Июл 17 2010

Любовь – ворота в мир айкидо

Category: СтатьиЕвгений @ 23:36

Очень часто давая определение айкидо, употребляют, в различных вариантах, следующие сочетания слов: «…система самообороны…», «…техника, которой построена на защитных действиях…», «…основана на движениях использующих силу атаки нападающего…», «…защищающийся не противостоит нападающему, а объединяется с ним…».

Как же это все не соответствует тому, чему учил Основатель айкидо!

В айкидо нет защиты! В айкидо не объединяются с нападающим! Как ни парадоксально, но это так!

Чтобы понять и принять обоснованность этих, ни в коем случае не выдуманных мной утверждений, противоположных расхожим мнениям о предназначении и сущности айкидо, предлагаю к их рассмотрению подойти с другой, несколько с необычной, стороны. С той, откуда одни из представителей боевых искусств заходить стыдятся, кто-то же считает это абсолютно не возможным ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Для того чтобы разобраться в том, чему учил Основатель айкидо самым доказательным для меня способом является обращение к духовному посланию, заложенному в технику созданного им боевого искусства, к текстам лекций, стихов и пояснений сопровождавшим демонстрации этих техник. Очень много полезной информации по этой теме я почерпнул из воспоминаний ученика Морихея Уесибы – Мичио Хикитсучи сенсея. Как уже ранее отмечалось, проблем с доступом к ним в наше время не существует.

Однако наше положение усложнено тем, что содержание письменных источников от патриархов айкидо не принадлежат к миру нашей повседневности. Раскрываемые в них жизненные приоритеты иногда существенно отличаются от принятых среди нас. Происхождение используемых ими слов надо искать в учении Синто и японской мифологии. Фразы в большей части обращены к интуиции собеседников, а философские идеи непременно отсылают к понятию Любви.

Для меня Любовь, это те самые широко распахнутые ворота к пониманию сущности айкидо и методики его практики, пройти через которые многим обратившимся к этому виду будо не позволяет менталитет «реальных бойцов». Люди, мировоззрение которых зашорено утилитарным отношением к техникам боевых искусств, ко всем идеям, отвлекающим от скорейшего нанесения поражения врагу, относятся как к снижающим боевую эффективность. Поэтому появление Любви в выполнении техник считают недопустимым проявлением слабости.

Они не знают, что только ПОДЧИНИВШИСЬ ЗАКОНАМ ЛЮБВИ, ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕЛ СИЛУ ВСЕЛЕННОЙ И СТАЛ НЕПОБЕДИМЫМ ВОИНОМ!

Конечно же, Любовь в айкидо это не «вздохи при луне», не всплески религиозного экстаза и не странные причуды пожилого человека с экстравагантной бородкой, за которыми порой хотят скрыть суть открытия выдающегося Мастера боевых искусств.

Изучение текстов О-сенсея и других всеми признанных мастеров айкидо, позволяет считать, что духовный поиск Основателя айкидо привел его к осознанию действия Любови, как объединяющего принципа, являющегося, по его мнению, главным законом Существования всего Мироздания.

«ИЧИГУЕН, уникальное начало заставило родиться духовное и материальное начало. Таким образом, ичигуен создало закон. Это заставило функционировать всю Вселенную и дало жизнь и тело всем вещам Вселенной. Это заставило функционировать большой путь роста, который ведет к законченности Великого Духа Любви, Защитника всех вещей. Все предметы Вселенной, как одна большая семья и прошлое, настоящее и будущее, как наше дыхание, учат возрастанию жизни, мы объединяемся с Небом и это дает разумное действие. Айкидо есть для того, чтобы понять самого себя, чтобы изучить всемирные явления, чтобы не забыть единое происхождение ИЧИГУЕН, чтобы раствориться в провидении, чтобы узнать закон и создать техники тонкие и светлые. М.Уесиба: «Aikido Shinzui», стр.16 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994 Любовь – это то, что объединяет! Вселенская любовь – это то, что объединяет воедино все вещи и явления, существующие во Вселенной!

Познав и приняв в свое мировоззрение и действия Основной Закон Мироздания, этот человек открыл в себе способность объединять, казалось бы, совершенно несовместимое.

Новый объединяющий взгляд на «старую» технику привел к потрясающим результатам. Техника, несущая смерть, стала техникой дарящей жизнь; искусство убийства людей, стало искусством воспитания духа, повышения качества жизни. Являясь точным отражением взаимодействий в Природе, айкидо стало средством разрешения всех возможных проблем и противоречий, возникающих между человеком и его окружением.

«Айки – это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.» М.Уэсиба Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо), «София», Киев, 1997.

Все приведенные выше абстрактные рассуждения о Любви имеют для меня сугубо практическое применение в изучении айкидо, в т.ч. и в решении задач технического совершенствования.

Например, в постановке задачи: «Никке – это совершенно не больно!»

ОБЪЕДИНИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Да, правильное никке – это не вывих запястья! Если вы сможете сделать никке так, что партнер, не чувствуя болевого воздействия, будет вам послушен, значит вы смогли объединить два противоречащих друг другу на обывательском уровне явления: реальную боевую технику, изначально предназначенную одним движением привести к сложному вывиху в трех суставах, и принципа «ичигуен», содержащего логику: все вещи во Вселенной – одна семья; члены одной семьи должны заботиться друг о друге и не иметь ничего против других, даже против нападающих на тебя! Попробуйте!

Сумев выполнить какую бы то ни было боевую технику в таком ключе, соблюдая принцип – «ничего не иметь против партнера!», уже и вы продемонстрируете свое понимание и признание Всеобщих Космических Законов, сделаете технику любого боевого искусства техникой айкидо! А можно сказать – «покажете в технике проявление принципа Любви», или «принципа Объединения», или «наполните технику Ки Вселенной»! Кому как нравиться!

Заметьте, это способ внесения правок в выполнение техники не использующий ни кинематические, ни динамические характеристики движения – «правее», «выше», «по кругу», «сильнее». Это пример возможности совершенствования техники с использованием влияния энергии духовного послания Основателя айкидо!

ВСЕ ТЕХНИКИ – ОДНО

В качестве еще одного уровня понимания принципа объединения в решении технических задач можно назвать способность выполнить, как что-то очень похожее, совершенно различные по структуре техники, например, «сувари ваза, шомен-учи – никке» и «сувари ваза, шомен-учи – котегаеши» (или «тачи ваза, шомен-учи – котегаеши» и «тачи ваза, шомен-учи – ирими-наге»).

Это непросто выполнить практически, еще труднее описать словами! Однако призыв к развитию такой способности также исходит из духовного послания Основателя айкидо! А это значит – если кто-то хочет практиковать айкидо О-сенсея, он должен целенаправленно уделять время и силы развитию в себе этого качества.

Поистине невероятную глубину проявления способности к объединению демонстрирует сам Основатель айкидо. Посмотрите на его выступления. Только выберите те, где ему уже было за пятьдесят. С тем опытом практики будо когда, как критики считают, что он из тигра превратился в мягкого старика, а его искусство стало практически ни к чему не пригодным, кроме личного развлечения.

На этих видеозаписях можно увидеть, как «техника исчезает»! Как из техники уходят черты, характеризующие ее индивидуальные отличия! Никке, котегаеши и ирими-наге становятся одним и тем же. «Делайте только икке сувари ваза и у вас будут те же способности, что и у меня!» – эти слова принадлежат Основателю айкидо.

Такая позиция не может не внести определенные методические требования в тренировочный процесс. Более верным становится не то его направление, которое ориентировано на банальное увеличение количества практикуемых техник, а то, которое учит способности передавать большее количество информации в одной технике. Чуть по-другому, учит приобретению качества – в одном движении проявить объединенные характеристики всех техник айкидо. Все техники – одно!

На моем уровне практики, я твердо знаю, что объединяющий подход в изучении техник – «делай все техники как одну!» – дает несравнимо больший эффект и в техническом совершенствовании, и понимании сущности айкидо, чем их разделение на бессчетное количество способов и вариантов.

ПУТЬ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ МИР

Объединяющий принцип проявляется в айкидо на самых высоких уровнях и в масштабах, далеко выходящих за рамки тренировочной работы на татами! Спросите себя – «Как я отношусь к словам Мастера боевых искусств о том, чтобы все люди на Земле занимались айкидо?» Что стоит за таким странным желанием? Разве могут все люди заниматься только айкидо?

Понимая объединяющую концепцию «айки» можно увидеть, что такое неестественное желание совсем не чудачества пожилого человека на которые достаточно улыбнуться и пропустить мимо ушей.

Айкидо, являясь одной из форм практики Пути, не ограничивается накоплением знаний. А это значит, что понять практику интеллектуально – недостаточно. Ситуация, когда на вопрос учителя: «Ты понял, что нужно делать?», ученик отвечает: «Да!» – и делает совсем не то, что перед этим показывал учитель – вполне естественна! Понятие практики подразумевает что ученик должен не только понять и не только выучить и правильно выполнять технику. Практика – это выполнение разученных техник в течение определенного и надо сказать очень длительного времени. Это необходимо чтобы изучить движение изнутри, чтобы оно стало по-настоящему моим. В этом коренное отличие практики от академического бучения, где достаточно прослушать курс лекций, повторить на словах полученную из них информацию и получить сертификат.

Вместе с тем, зачем нужно такое проникновение в технику, выполняемую на коленях, с бо или технику от атак бокеном? Разумно ли встречать атаку на коленях? Разве кто-то ходит в наше время с мечом по улице? В себе ли человек в пиджаке и палкой в руках в каком-нибудь общественном месте?

Для того чтобы не растеряться и «не потерять лицо» перед подобными провокационными вопросами от знакомых, считающих ваши занятия простительной блажью, нужно помнить, что айкидо – это прежде всего практика Пути. Продукт восточных практик давным-давно потерял свою утилитарную направленность и не является главной целью этой практики. Наши занятия на татами не имеют смысла, если мы не можем получаемые в них знания и опыт использовать в повседневной жизни. Движение звезд во Вселенной и электронов в атоме подчиняется одним и тем же принципам. На основании тех же принципов строятся отношения между людьми. Изучая их в рамках боевого искусства, мы учимся эффективно строить отношения с женами и мужьями, начальниками и подчиненными, детьми и родителями, друзьями и теми, кого мы не любим. Практика айкидо – это внедрение знаний о Вселенских Законах в повседневную жизнь.

Практикуя айкидо как Путь – на коленях и с архаичным оружием в руках, учась наполнять все свои действия Вселенской энергией Ки, используя в рамках повседневной жизни принципы ичигуен и Любви, люди открывают в себе способности к решению задач, которые до этого, по их же мнению, были для них совершенно невыполнимы. И совсем не обязательно, чтобы эти проблемы были связаны с занятиями на татами.

Универсальность Вселенских законов, познаваемых в практике Пути, а значит и в практике айкидо, позволяют применять их в любых сферах нашей жизни и деятельности. Деятельность человека, практикующего айкидо, может быть самой различной, но если в составляющих ее действиях присутствует понимание ичигуен и Любви, то эти действия будут действиями айкидо. Именно в этом контексте мне становятся понятными слова Мастера Уесибы о том, что айкидо, это единственный Путь, который может объединить мир, и его желание, в прямом значении слов кажущееся совершенно неисполнимым, о том, чтобы все люди на Земле занимались айкидо.

В ОБЪЕДИНЕНИИ НЕТ ЗАЩИТЫ

Глубокое погружение в принцип объединения поводит к пониманию более тонкого условия, формирующего технику айкидо. К осознанию того, что в айкидо нет защиты!

«Как отмечает Хикитсучи Мичио Сенсей, после войны техники айкидо изменились, защита исчезла.» Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Если быть более точным, то следует говорить – в айкидо нет не только защиты, но и атаки! Настоящее объединение не разделяет двух взаимодействующих людей – нападающего и защищающегося. В айкидо таких понятий нет!

«Надо отметить отличие айкидо от других боевых дисциплин, где на партнера смотрят, думая о защите, так как он – наш «враг». В айкидо нет защиты, так как нет врага. Понятие противника или врага идет от нашего собственного решения. Практика этого принципа – точка отсчета в исследовании и открытии этой реальности.» Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999.

Когда есть атака – надо защищаться. Это логика традиционных боевых искусств.

Техники айкидо не сводятся к ответным реакциям на действия нападающего. Ждать атаку для того, чтобы начать свои действия, значит проиграть до начала поединка. В таком случае победит тот, кто быстрее и сильнее. В айкидо не борются, в айкидо нет физического столкновения. В айкидо «побеждает» более опытный.

Желание боя – в своей сути является разделяющим состоянием сознания, противоположным объединению. Желание победить в соревнованиях разделяет и лишает силы Вселенной. Я думаю, что забота Основателя о воспитании правильного – объединяющего состояния сознания, по сути являющегося «генератором» Божественной техники, является причиной абсолютного запрета соревнований в айкидо.

«В конце броска надо расположиться таким образом, чтобы партнер не смог продолжать свое намерение атаковать. Это основное правило айкидо: вы мешаете партнеру продолжить его действие, вы не пытаетесь защищаться. Эта концепция полностью меняет отношение между двумя партнерами и позволяет нам проникнуть в мир айкидо.» Ж. Блез. Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999 В айкидо не защищаются. В айкидо О-сенсея, когда нападают, атакующего ведут и притягивают (то же самое, что и «вдыхают»). Поэтому в число целей тренировки мой учитель Жерар Блез, с определенного уровня подготовленности учеников, включает еще одну практическую задачу – создание и развитие силы притягивания, по-японски – инруоки но тенрен.

«Айкидо это не атака и не защита, это ПРИТЯГИВАНИЕ партнера.» Хикитсучи Мичио Сенсей. Высказывания об айкидо. (http://aikido-metod.ru/2010/05/xikitsuchi-michio-sensej-vyskazyvaniya-ob-ajkido/#more-652′)

«Настоящее БУ, это тренировка развития дыхания и силы притяжения (Inryoku no tenren – Инруоку Но Тенрен), чтобы суметь привлечь партнера полностью. Вот почему мне достаточно просто оставаться стоять таким образом. Если я стою – я соединяю тело со Вселенной. Если я стою таким образом, партнер привлекается (вдыхается). М.Уесиба «Takemusu Aiki», стр.190 «Нужно всё изменить в тренировке. Не начинают будучи схваченным партнером. Ведя партнера «его вдыхают». Это и есть айкидо. Айкидо – это тренировка притягательной силы.» М.Уесиба «Aikido Magazine», №40, 1988, стр.11 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Конечно, существуют определенные нюансы в жестах-движениях, составляющих технику и делающих ее притягивающей, например: не выставлять прямую руку вперед к партнеру, не разворачивать кисть ладонью к нему, начинать технику (взаимодействие) первым, не смотреть на партнера и др. Однако они являются производными по отношению к состоянию сознания, которое для меня трудно описать словами.

«В одной из бесед на вопрос: «В присутствии учителя Морихея Уесибы имели ли Вы ощущение быть вдыхаемым?» Мичио Хикитсучи сенсей отвечает: «Я имел впечатление быть полностью вдыхаемым! О-Сенсей был массой Ки. Рядом с ним я был, как весенний ветер.» Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Непросто понять, что стоит за словами – «Рядом с ним я был, как весенний ветер!» Вместе с тем, первым шагом в направлении развития силы притягивания будет соблюдение условия – думать и говорить не «тот, кто нападает» и не «тот, кто защищается», а «тот, кто выполняет технику» и «тот, кто принимает технику».

ПРОВОДНИК СИЛЫ ВСЕЛЕННОЙ

Как сложно согласиться с отсутствием защиты, также непросто принять идею о том, что в айкидо не объединяются с нападающим.

Однако следуя обратной логике, можно получить довольно неожиданный ход рассуждений. Для того чтобы заставить хулигана не хамить девушкам, давайте нескольких оскорбим вместе с ним, чтобы в течение этого процесса на третьей-четвертой барышне объяснить ему, что это, в принципе не хорошо, и уговорить больше так не делать. А если обстоятельства затрагивают вопросы жизни и смерти?.. А если вы столкнулись с педофилом?.. Что, и с ним объединяться? Вместе с ним принимать участие в процессе?

А как же универсальный закон Любви и объединения?

И на эти непростые вопросы есть подсказки в духовном послании Основателя айкидо! С кем объединился Мастер боевых искусств на Пути создания айкидо становится ясным, если принять во внимание то, что по свидетельству очевидцев выполняемые им техники с определенного времени стали называть божественными.

«Хикитсучи Мичио сенсей объясняет: Искать гармонию с партнёром – это главная ошибка. Айкидо вписывается гармонично с Ки. Но это не гармонизироваться с Ки партнера (АИТЕ). Когда думают сгармонизироваться с Ки партнера, ошибаются и тренировка превращается в игру. Нужно отыскать связь с Ки Вселенной, с Ки Природы, с Ки Бога и с самого начала нужно брать Ки партнера.» «Журнал Айкидо», №40, 1988, стр.11 Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

В айкидо не соединяются с атакой нападающего; в айкидо нападающего вовлекают в свое движение, движение подчиненное Космическому Закону! Для меня это совершенно не одно и тоже.

Уесиба учил тому, что надо объединяться с Законами Мироздания, надо стать проводником Силы Вселенной, и тогда Она Сама встанет на твою защиту!

«Стань пустым и предоставь действовать Божественному.» М. Уесиба. Искусство мира (Из бесед, стихов, каллиграфии Основателя айкидо). «София», Киев, 1997

Любовь в айкидо – суровая любовь! Это не слабость и безволие, иногда правильным будет причинить боль, но не допустить большей беды.

Вот и еще одно условие практики айкидо, еще более точнее направляющее ее к развитию способностей О-сенсея.

ОБЪЕДИНИТЬ ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ Выше я привел примеры моего личного понимания и применения в изучении айкидо принципа объединения. Обращение же к духовному посланию О-сенсея способно открыть еще не один уровень проявления Любви в айкидо, а значит задач и, в тоже время являющихся хорошими ориентирами для наших поисков и исследований.

Никто не обещает, что будет просто! Помните? Движения – самое простое чему мы должны научиться!

Даю себе отчет в том, что не буду понят сразу и всеми. Айкидо – не интеллектуальное упражнение, оно не подчиняется повседневной логике. Все секреты айкидо неподкупно бережет практика.

Бесценные опыт и мудрость учителя подсказывают:

«Объяснения Основателя айкидо, смысл которых непонятен при первом прочтении, со временем, с проведением тренировок, становятся понятными и воспринимаемыми. Но это восприятие возможно, только если фразеология учителя была соблюдена. Удержанные в памяти одно слово или фраза однажды, в процессе тренировки, на практике приобретут конкретный смысл, наполнятся конкретным содержанием. В этот момент вы поймете, что объяснения достигли своей цели. После этого и другие перечитанные тексты также могут проясниться. Именно таким образом, по-моему мнению, нужно подойти к чтению слов О-Сенсея, а не стараться это делать как с «научной» книгой, удовлетворяющей разум и мышление. Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Лучший способ понять эту логику – практиковать айкидо как Путь. Для меня направление этого Пути проходит через осознание принципа Вселенской ЛЮБВИ к овладению способностью ОБЪЕДИНЯТЬ. Содержание его заключено в техниках айкидо – духовном послании, оставленном нам его Морихеем Уесибой.

Истинное будо – это труд Любви. Это труд дарования жизни всем существам, а не убийства или борьбы друг с другом. Любовь – это божество-защитник всего сущего. Без нее ничто не может существовать. Айкидо – это осуществление Любви. Морихей Уесиба

Объединяя людей разных культур и национальностей через времена и расстояния, Мастера айкидо своими действиями демонстрируют понимание Законов Мироздания, свою причастность к энергии Любви!


Comments (2)

2 ответов на запись “Любовь – ворота в мир айкидо”

  1. Евгений говорит:

    Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией.

  2. Евгений говорит:

    Айки — это не техника, не способ бороться или нанести поражение врагу. Это путь установить мир и сделать человеческие существа единой семьей.

    Секрет айкидо в том, чтобы слиться в гармонии с движением Вселенной и привести себя в согласие с самой Вселенной.

Leave a Reply to Евгений