http://aikido4u.ru)

Это слова Мишио Хикитсучи сенсея, одного из немногих, кто получил 10-й дан из рук Основателя айкидо. Уникальность этого мастера состоит в том, что он занимался айкидо под руководством М.Уесибы более 30 лет, начиная с 14 летнего возраста (1936) и оставался верным Основателю до его ухода из жизни (1969).

Мишио Хикитсучи Сэнсэя уже нет с нами. Сегодня та же проблема волнует моего учителя – Жерара Блэза Сэнсэя, ученика Мишио Хикитсучи:

«Если кому-нибудь удастся достичь уровня Основателя, тогда, пожалуй, айкидо нельзя будет изменить. Здесь я имею в виду немаловажную проблему: несмотря на то, что количество людей, преподающих айкидо, постоянно увеличивается, никто из них не занимался у Основателя. Более того, большинство из них даже не бывали в Японии. Часто это приводит к тому, что кто-то из них начинает учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель, к примеру, что нужно смотреть в глаза сопернику и т. д. Если так будет продолжаться, то, скорее всего, айкидо распадется на несколько направлений. Мне бы этого очень не хотелось. Но я не могу сделать больше, чем делаю сейчас: организую группы, где мы тренируемся так, как говорил Основатель. Ведь есть люди, которые действительно ищут, пытаются понять. Они приходят, задают вопросы…»

Ж.Блез. Решающей для меня стала встреча с учителем. «Айкидо в Сибири» № 3, октябрь 2003г.

На своем примере я знаю, что личное суждение об айкидо меняется с течением практики и накоплением опыта. Первоначально оно соответствует нашим мотивам к началу занятий, впоследствии – взглядам на айкидо нашего инструктора, учителя. Разумеется нет ничего страшного в том, что в начале своих занятий мы имеем не совсем верные приоритеты. Важно, чтобы в процессе практики мы систематически заменяли их на более правильные.

Если быть до конца последовательным, то в идеале практикующие должны свое представление об айкидо привести в соответствие со смыслом, заложенным в это искусство его Основателем. Иначе мы будем использовать айкидо не в полной мере с его предназначением и нам так и останется довольствоваться теми самыми «довесками». А об утерянных, подлинных своих возможностях, мы даже не будем подозревать. Микроскопом вполне можно колоть орехи, он достаточно тяжел, но этот тонкий инструмент не для этого предназначен.

Несмотря на то, что О сенсея с нами уже давно нет, составить представление о его понимании сути айкидо вполне возможно. Главные цели и предназначение этого боевого искусства, методы их реализации изложены в духовных посланиях его Основателя и выдающихся мастеров. Проблем с доступом к ним в век всеобщей информации не существует.


Comments (2)

2 ответов на запись “Технику айкидо формирует цель”

  1. Алексей Андреев говорит:

    Шикарная статья конечно. Очень интересная мысль изложена, но все таки… Из статьи лично я вынес только то, что очень важно ставить перед собой правильную цель. Понял, что без понимания сути айкидо не будет правильной техники. Но вы сами не ответили на вопрос какова же эта цель и что такое айкидо? Мне кажется статья не закончена…

  2. Евгений говорит:

    Алексей, спасибо за отзыв! Конечно у статьи есть продолжение, а у меня – свое представление о целях практики айкидо! Вопрос об определении сущности и предназначении айкидо, как Вы заметили, очень не прост и очень деликатен. Поэтому свое отношение к нему я решил представить в нескольких частях. Буду рад если Вы прочтете и другие статьи, размещенные на этом сайте. Считаю рассматриваемую в них тему очень важной! Готов обсудить заинтересовавшие Вас вопросы!

Оставьте мнение: