Окт 18 2010

С чего начинается айкидо или практика ШИНКОН КИШИН НО ХОО

Category: СтатьиЕвгений @ 19:12

Шинкон кишин но хоо, фурутама

С японского языка ШИНКОН КИШИН НО ХОО переводится как метод успокоения души и включает в себя несколько упражнений.

На первый взгляд этот комплекс упражнений может показаться странным и мало связанным с изучением боевого искусства – взрослые люди хлопают в ладоши, смешно приседают и что-то бормочут себе под нос…

Далеко отставленный эффект от выполнения ШИНКОН КИШИН НО ХОО не позволяет оценить его действительную значимость в процессе изучении айкидо. К сожалению, чтобы не шокировать людей, во многих школах айкидо это упражнение было убрано из занятий. Однако нужно помнить, что Основатель айкидо практиковал ШИНКОН КИШИН НО ХОО ежедневно.

В методике практики айкидо Жерара Блеза, упражнение ШИНКОН КИШИН НО ХОО занимает немаловажное место. Жерар сенсей выполняет его перед каждой тренировкой, даже если их бывает по нескольку в день.

За время моего изучения айкидо перечень упражнений, выполняемых Жераром сенсеем в практике ШИНКОН КИШИН НО ХОО, был несколько изменен. Например, вот уже несколько лет он начинается ШИНКОН КИШИН НО ХОО с упражнения, у которого пока нет специального названия, условно я называю его «стоять, соединив руки».

Ниже я описываю тот способ выполнения ШИНКОН КИШИН НО ХОО, который Жерар сенсей практикует сегодня. А здесь даны ссылки на видеозаписи с объяснениями Жераром Блезом выполнения ШИНКОН КИШИН НО ХОО для учеников и инструкторов.

Весь комплекс ШИНКОН КИШИН НО ХОО включает в себя следующую последовательность упражнений: 1. Стоять соединив руки.

  1. ШИН КОКЬЮ.

  2. И-КУ-МУ-СУ-БИ.

  3. ШИН КОКЬЮ.

  4. ТОРИФУНЕ (впереди левая нога).

  5. ФУРУТАМА.

  6. ТОРИФУНЕ (впереди правая нога).

  7. ФУРУТАМА.

  8. ТОРИФУНЕ (впереди левая нога).

  9. ШИН КОКЬЮ.

  10. ТАРУМУСУБИ, ТАМАТСУМИ МУСУБИ, ИКУТАМА, ТАРУТАМА, ТАРУТОМАРИ ТАМА.

  11. ШИН КОКЬЮ.

  12. КИ-АЙ.

  13. Круговые движения.

После этого можно приступать к изучению техники Айкидо.

Для достижения нужного эффекта при выполнении всех перечисленных выше упражнений необходимо соблюдать согласованность движений, концентрацию и представлять соответствующие зрительные образы.

СТОЯТЬ, СОЕДИНИВ РУКИ

Ступни на ширине плеч, образуют угол около 60 градусов. Ноги слегка согнуты в коленях. Таз (анатом.) ощущается, как продолжение корпуса, который должен быть прямым и расслабленным. Чувствовать свое тело подвешенным за макушку.

Пальцы рук соединены в замок, мизинцы и большие пальцы соприкасаются друг с другом, и располагаются на уровне солнечного сплетения (фото 1, 2, 3).

Фото 1,2,3.

Важно соблюсти вертикальное положение линии, соединяющей мизинцы и большие пальцы.

ШИН КОКЬЮ

Стойка, как и в предыдущем упражнении. Соединить ладони и опустить руки по направлению к земле, сделать вдох, представляя «воздух», который идет от земли и проникает через стопы в тело (фото 4, 5).

Фото 4,5.

Поднять руки верх, представляя что «воздух» поднимается по передней поверхности тела к макушке головы (фото 6, 7).

Фото 6,7.

Продолжать вдох опустить руки к животу. Представлять, что «воздух» сверху спускается вниз по позвоночнику до уровня поясницы (фото 8, 9).

Фото 8,9.

Повторить упражнение еще раз (фото 3,4,5).

Привести руки на уровень груди (фото 10, 11, 12).

Фото 10, 11, 12.

Сдвинуть левую ладонь по правой вниз (фото 13, 14, 15).

Фото 13, 14, 15.

Хлопнуть ладонями четыре раза, каждый раз широко разводя руки в стороны (фото 16, 17, 18).

Чтобы «позвать» четыре стихии (четыре элемента: небо (ТЕН), огонь (КА), вода (СУИ), земля (ТЧИ)).

Фото 16, 17, 18.

Медленно опустить руки и их расположить перед пупком. Пальцы левой руки положить на пальцы правой, большие пальцы кончиками упираются друг в друга (фото 19, 20, 21).

Фото 19, 20, 21.

Далее переходят к выполнению упражнения И-КУ-МУ-СУ-БИ.

И-КУ-МУ-СУ-БИ

В этой позиции глаза полузакрыты, взгляд фиксирован на точке в 3-х метрах перед собой (фото 19, 20, 21).

Начинать всегда с выдоха. Выдыхая первый раз визуально представлять звук И, вдыхая – звук КУ, при следующем вдохе – звук МУ, а при новом вдохе – звук СУ, заканчивать, выдыхая со звуком БИ. Последний вдох делается без зрительного представления, и упражнение повторяется снова. Количество повторений не фиксируется.

Хикитсучи Мишио Сенсей объясняет, как визуализировать звук: «Когда вы выдыхаете, вы смотрите душой, как бы это дыхание растворяется во Вселенной. Затем вы вдыхаете со звуком КУ и вы смотрите «глазами души» как это дыхание циркулирует в вашем теле. И-КУ-МУ-СУ-БИ это упражнение, чтобы завязать наше КИ с КИ Вселенной.» Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

ТОРИФУНЕ

Упражнения практикуют три раза: сначала левая нога впереди, потом правая, потом снова левая.

Левая нога впереди символизирует небо (ТЕН БАН); ЯНЬ; ИЗАНАМИ в КОДЖИКИ. Правая нога впереди символизирует Землю (ТЧИ БАН); ИНЬ; ИЗАНАМИ в КОДЖИКИ. Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

Ступня передней ноги направлена вперед, с которой вторая ступня образует угол в 750. Руки вынесены вперед на уровне пояса, кисти раскрыты и направлены ладонями вниз (фото 22, 23).

Фото 22, 23.

В этой позиции без усилия кисти сжать в кулак (фото 24, 25).

Фото 24, 25.

Привести руки по прямой линии к подвздошным костям. При движении к себе кисти рук развернуть ладонями внутрь, при этом они не должны идти дальше подвздошных костей (фото 26, 27).

Фото 26, 27.

Затем выпрямить руки перед собой, открывая пальцы в конце движения (фото 22, 23).  Тотчас снова сжать пальцы в кулаки (фото 24, 25)  и «тянуть» руки к поясу (фото 26, 27). Упражнения выполнять, как бы что-то толкать от себя, а затем притягивать к себе (фото 28, 29, 30, 31).

Фото 28, 29, 30, 31.

В этих движениях таз необходимо удерживать на одной высоте, чтобы избежать чрезмерного раскачивания тела. Корпус должен быть все время вертикальным и прямым (нельзя наклоняться вперед и отклоняться назад). Внутреннее ощущение должно быть таким, что все тело тянет и толкает. Все это очень важно. Это база координации движений при выполнении упражнения. Совет для начинающих. Во время упражнения сфокусируйте взгляд на точке приблизительно в 3-х метрах перед собой. При соблюдении этого условия – корпус не ломается, руки идут по прямой линии, не балансируя.

Во время притягивания визуализируют, что тянут «землю» произнося звук ЭЙ…Й. Когда толкают – визуализируют, что толкают «землю», произнося звук ХО…О. Начинают и заканчивают всегда звуком ЭЙ…Й. Ритм упражнения постепенно будет ускоряться, но ускорение должно происходить естественно и без одышки.

В противоположность другим учителям Хикитсучи Мишио Сенсей очень настаивает на факте, что звуки не должны меняться. Всегда ЭЙ…Й, когда тянут и ХО…О, когда толкают. Каждый раз. Хикитсучи Мишио Сенсей объясняет, что в этом состоянии КИ Неба спускается и вместе с КИ Земли оно поглощается в нашем теле. В этой позиции мы создаем «мост», который нас соединяет с Небом. Нужно создать АМЕ НО УКИХАШИ. Если мы не достигнем состояние “стоять на мосту” – Айкидо не рождается. Нужно сначала создать эту картину.

Это личные слова Основателя айкидо: «На этом пути нужно стоять на мосту, плавающем между Небом и Землей (Ame no ukihashi ni tatsu). Если не находиться на этом мосту Айкидо не выходит. Если находятся на этом мосту (только при этом условии) что-то «выходит» и это называется «ТАКЕМУСУ АЙКИ.» (Aiki Shinzui,p.23) Конечно, сразу смысл этих слов Основателя айкидо непонятен. Но практика этого упражнения способна привести к проявлению дыхательных и энергетических феноменов и в дальнейшем к осознанию выражения, что значит «стоять на мосту, без которого айкидо не рождается». Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

ФУРИТАМА НО ГИОО

ФУРИТАМА НО ГИОО практикуется в чередовании с упражнениями ТОРИФУНЕ. Ступни возвращаются в исходное положение; руки, которые были на бедрах, поднимаются и соединяются выше головы, чтобы вернуться прямо на высоту живота. Левая рука на правой руке (фото 32, 33, 34).

Фото 32, 33, 34.

Сконцентрироваться на точке между бровями, трясти руки (фото 35, 36, 37).

Фото 35, 36, 37.

Сначала руки двигаются медленно. Но действие может ускоряться, с ощущением, как если бы внешняя сила заставляет их двигаться быстрее. Нужно прислушиваться к вибрациям и, максимально расслабляясь, не думать о скорости движения. Тело действует само. Это важное условие, при выполнении которого вибрации рук заставляют циркулировать энергии во всем теле. Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

Во время движения рук, повторять мысленно или произносить громким голосом имена японских богов. При каждом упражнении проговаривать одно имя, но большое количество раз, пока выполняется упражнение.

Во время первого ФУРУТАМА произносить – АМАТЕРАСУ МАСУ СУМЕ ОО КАМИ или покороче АМАТЕРАСУ ОО КАМИ (имя Богини Солнца). После второго упражнения ТОРИФУНЕ произносить – ООХАРАЕДО НО ОО КАМИ (имя Бога Очищения). Третий раз – АМЕНО МИНАКА НУШИ НО ОО КАМИ (имя Бога центра Вселенной), который по словам О’Сенсея находится также и в нашем животе.

Произнесение этих божественных по мифологии СИНТО слов облегчает выполнение упражнения. Происходит концентрация. Дальнейший опыт покажет важность их ритма. При выполнении этих упражнений могут быть порождены феномены (чудеса): видение цвета на высоте глаз в точке концентрации или ощущение поток воздуха вокруг тела. Здесь каждый делает свое открытие. Но главное – быть всегда освобожденным (расслабленным). Это хороший критерий, чтобы судить о благе, которое это упражнение приносит телу, и хороший способ, чтобы не превышать свои способности. Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

КИ-АЙ (КОНЦЕНТРАЦИЯ)

Пальцы рук соединить в обратный замок (внутрь), указательные соединены между собой и направлены к небу (фото 38, 39, 40).

Фото 38, 39, 40.

Поднять руки над головой (фото 41, 42).

Фото 41, 42.

Коротко и резко произнести КИАЙ, одновременно очень быстро опустить руки на уровень живота.

Фото 43, 44.

Теперь этот звук произносят ЭЙ…И.

ТАРУМУСУБИ, ТАМАТСУМИ МУСУБИ, ИКУТАМА, ТАРУТАМА, ТАРУТОМАРИТАМА

В исходном положении поместить большие пальца рук за пояс на животе (фото 45, 46, 47).

Фото 45,46, 47.

Приподнять плечи и свести лопатки (фото 48, 49).

Фото 48, 49.

Затем подать плечи вперед. Поизнести ИКУМУСУБИ и чуть-чуть присесть (фото 50, 51).

Фото 50, 51.

Потом приподняться, произнести: ТАРУМУСУБИ и присесть (фото 48-51). Затем снова приподняться, произнести: ТАМАТСУМИ МУСУБИ и присесть (фото 48-51). Затем снова приподняться, произнести: ИКУТАМА и присесть (фото 48-51). Затем снова приподняться, произнести: ТАРУТАМА и присесть (фото 48-51). Затем снова приподняться, произнести: ТАРУТОМАРИ ТАМА и присесть (фото 48-51).

Это упражнение создает условия, чтобы осознать, что твои тело и дух становятся едины с Богом. Таким образом, берут ответственность активно участвовать в сотворении мира во всем мире. Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

После КИАЙ и после того, как хлопнули четыре раза, выполняются круговые движения руками.

Соединить руки, как при выполнении ФУРУТАМА и расположить их на уровне живота (фото 52, 53, 54).

Фото 52, 53, 54.

Выполнить три круга в горизонтальной плоскости против часовой стрелке налево (фото 55, 56, 57), потом по часовой стрелке направо.

Фото 55, 56, 57.

То же самое выполнить в вертикальной плоскости (фото 58, 59, 60, 61).

Фото 58, 59, 60, 61.

Затем выполняются три «восьмерки» перед собою (фото 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68).

Фото 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68.

Остановить руки перед животом (фото 69, 70).

Фото 69, 70.

Предшествующие упражнения заставили кипеть энергию в животе. Круговые движения помогут циркулировать ей во всем теле. Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994.

ШИНКОН КИШИН НО ХОО закончено. После этого можно приступать к изучению техники Айкидо.


Comments (3)

3 ответов на запись “С чего начинается айкидо или практика ШИНКОН КИШИН НО ХОО”

  1. Deny говорит:

    Спасибо, Евгений! Очень полезная информация.

  2. Alexey говорит:

    Женя, добрый день! Пишет Алексей из Горно-Алтайска. Спасибо тебе за ту работу, которую ты столь самоотверженно проводишь по развитию своего сайта и ту энергию, что ты вкладываешь в свои записи. Это здорово! Только хотелось бы заметить, что в твоем объяснении упражнения шин кокью есть небольшая неточность, которая для тех, кто не концентрируется ничего не значит, а для правильной концентрации и дальнейшего самостоятельного поиска имеет существенное значение. Когда мы делаем вдох и тянем энергию из земли, она идет по ЗАДНЕЙ стороне тела, через пятки и далее через позвоночник до макушки и при опускании рук и втягивании неба, его энергия, входя через макушку, опускается по ПЕРЕДНЕЙ стороне тела, как бы замыкая круг. Это из устного объяснения Жерара, которое он давал пару лет назад. При определенном опыте в этой практике, можно почувствовать, что энергия земли холодна, а энергия неба горяча. Также могут возникнуть различные визуальные моменты… Не прими это за критику, просто я знаю, насколько точным и подробным ты всегда стремишься быть в своей практике. всего наилучшего, Алексей

  3. Дина говорит:

    Привет, Женя! Наткнулась на Ваш сайт, Молодцы!

Оставьте мнение: