Дек 02 2010

Отношение – новое измерение!

Category: ДневникЕвгений @ 14:51

В июне 2004 года Жерар Блез проводил учебный семинар в Санкт-Петербурге. Этот семинар для меня очень интересен тем, что, представляя на нем «посторонним» – людям, которые впервые присутствовали на его занятиях, свои взгляды и мнение об айкидо, свою методику изучения, Учитель создал красочные и запоминающиеся образы описываемых им идей и явлений.

На одной из тренировок из зала прозвучала просьба: «Многие присутствующие на тренировке оперируют терминами «уход с линии атаки», «дисбаланс», «бросок». Прошу учителя объяснить технику, используя эти термины!»

«А это не айкидо! – было ответом. – Потому, что, когда вы говорите таким образом, это значит, что вы думаете об атаке! На самом деле атаки нет! Если бы были атаки, я бы учил вас как атаковать. Это было бы первое, чему надо было учиться! В айкидо нет атаки, просто тело двигается и все!»; «Технику вы можете выучить и без меня! Я приезжаю к вам, чтобы учить отношению!» – это слова Жерара сенсея с другой стажировки. Вместе они ярко высвечивают идею сущности и предназначения айкидо. Дают разъяснения по целому ряду непростых вопросов, имеющих место в практике айкидо. Например, по таким:

Вы понимаете, чем никке и котегаеши в айкидо отличаются от тех же никке и котегаеши в дзю-дзюцу? Вы осознаете, что новое Мастер Уесиба внес в боевые искусства? Знаете, почему к айкидо нельзя относиться как к набору лучших приемов? И почему для Основателя айкидо Истинное Будо и Любовь одно и то же?

Ниже представлена схема, представляющая структуру техники боевого искусства и техники айкидо. Айкидо, как и Жизнь, невозможно втиснуть в рамки даже самой мудреной схемы, вместе с тем, изображение демонстрирует и помогает увидеть определенные принципы построения взаимодействия между людьми.

Структура техники в традиционных боевых искусствах и в айкидо

Первое, что обращает на себя внимание это то, что в форме и структуре двух частей рисунка нет никаких различий. Да это так! Различие только в цвете! Другой здесь цвет обозначает другое отношение к «ведению» со стороны человека, выполняющего технику!

Основатель айкидо, пережив на Пути духовного поиска определенный чувственный опыт, в структуре техники созданного им боевого искусства изменил характер отношения к ведению нападающего на него человека! Отношение негатива, враждебности и агрессии он заменил на мировоззрение объединения и сотрудничества!

Всегда с теплыми чувствами вспоминаю общение с Питером Бакасом, мастером айкидо, великолепным методистом, добрым и веселым человеком. Меньше, чем через полгода после операции на сердце, он приехал из Европы в Сибирь, для того чтобы преподавать айкидо искренне заинтересованным людям! А еще через полгода его не стало! Так вот он всегда, и как теперь вижу не зря, заставлял своих учеников улыбаться на тренировках при отработке техник!

«Ведение разрушением» О-сенсей в техниках своего боевого искусства заменил на «ведение притягиванием»!

Помните? «Айкидо – это тренировка силы притягивания!», «Техники айкидо – это средство научиться вести партнера!»

Это неуловимо, но коренным образом меняет и все составные звенья структуры взаимодействия между, теперь уже не врагами, а партнерами, и технику в целом! Тот, кто этого не осознает, тот не видит отличий между никке и котегаеши в айкидо, от тех же никке и котегаеши в дзю-дзюцу, тем самым распространяя несоответствующее действительности мнение об айкидо, как о наборе наиболее эффективных приемов из школ будо, которые изучал Основатель.

«14 декабря 1940 года, к 2 часам ночи, после очищения, я внезапно почувствовал себя в странном состоянии. В этот момент я забыл все техники, которые я выучил, и Я ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАНОВО ВОССОЗДАТЬ ТЕХНИКИ предков. И эти техники должны показать, что весь мир есть одна семья и нет чужих.» «Это не побеждать или проигрывать; это не то; нужно упразднить это понятие; в этих техниках нет понятия более сильный, более слабый.» («Aikido Shinzui», стр.23) Ж.Блез «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994.

Несмотря на общие внешние черты, техники айкидо отличаются от похожих техник других боевых искусств! Они другие по своему наполнению! Я уже много раз приводил в пример, что техника никке, ведущая в дзю-дзюцу к увечьям, в исполнении Жерара сенсея совершенно безболезненна!

Существуют и объективные документальные источники, указывающие на то, что с определенного времени техники Мастера Уесибы существенным образом изменились.

«В это время старый ученик 35-х годов вернулся после долгого отсутствия, чтобы получить обучение О’Сенсея. Увидев техники О’Сенсея он выразил сомнение. Когда-то его техника была такой ужасающей, что мы боялись переломать руки и ноги. Но теперь эти техники меня делают несколько растерянным». («Морихей Уесиба – основатель Айкидо», автор Киссёмару Уесиба, Айки Ньюс, №66, июль, 1985, французское издание). Ж.Блез «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», Paris,1994.

«Как отмечает Хикитсучи Мичио сенсей, после войны (имеется в виду Вторая мировая война) техники айкидо изменились, защита исчезла.» Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

В записи «Любовь – ворота в мир айкидо!» я уже высказывал свое мнение в отношении Любви в айкидо. Здесь хочу лишь повториться, что Любовь, о которой так много говорит Основатель айкидо, это не вздохи и поцелуи при луне, что обычно понимают под этим словом, а проявление объединяющего принципа! Мировоззрения, в котором все вещи и явления, существующие во Вселенной, вследствие принадлежности к одному общему источнику, родственны друг другу, всегда имеют возможности решения всех возникающих между ними проблем и противоречий в позитивном ключе! Вот поэтому для Морихея Уесибы Истинное Будо и Любовь тождественные понятия!

«Айкидо не для того, чтобы сражаться, не для того, чтобы побеждать! Это Путь, чтобы гармонизировать Мир и объединить все человечество в единую семью!» Ж.Блез. «Речи и статьи основателя по практике айкидо», Paris,1994

Любовь, превратившая «ведение» в «притягивание», произвела те самые изменения в техниках, о которых рассказывали очевидцы!

Именно это объединяющее отношение к взаимодействию между партнерами, открывает понимание слов Жерара сенсея о том, что в айкидо нет атаки, приведенных в самом начале этой записи! Думать об атаке и готовится к защите – это мировоззрение, находящееся за рамками ведения притягиванием, за рамками айкидо!

В айкидо нет ни врагов, ни атаки, ни защиты! В айкидо не защищаются от нападающего человека, вместо этого его притягивают и ведут!

В силах объединяющего отношения обратить жизненные трудности и испытания в средство для приобретения знаний, опыта и проявления лучших человеческих качеств! Оно отношение, отношение, атаки и защиты превращает во взаимодействие людей! Согласитесь, без нападающего человека ни один мастер не сможет продемонстрировать красоту техник айкидо. В айкидо нападающий враг становится необходимым и незаменимым партнером!

Новое отношение – «ведение притягиванием» – может стать новым измерением, дополнительными параметрами и дополнительными возможностями в корректировке и совершенствовании техник айкидо!

Совершенно уверен, с определенного уровня практики, притягивание становятся главной возможностью к повышению эффективности техник в айкидо!

Может показаться, что я уж слишком расплывчато и неконкретно представляю притягивание. Однако даже более опытный, чем я человек, не сможет понятным для всех образом рассказать об этом явлении. Это не интеллектуальное упражнение! Объяснить, что такое притягивание невозможно!

Загляните в материалы с высказываниями того, кто создал айкидо, хотя бы в те, которые размещенные на этом сайте (здесь и здесь), в них можно наглядно убедится, что все его объяснения об айкидо обращены к представлению этого нового отношения, нового мировоззрения! Притягивание – это все это!

А теперь попробуйте сказать что-нибудь точнее и лучше!

Путь – не рассуждения, а практика! После приведенной выше информации более интересной и действенной для продвижения по Пути айкидо становится работа над способами и условиями тренировки, развивающими качества ведения и притягивания!

Самое интересное впереди!


Comments (0)

Оставьте мнение: