Ноя 20 2010

Никто, если не ты!

Category: ДневникЕвгений @ 18:52

Несомненно, учитель играет незаменимую роль в изучении боевого искусства, законы практики Пути таковы, что передвигать по нему ноги ученику приходится все-таки самостоятельно.

Несмотря на несколько разочаровывающее значение слов «Я не могу взять и отдать вам свой опыт! Я могу лишь указать направление поиска для приобретения этого опыта!», намекающих на то, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, факт наличия сенсея в занятиях восточной практикой, пусть даже произносящего подобную фразу – это уже очень много для человека, горящего желанием изучать боевое искусство. На хорошем автомобиле с мощным двигателем, можно очень далеко уехать за короткое время! Вот только укатить можно не в ту сторону!

Хорошо тем, кто ежедневно может посещать тренировки, проводимые Учителем! Однако так бывает не всегда! В связи с тем, что расписание нашего учителя Жерара Блеза очень насыщено, он приезжает в Сибирь только один раз в год, а возможность посещать другие проводимые им семинары и стажировки имеется не всегда.

В таких условиях неплохо было бы в своей практике иметь какие-то личные средства самоконтроля для правильной организации и ведения своего личного обучения.

Необходимость в таких средствах контроля подчеркивает еще одно любопытное обстоятельство. Если вам случалось наблюдать тренировки со стороны, возможно вы замечали, что ученики, особенно начинающие, внимательно проследив за инструктором, выполняют совсем не те движения, которые он только, что перед ними продемонстрировал. Даже не смотря на очень подробные разъяснения и, казалось бы, жестко очерченные условия задания, они умудряются вытворить что-то совершенно другое. Старшие ученики также делают ошибки, только эти ошибки другого плана и не всем могут быть очевидны! По этой причине даже видеозаписи с семинаров не могут быть единственным средством помощи в контроле за ходом своей практики.

Мне до сих пор помогает изучать айкидо сформированная еще во время учебы в институте физкультуры схема позиционных решений в борцовском поединке.

Как она появилась, это отдельная история. Я пользуюсь ей как моделью достаточно точно отражающей принципы организации взаимодействия партнеров на механическом уровне. С некоторыми поправками она же способна помочь понять более глубокие уровни построения отношений между партнерами и послужить средством личного контроля в изучении техник айкидо.

Действия борцов в классической борьбе, которой я занимался в то время (сейчас она называется греко-римской), направлены на достижение победы – положения, в котором противник физически абсолютно ограничен, касается ковра обеими лопатками (по-французски – «туше») и не может оказывать никакого сопротивления. Для ее осуществления борец последовательно реализует целый ряд промежуточных целей, без которых основная не может быть воплощена. Например, прежде чем бросить противника его предварительно нужно каким-то способом схватить. В связи с тем, что противник решает те же задачи и всеми силами этому препятствует, за захват приходится побороться. Вместе с тем, даже выполнение нужного захвата не обеспечивает автоматически гарантированное выполнение задуманного приема; за положение из которого возможно проведение броска, который будет оценен судьями, также нужно побороться. Однако и броски не всегда завершаются чистой победой, когда противник падает на ковер обеими лопатками сразу. И тогда опять нужно попотеть, чтобы «дожать» его из опасного положения до «туше».

Образно всю цепь действий борца можно рассматривать, с одной стороны, как последовательное усиление своего потенциала воздействия на противника (за захват потому и борются, что он позволяет более эффективно воздействовать на противника, чем страшное лицо или агрессивная поза), с другой, как увеличение условий, ограничивающих возможности противника в оказании сопротивления и противодействия.

Схема позиционных решений в борцовском поединке

В схеме условия взаимодействия борцов, характеризующиеся определенным наборов факторов, ограничивающих действия противника, обозначены отдельными позиционными уровнями (стойка, упор, захват, положение для приема и т.д.). Это те самые частные цели, которые преследует борец для достижения своей главной цели – победы на «туше». Различные позиционные уровни отличаются величиной потенциала воздействия на противника. Происходит это за счет того, что каждый последующий позиционный уровень содержит в себе факторы воздействия на противника всех предшествующих уровней. На каждом последующем позиционном уровне этот потенциал выше, чем на предшествующем. Условно позиционные уровни можно рассматривать как определенные статические положения борцов.

Стрелки обозначают движения – технические способы достижения победы (передвижения, способы входа в захват, способы борьбы в захвате, переводы, сваливания, броски, приемы борьбы в партере, и т.д.). На языке модели – способы перехода на новый уровень взаимодействия между противниками. Движения/техники динамически содержат в себе характеристики позиционного уровня, с которого они выполняются.

Схема позиционных решений, моделируя варианты действий борцов, показывает каким образом один из них, достигая каждую последующую частную цель (позиционный уровень), повышает потенциал своего воздействия на противника в конечном итоге доводя до степени абсолютного ограничения его подвижности.

Как модель, схема способна оказать помощь в решении многих задач по вопросам организации тренировки в спортивной борьбе. В рассматриваемом контексте она интересна тем, что объясняет, почему действия борца не всегда приводят к переходу на новый позиционный уровень! Или другими словами, почему выполнение приема бывает неудачным!

Показывая элементы, составляющие структуру приема, и, давая их некоторые характеристики, схема указывает на рычаги, изменяющие эту структуру, используя которые можно варьировать форму приема! Делать его так или иначе! Правильнее или не правильнее! То есть, контролируя, совершенствовать!

Основное положение, которое формулирует схема позиционных решений, и из которых вытекают все остальные представленные ниже выводы, состоит в том что: «Действие, выводящее на новый позиционный уровень, содержит в себе факторы, ограничивающие возможности противника, и направлено на их увеличение!».

Перевод его в прикладную плоскость дает следующие заключения:

«Бросок будет успешным в том случае если динамика позы борца, позы его противника и захвата, присутствующие в структуре движения, приведут к увеличению ограничивающего воздействия на противника!»

Для того чтобы контролировать бросок в целом, борцу необходимо контролировать свою позу, позу своего противника, взаимное расположение относительно друг друга и направлять все свои действия на усиление ограничивающего воздействия на партнера.

Так, положение для броска может быть успешно реализовано только в том случае, когда в нем присутствуют и захват, и соответствующие правильному выполнению позы противников, и их взаимное расположение относительно друг друга.

Нарушения в форме выполнения даже одного из факторов ограничивающего воздействия на противника, составляющих позиционный уровень, не позволят эффективно выполнить намериваемое действие, и тем самым перейти на следующую ступень ограничения возможностей противника. Формальное выполнение захвата, случайная форма позы, как «моей», так и «его», не соответствующая правильному выполнению приема, сведут на нет, все предпринимаемые попытки бросить противника.

Несмотря на то, что айкидо своими принципами построения отношений между партнерами совершенно отличается от отношений соперников в спортивной борьбе, основы организации взаимодействия на механическом уровне и там и там одинаковы. Приведенные выше закономерности могут быть эффективно применены в изучении техник айкидо.

Когда техника не получается, когда вы не чувствуете ее силы и эффективности, спросите себя, а лучше посмотрите со стороны на то:

«Какова ваша поза?», «Соответствует ли она требованию техники?» «Повторяет ли она ту, которую принимал инструктор, демонстрируя для вас технику?»

«Какова поза вашего уке?», «Соответствует ли она требованию техники?», «Повторяет ли она ту, которую принимал уке инструктора в демонстрационном выполнении?»

«Как вы расположены относительно своего уке?», «Соответствует ли ваше расположение относительно уке тому, которое занимал инструктор возле своего уке?»

«Ведут ли ваши движения к усилению воздействия на партнера, или он способен в данный момент столкнуть вас или ударить?»

Только сочетание всех этих факторов делают технику эффективной.

Для примера, при выполнении все того же никке, соблюдая правильными все остальные требования техники, попробуйте всего лишь развернуть захваченную кисть партнера ладонью к себе! … От шелковой послушности уке не останется и следа!

Партнер в техниках айкидо не подчиняется не потому, что на него слабо давят. Техники айкидо не требуют усилий борьбы! Происходит это потому, что давят не из той позы, неправильно возле него располагаясь, и давят не в том направлении. Корректировка этих элементов сразу же наполнит вашу технику силой.

Приведенные принципы, могут стать теми самыми личными средствам самоконтроля в изучении техник айкидо, о которых говорилось в самом начале и которые находятся всегда под рукой.

И все же нужно помнить, что айкидо было бы не айкидо, если бы все его секреты умещались в рамки силовой борьбы! Чтобы техника айкидо была эффективной необходимо сводить в единое целое очень большое количество факторов. Жерар сенсей говорит, что мастерство в нашем направлении практики айкидо заключается способности передать в одном движении как можно больший объем информации! Механический уровень – только небольшая ее часть! Если, отрабатывая технику, изображенную на фотографии к этой записи, вы хотите чтобы она стала такой же мощной и красивой, как и в исполнении мастера, вместе с позой не забудьте повторить и выражение его лица!

Справедливым будет сказать, что продвижение по Пути со временем становится только сложнее. Более правильно – дальше будет интересней! Вот так!


Comments (0)

Оставьте мнение: