Дек 12 2010

Айкидо: объединение теории и практики 2. Структура технического совершенствования.

Category: ДневникЕвгений @ 19:40

В определении методики тренировки в айкидо приходится оперировать группой факторов, в которую входят:

  • перспективная цель;
  • текущая цель;
  • средства достижения текущей цели – техники;
  • базовые формы техник.

Внутри этой группы факторов часть из них, это перспективная цель и базовые формы техник, остаются неизменными в течение всей практики. Остальные, текущие цели и техники, подвержены изменениям и корректировке. Вследствие этого, они могут быть факторами методического регулирования течением процесса технического совершенствования.

В целях соблюдения определенной логики изложения, представление методических факторов в тренировке айкидо начну со средств достижения текущих и перспективных целей практики, с техник.

Средства достижения текущих целей, или техники

Средства достижения текущих целей в практике айкидо – это, конечно же, техники этого боевого искусства. Мы всегда, всегда на любом этапе практики Пути изучаем, выполняем, а затем снова и снова повторяем ТЕХНИКИ! Техники – единственное средство в практике любого вида японского искусства! Причисление их к регулируемым параметрам методики тренировки основывается на факте изменения формы техник, связанном с накоплением опыта, предоставляющим возможность перехода тренировочного процесса на новый, более высокий, уровень практики.

С ростом опыта и мастерства техники претерпевают изменения, заметные даже внешне! Вместе с тем, в основе отличий техники мастера, от той же техники, выполненной новичком, находится не изменение собственно формы жестов, составляющих технику, а другое количество передаваемой в ней информации.

Рост мастерства в практике Пути нельзя напрямую связывать с количеством и механической сложностью разученных техник. Мастер не тот, кто знает много сложных техник, а тот, кто через техники передает больший объем информации! Да, существуют более простые и более сложные техники! Однако сложность в них составляет не внешняя сложность механического аспекта, а другой, точнее, больший объем передаваемой информации! Именно поэтому, простые техники в исполнении мастера, всегда сложнее навороченных техник новичков!

В основе приведенных выше рассуждений находится непреложное условие, атрибут любой восточной практики, состоящий в отношении к человеку, как к единому и неразрывному комплексу «ум-тело», и рассматривающий средства практики Пути, техники, как инструмент одновременного воздействия и на сознание, и на тело! Словами «… техника айкидо достаточно трудна в изучении и освоении, но это не самое главное, чему мы должны научиться!..», – Учитель констатирует о том, что в техника содержит не только механический аспект, но и информационную составляющую «… о ментальном состоянии человека, в котором выполняются механические движения…»

Опираясь на логику рассуждений, в которой тренировка связана с накоплением информации и развитием способности передать ее в выполняемой технике, взаимодействие тренировочных факторов в процессе технического совершенствования можно представить в структуре, изображенной на рисунке 1.

Рисунок1: Структура технического совершенствования.

Предложенная схема, вследствие своей многофункциональности, достаточно универсальна и применима в разрешении самых различных спорных вопросах по проблемам методики практики айкидо.

Например, в разрешении, как показывает жизнь, непростого вопроса о том, что айкидо объединяет и чем оно отличается от других видов японских искусств, боевых искусств, спортивных единоборств и боевых систем. Способна даже дать параметры, объединяющие и различающие между собой эти виды деятельности.

Уважительно к противоборствующим сторонам устраняет извечное противостояние между направлениями и школами айкидо в вопросе «чей стиль круче» и многие другие.

Объясняет, почему объяснения Основателя айкидо так трудны для понимания, и в то же время дает ключ к обретению осознания его указаний, требований и рекомендаций.

Раскрывая глубокую структуру взаимодействия факторов физической тренировки и тренировки сознания, она способна оказать помощь в формировании приемов методического регулирования общим тренировочным процессом. С достаточно высокой степенью точности, предложенная модель может быть использована, в определении реального уровня подготовки каждого конкретного ученика для определения тренировочных заданий, соответствующих конкретному уровню его подготовки, целенаправленно, даже точечно, воздействующих на узкие аспекты технического совершенствования.

Использование представленной модели в организации тренировочного процесса, содержащей самую главную цель занятий, обеспечивает соответствие направленности занятий общим целям практики японского искусства и сохранение исторических традиций практики Пути.

Однако обо всем этом по порядку!


Comments (0)

Оставьте мнение: