Ноя 25 2010

Айкидо: спонтанность творчества!

Category: ДневникЕвгений @ 20:23

В спортивных единоборствах есть понятие «коронный прием». Это наиболее излюбленное спортсменом техническое действие, которое в силу каких-то своих индивидуальных особенностей, он способен эффективно провести на каждом, или почти на каждом, противнике в соревновательном поединке. Для наработки, коронный бросок выполняется на тренировках по много-много раз.

Делается это для превращения технического действия в рефлекс, чтобы борец, почувствовав возможность выполнения приема, мог ее тут же мгновенно реализовать – выполнить бросок на подсознательном уровне!

Для придания рефлексу чрезмерной важности его называют условным, то есть приобретенным, сформированным в течение жизни, и даже динамическим стереотипом, указывая на сложность составляющих его процессов.

Вместе с тем, динамический стереотип, каким бы сложным он ни был, по своей сути представляет собой достаточно статичное явление. Это всегда известное действие на известную ситуацию!

Практику айкидо нельзя связывать с наработкой рефлексов! Для такого мнения существуют веские причины!

Айкидо принадлежит к искусству – сфере деятельности, характеризующейся спонтанностью действий! Спонтанная реакция человека основана на «сейчас», а не на том, чему он научился в прошлом. Именно поэтому спонтанное движение является свободным, произвольным и неповторимым действием, совершенно соответствующим неповторимой ситуации текущего момента.

Помните слова О-сенсея в истории с фотографом от Митцуги Саотомэ, рассказанной в книге «Айкидо и гармония в природе»? В ней на просьбу журналиста еще раз в точности повторить первый из длинной серии бросков, на его взгляд самый красивый и эффектный, Мастер ответил:

«… Что? Я тебя не понимаю. Ты профессиональный фотограф и должен уметь ловить момент. Айки не имеет формы. Ситуация всякий раз другая, и для нее подходит другое движение. Одно и то же движение никогда нельзя повторить дважды. Ты должен уловить сущность. «Еще одного раза» не существует. Ты должен пытаться схватить образ спонтанно. Это и есть айки…»

Спонтанность напрямую связана с проявлением творческих способностей в искусстве – способностей к созданию того, чего никогда до этого не было! Источником для настоящего творчества не могут быть информация и логика разума! Хорошо об этом говорит Вадим Зеланд в «Трансерфинге реальности»:

«… Разум способен собрать новую версию дома из старых кубиков, но этим никого не удивишь! Создать что-то принципиально новое разум не способен! … Любые шедевры говорят на языке души!..»

Душа и Интуиция это слова для обозначения портала соединяющего человека с Космическим Разумом – Источником Настоящего Творчества!

По текстам Основателя айкидо известно, что в декабре 1940 года, будучи посещенным видением (то, что он называл духом покровителя айкидо) он почувствовал себя наполненным большой силой, которая позволила ему сделать спонтанно несчетное количество техник. Известно и то, что именно с этого времени ученики Морихея Уесибы стали называть его техники божественными! В этом нет никакой мистики, в техниках Мастера стала проявлять себя Сила Создателя, Сила Вселенной!

Идея формирования стереотипа, пусть даже и динамического, не соответствует отношению к айкидо и как к практике Пути!

Путь подразумевает бесконечную возможность бесконечного совершенствования. Каким бы хорошим не было действие, движение, техника, комбинация техник, их всегда можно сделать лучше.

В феврале 1961 года Основатель айкидо, на приеме по случаю его отъезда на Гавайи для участия в церемонии открытия нового главного додзе, говорил о том, что совершает эту поездку для объединения людей различных государств, а так как (внимание!!!) он все еще учится, то и для более глубокого погружения в суть истинного будо. Тогда ему было 78 лет. (Киссемару Уесиба «Дух айкидо», София, 2000)

Совершенствование, постоянное изменение к лучшему – это отказ от сохранения стереотипа. Для чего сохранять и укреплять то, что, возможно в ближайшее время, потребует изменения?

Если условно идеальную технику айкидо представить в форме круга, техника, выполненная начинающим учеником, будет представлять собой ломаную фигуру и только хорошее воображение сможет увидеть в ней подобие круга. Техника мастера, несомненно, будет более точно отражать форму идеала, но и она всегда будет иметь бесконечный потенциал к совершенствованию. Таковы законы практики Пути!

Для того, чтобы приблизится к форме круга, ученик, и уж конечно же и мастер, как никто другой понимающий это непреложное условие, время от времени, просто обязаны менять форму своей техники. Езда по привычной и наезженной колее никогда не приведет к новой незаурядной цели!

К уже сказанному замечу, из своего личного опыта я знаю, что при переходе к новой форме техники приходится испытывать определенные трудности. Зачастую очень нелегко отказаться от того варианта, который уже наработан и многократно проверен. Новый способ выполнения в сравнении с ним может казаться более слабым и неэффективным. Но я также знаю и то, что это только временные трудности. Работа над ними в конечном итоге способна раскрыть путь к новым возможностям! Все знают форму выполнения ириминаге, в которой партнера бросают входом в него внутренней ногой.

Попробуйте теперь это сделать не шагая!

Такая форма выглядит менее эффектно, но с помощью нее О-сенсей отбрасывал от себя гораздо более тяжелых и физически более сильных людей, почти к ним не прикасаясь!

В заключение приведу слова Основателя айкидо из еще одной истории-притчи от его всемирно известного ученика:

«… Если я дам тебе золото и ты схватишь его со всей силой, на какую способен, боясь его потерять, ты не сможешь потрогать бриллиант, который я тебе предложу затем …» (М.Саотомэ «Айкидо и гармония в природе, София, 1998)


Comments (1)

Один ответ на запись “Айкидо: спонтанность творчества!”

  1. Алексей Андреев говорит:

    «В этом нет никакой мистики, в техниках Мастера стала проявлять себя Сила Создателя, Сила Вселенной!» И действительно ни какой мистики. Каждый знает, что «Сила Вселенной» такое же изученное явление, как электричество… :-)

Оставьте мнение: