Июл 12 2010

Айкидо – духовное послание Морихея Уесибы

Category: СтатьиЕвгений @ 00:37

В результатах метода практики айкидо моими учителями Жераром Блезом и Мичио Хикитсучи я вижу подтверждение возможности развития в себе способностей Основателя айкидо! А иначе, зачем всем этим стоит заниматься? Для чего же еще практиковать Путь боевого искусства, открытый нам Мастером будо Морихеем Уесибой?

Благодаря труду моих наставников, я смог осознать, что желание в приобретении невероятных способностей, продемонстрированных его Основателем, не может быть удовлетворено только лишь изучением механического аспекта техник этого искусства. Для проявления силы, демонстрируемой Основателем айкидо на дошедших до нас многочисленных видеозаписях, необходимо иметь более глубокое представление об источнике этой силы. Это очень важно потому, что без этого представления невозможно формирование методики тренировок, развивающей такие способности. Мне в этом помогает поиск ответов на методологические вопросы практики айкидо: «Что такое айкидо?», «В чем заключается предназначение айкидо?», «В чем состоит заслуга Морихея Уесибы, как основателя нового вида боевого искусства?», «Для чего важно знать на них ответы тем, кто решил изучать айкидо?». А эти ответы, в свою очередь, определяется пониманием связей айкидо с другими восточными практиками, японскими искусствами и видами будо.

Взгляд на айкидо, как на частное проявление философской концепции Пути, позволяет считать, что Основатель айкидо – японец Морихей Уесиба, в результате изучения боевых искусств и непрестанных духовных поисков испытал личный опыт объединения с Мировым Сознанием. Вот что он сам говорит об этом:

«Я почувствовал себя парализованным очень приятным чувством я внезапно почувствовал, что вселенная дрожала и что золотой дух выходил из земли, окутывал мое тело и превращал его в другое, сделанное из золота. В то же время мой дух и тело стали легкими. Я был способен понять щебетанье птиц, и Я ОТЧЕТЛИВО СОЗЕРЦАЛ ДУХ БОГА, Создателя этой Вселенной. В тот момент я понял источник Будо: Любовь Бога, Духа, с любовью защищающего все существа. С того момента у меня появилось чувство, что вся земля это мой дом, а солнце, луна и звезды являются моими собственными. Я стал свободным от всякого желания, не только с точки зрения состояния репутации, богатства, но также от желания быть сильным. Я понял Будо: это не значит поражать противника нашей собственной силой или оружием, чтобы вести мир к разрушению посредством оружия. Настоящее Будо означает принять Дух, Разум Вселенной, беречь мир во всем Мире, правильно производить, защищать и выращивать все существа в Природе. Я понял, что тренировка в Будо означает взять Любовь Бога, которая производит и защищает все вещи в Природе.» Ж.Блез. Aikido: Recherche du geste vrai. Sedirep

Новые знания и пережитые чувства, изменившие его мировоззрение и физические возможности, привели к потрясающим результатам – человек, приняв законы Космоса, подчинив Им все свои действия и поступки, приобрел Силу Вселенной – стал непобедимым Воином.

Художники, объединившись с Сознанием Творца, создают незабываемые полотна, композиторы – не оставляющую никого равнодушным музыку, поэты – стихи, проникающие даже в каменные сердца. Свое новое понимание Мира и способы построения человеком отношений со всеми объектами этого Мира, созвучных Гармонии Космоса и открывающих Путь к приобретению невероятных способностей, Мастер будо передал в созданном им новом виде боевого искусства и названном им айкидо.

Побывав в Мире Духа, специалист в области боевых искусств наиболее ярко и полно мог передать приобретенные впечатления и знания только лишь через свою профессиональную деятельность – боевые техники. Поэтому, как и во всех других практиках Пути, техники в айкидо нужно рассматривать как послание из Мира Духа.

«14 декабря 1940 года, к 2 часам ночи, после мисоги (техника очищения), я внезапно почувствовал себя в странном состоянии. В этот момент я забыл все техники, которые я выучил. Я должен был заново воссоздать техники предков. И ЭТИ ТЕХНИКИ ДОЛЖНЫ ПОКАЗАТЬ, что весь мир есть одна семья и нет чужих.»М. Уесиба.«Aikido Shinzui», стр.16 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Основателя айкидо уже давно нет с нами, но его духовное послание, воплощенное в целях, принципах и техниках созданного им боевого искусства, способно и сегодня менять сознание людей практикующих айкидо, наполнять уже наши техники Силой Космоса, делать их неповторимыми произведениями искусства. И это основополагающий принцип всей философии восточных практик! Это то качество, ради которого и в наше время изучают и практикуют искусства, уходящие своими корнями в глубину тысячелетий! Это то свойство японских искусств, превращающее реликт древности в незаменимое явление, даже в век компьютерных технологий!

В чем состоит смысл духовного послания Основателя айкидо?

Как и все другие практики Пути, духовное послания айкидо несет людям информацию о единстве человека с окружающей Природой, с Вселенной и их Творцом! Оно рассказывает о способностях к сотворению, присущих человеку вследствие этого единства! О том, что эти способности к творческому созиданию проявляются при обязательном условии соответствия действий и поступков человека Законам Мироздания, Законам Гармонии!

В настоящем Будо нет ни противников, ни врагов. Настоящее Будо – это стремление направиться к Центру Вселенной, соединиться с Ней.» М. Уесиба. «Takemusu Aiki», стр.192 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Нужно объединиться со Вселенной, таков секрет айкидо. В этот момент всякая личность, которая хочет атаковать того, кто соединен со Вселенной, проигрывает прежде, чем начнет атаку.

«Мне достаточно просто стоять вот так, открыв свою спину: если кто-то хочет меня атаковать, он ранится с таким напряжением с каким хотел меня атаковать.» М. Уесиба. «Takemusu Aiki», стр.191 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Однако, по моему мнению, непревзойденная эффективность техник Основателя айкидо отражает совершенно новый уровень объединения человека, практиковавшего будо, с Космическим Сознанием. И это позволяет считать, что айкидо несет в себе совершенно новое, по отношению к другим боевым искусствам, духовное послание. Его отличие проявляется в не всегда видимых, но принципиальных особенностях выполнения техник и индивидуальных характеристиках метода практики. Настолько отличающихся от прежних установок, что выводят айкидо в совершенной иной ряд боевых искусств.

Во всех других боевых искусствах, результат применения техники направлен на убийство и разрушение. В иайдо, например, меч вынимается только с этой целью. Даже в спортивных дисциплинах, где соперников не убивают по условиям правил соревнований, это все же предполагается. Идея убийства создает в них технику.

В технике Уесибы Ки – Замысел Творца – рождает форму! «Старые» техники, наполненные Гармонией Вселенной, из несущих смерть, стали техниками, дарящими жизнь. Искусство убийства и разрушения гением Мастера Уесибы было превращено в искусство трансформации духа и повышения качества жизни. В этом грандиозном превращении и состоит выдающаяся заслуга Основателя айкидо!

«В айкидо тренировка делается не для того, чтобы стать более сильным или победить партнера. Нет. Тренировка помогает иметь дух, чтобы слиться с центром Вселенной и содействовать всеобщему миру, помогая всем человеческим существам осознать, что они – одна большая семья.» М. Уесиба. «Takemusu Aiki», стр.192 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

«Отныне не нужно, чтобы айкидо было будо разрушения. Необходимо создать будо, которое построит новую эпоху, основанную на духе гармонии и единения. Гои Масахиса. «Aikido Magazine», №7, 1985, стр.34 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994 «Айкидо не для того, чтобы сражаться, не для того, чтобы побеждать: это путь, чтобы гармонизировать мир и объединить весь человеческий мир в единую семью.»М. Уесиба. «Aikido Magazine», №6, 1985, стр.26 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Для чего все это нужно знать людям, практикующим айкидо? Почему очень важно относиться к айкидо как к духовному посланию просветленного человека?

Конечно же, для того, чтобы использовать эти знания непосредственно в тренировках на татами – в процессе изучении и совершенствовании технических приемов. Вместе с тем, содержание духовного послания Основателя айкидо является потенциалом для преодоления хитросплетения всех трудностей и противоречий, вытекающих из практики айкидо.

Изучая в литературе и Интернете вопросы методики практики айкидо мне очень часто приходится сталкиваться с мнением о том, что айкидо это набор наиболее эффективных техник, из большого количества боевых искусств мастером которых был Уесиба. Внешне незначительные отличия техник айкидо от приемов дзю-дзюцу и айки-дзюцу и непонимание того, что техника искусства состоит не только из видимой, механической части, но и чего-то еще, послужили основанием тому, что кто-то из сторонников айкидо, не повторив способностей Основателя, предпринимает активные попытки по его усовершенствованию и даже созданию новых стилей, комбинируя скелеты техник дзю-дзюцу в новые группы. Реальность такова, что занимаясь под портретом Основателя айкидо, вы возможно будете заниматься чем угодно, только не айкидо! Внешняя атрибутика может быть весьма обманчивой! «Создатели» и «усовершенствователи» даже не подозревают, насколько комичны их попытки в усовершенствовании того, что они не способны повторить. Не секрет, что айкидо нередко подвергается резкой критике со стороны представителей других видов боевых искусств. Среди них есть даже и такие, кто отнимают у Уесибы заслугу в создании нового вида боевого искусства, и даже обвиняют его в наглом воровстве и переименовании на свой лад стиля айки-дзюцу у своего учителя Сокаку Такеды. Все это, конечно же, расшатывает веру в то, чем ты занимаешься, особенно в условиях, когда ощутимые результаты занятий отставлены на несколько лет вперед. Мне известно как встреча человека с суррогатным айкидо, способна настолько его разочаровать, что из сторонника может превратить в противника.

Способность увидеть за техниками айкидо что-то большее, чем набор физических действий, разглядеть совершенно иной – созидающий, а не разрушающий характер выполнения боевых техник – дело тонкое, не для всех уловимое! А почувствовать и развить эту способность и с ее помощью формировать методику практики и корректировать общее направление занятий мне помогает отношение к айкидо как к духовному посланию!

Если хотите: духовному посланию Создателя через человека, доказавшего на деле своими поступками способность без изменений донести смысл этого послания другим людям.

В такой интерпретации становится понятным, почему мастера айкидо считают важным сохранять и передавать другим неизменным смысл послания Мастера Морихея Уесибы.

На вопрос: «Чувствуете ли вы обязанность передать послание О-Сэнсэя?» Мичио Хикитсучи сенсей отвечал:

«Да я чувствую эту обязанность, но она не тяжела. Я просто должен в точности передать миру то, чему научился у О-Сэнсэя. Говорить и делать лишь то, что говорил и делал Учитель. Я не имею права привносить свое личное мнение и таким образом искажать Путь О-Сэнсэя. Интервью М.Хикитсучи. Материал с сайта http://aikido4u.ru

Духовный поиск в сочетании с практикой техник, оставленных нам Основателем, является ключом к овладению искусством айкидо. Это тот путь, который прошел О-сенсей!

«Я упражнял мой дух в БУДО, когда мне было 15 лет, я посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу многих регионов. Я усвоил за несколько месяцев секрет каждого из новых учителей. Но не было в них ничего такого, что помогло бы мне узнать сущность Будо, что МОГЛО БЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ МОЙ ДУХ.» Киссёмару Уесиба. «Aikido», 1957, переиздано 1985 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994 Это очень важный момент, чтобы понять создание айкидо, который часто пропускается. Чтобы обрести способности этого человека и повторить его достижения, по моему мнению, очень важно тем, кто изучает айкидо, предпринимать аналогичные усилия – целенаправленно искать смысл оставленного нам духовного послания в форме айкидо и подчинять ему свою практику.

Язык айкидо очень сложен в изучении. Те, кто надевал кейко ги и вслед за учителем пробовал повторить техники айкидо, знают насколько трудно добиться того же что и у них результата.

К нашему счастью, Основатель айкидо свои неповторимые по эффектности и эффективности движения все-таки комментировал словами. Осталось много текстов, составленных по его устным высказываниям, прочитанным лекциям, остались стихи Основателя айкидо, на вербальном уровне раскрывающие его понимание Законов Вселенной. Они бережно сохранены его учениками. Проблем с доступом к этим текстам, в век всеобщей информации и Интернета, не существует.

Однако, не все так просто! Ситуация усложнена тем, что форма и содержание духовного послания Основателя айкидо не принадлежат к миру нашей повседневности. Это можно увидеть и в его высказываниях, которые уже были приведены в этой статье, и в следующих:

«На этом пути нужно быть стоящим на мосту, плавающем в Небе. Если не находиться на мосту, Айкидо никогда не выйдет. Если искать эти моменты, в этом состоянии что-нибудь выходит, это называется TAKEMUSU AIKI.» М.Уесиба.«Aikido Shinzui», стр.23 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

«Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землей. Много троп ведет к вершине горы Фуд-зи, но эта вершина одна – Любовь.» М.Уэсиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), София, Киев, 1997

Как можно заметить, представленные в них философские идеи не только трудны для понимания, но и непременно отсылают к понятию Любви. А это те самые широко распахнутые ворота к пониманию сущности айкидо и методики его практики, пройти через которые многим людям, заявившим о таком желании, не позволяет менталитет «реальных бойцов».

Однако я убежден, оставаясь за рамками задачи изучения Любви в айкидо, либо имея неправильное отношение к ее проявлениям, невозможно прийти к опыту, имеющему поворотное значение во всей практике этого боевого искусства. Ведь, только ПОДЧИНИВШИСЬ ЗАКОНАМ ЛЮБВИ, ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕЛ СИЛУ ВСЕЛЕННОЙ И СТАЛ НЕПОБЕДИМЫМ ВОИНОМ!


Comments (4)

4 ответов на запись “Айкидо – духовное послание Морихея Уесибы”

  1. стихи о любви « Мысли блогеров всего интернета говорит:

    [...] Евгений пишет: Осталось много текстов, составленных по его устным высказываниям, прочитанным лекциям, остались стихи Основателя айкидо, на вербальном уровне раскрывающие его понимание Законов Вселенной. Они бережно сохранены его учениками. … Как можно заметить, представленные в них философские идеи не только трудны для понимания, но и непременно отсылают к понятию Любви. А это те самые широко распахнутые ворота к пониманию сущности айкидо и методики его практики, пройти через которые … [...]

  2. Борис говорит:

    Да, вот интересно почему такой человек который принес в мир айкидо, который открыл человечеству любовь, путь познания Бога истины, умер, перешел в другое состояние(если хотите), почему «человек вселенная» обладая такой силой, не смог продлить себе жизнь??

  3. Евгений говорит:

    «За два дня до своей смерти О-Сэнсэй приподнял свое слабое тело и сел на постели, затем он посмотрел на своих учеников, собравшихся вокруг, и сказал: «Вам не следует беспокоиться об этом старике. Любая физическая жизнь имеет предел. Следуя закону природы, физическое существо должно измениться, но дух никогда не умрет. Очень скоро я войду в духовный мир, но я по-прежнему хочу защищать этот мир. Теперь это ваша задача». Мицуги Саотомэ. С.Перри. Воспоминания об О-сенсее. Жизнь и тренировки с основателем айкидо, Морихеем Уесибой, 2002г, aikiportal.

  4. Алексей Андреев говорит:

    Очень интересная статья. В ней действительно затронута важная тема. Да пожалуй и не одна. Но меня заинтересовало следующее – Вы пишете: «Для проявления силы, демонстрируемой Основателем айкидо на дошедших до нас многочисленных видеозаписях, необходимо иметь более глубокое представление об источнике этой силы». С этим трудно не согласиться. Но пытаясь доступно описать природу источника способностей Основателя, мне кажется, следует осторожно подбирать терминологию. Ведь это русскоязычная статья, а стало быть написана она в помошь нашим людям, принадлежащим отечественной культуре. Не секрет, что в духовной основе айкидо лежат постулаты оомото-кё, молодой секты возникшей в начале 20 века. Главный слоган оомото: «Один Бог, единый мир, общий язык общения». Уэсиба был глубоко религиозным человеком. Основателя религии оомото-кё Онисабуро Дегучи, объявлявшим себя воплощением Будды, он считал своим духовным учителем и использование им религиозной терминологии, такой близкой ему, а потому такой для него понятной, вполне естесственно. Но еще при жизни Осенсея его ближайшие ученики отмечали как же трудно понять учителя. А ведь это японцы. Для нас же, людей далеких от синтоистского мистицизма, такие выражения как «Мировое Сознание» или «Космическое сознание» или «Сознание творца» абсолютно не понятны. Ну в самом деле, вот эти три упомянутых Вами в статье «сознания» это одно и то же или разные вещи? А «Сила Космоса» – это что за штука такая? Раз цель статьи разобраться в источнике силы с тем, чтобы верно формировать методики тренировок, то и употребление таких непонятных терминов как «Мир Духа», «Сила Вселенной» только еще больше запутывают и смущают изучающего. После прочтения статьи лично я так и не понял, что же явилось источником способностей основателя. То ли это безликие Законы Космоса и Вселенной, а то ли всетаки вполне осознанное «Сознание Творца». Я заметил что наш сенсей Жерар Блэз избегает философских рассуждений на этот счет, а если и упоминает о открывающихся способностях, то видимо не случайно, не употребляет подобных выражений. Он больше говорит о притягивании, чем о Любви и куда больше показывает, чем говорит.

Оставьте мнение: