Дек 22 2010

Процесс технического совершенствования: Искусственные условия обучения.

Category: ДневникЕвгений @ 04:15

Практика айкидо – как процесс изучения и обучения, имеющая в своей основе принцип «От простого, к сложному!», подразумевает намеренное и сознательное создание на татами некоторых искусственных условий тренировки.

Теплый и светлый зал, в котором мы тренируемся, отличается от условий реальных боевых действий в мороз и ночью! У нас над головами не свистит сталь клинков, способная превратить малейшую оплошность в непоправимое увечье! Наша одежда достаточно удобно приспособлена к той работе, которую мы выполняем! Время от времени на своих занятиях мы изучаем техники на коленях и с архаичным оружием – ситуации, которые как все занимающиеся понимают, могут повстречаться в реальной жизни с ничтожной долей вероятности. Для обучения в айкидо в основном используются внешне наигранные атаки, такие как захват за запястье, шомен, екомен – видимые из далека и потому заранее обреченные на провал! Перед разучиванием новых техник инструктор нам поясняет особо опасные в них моменты, для избежания причинения травм партнеру и даже предлагает выпускать его из захвата, если ситуация по каким-то причинам выходит из-под контроля!

В связи с этими и подобными обстоятельствами можно задаться непростыми вопросами, относящимися к методике построения тренировке, такими как: соответствуют ли наши условия тренировки требованиям, возможным в реальных жизненных ситуациях? Разумно ли столько времени посвящать изучению техник на коленях, если в реальном бою никто перед противником не становиться на колени? Есть ли смысл тренироваться с оружием устаревшим на века от возможностей современности? Правильно ли поступают те, кто стремиться к воспроизведению в занятиях жестких условий боя с начальных этапов изучения? Для того чтобы не быть сбитыми с толку противоречивыми советами на этот счет, важно знать, что в процессе тренировке мы намерено создаем некоторые искусственные условия! Нужно понимать, что все перечисленные выше и другие, несуществующие в реальной боевой ситуации условия, дают нам возможность учиться: познавать и переходить на более сложные уровни практики, где условия взаимодействия все ближе соответствуют реалиям жизни!

Я отчетливо помню случай, как однажды, еще в один из первых приездов в Сибирь, Жерар сенсей перед всеми находящимися в зале учениками подозвал десятилетнюю девочку и предложил ей выполнить технику на себе. Поначалу девочка смутилась и у нее не все правильно получалось. Сенсей своими действиями, происходящей от него активностью, помог ребенку начать более-менее правильно выполнять технику. С каждым разом она удавалась ей все лучше и лучше. Сенсей, имеющий седьмой дан, «улетал» от бросков маленькой айкидоки! Затем Жерар предложил выполнить тот же самый бросок другому ученику. Однако, будучи во много раз сильнее и опытнее девочки, тот ни разу не смог выполнить технику. Вот так ситуация, девочка смогла бросить сенсея, а инструктор – нет! Для меня эта история стала показательным примером того, как условия тренировки могут способствовать обучению, но также и того, как они могут стать непреодолимым препятствием.

Смещение Учителем акцента в этой истории на реальность, никогда бы не позволило маленькой девочке, не то чтобы правильно выполнить технику, оно совершенно закрыло бы для нее возможность вообще что-то сделать! Лишило возможности научиться технике! Советы «ты сделал не так вот в этом месте движения» не имеют смысла, если движения как такового не было!

Но что же произошло в действительности?! Мудрость и опыт Учителя привели уровень сложности задания в соответствие с уровнем возможностей маленькой ученицы. В то время как во втором эпизоде, созданная сенсеем сложность ситуации превысила уровень подготовки инструктора.

Создание определенной искусственности в тренировке служит приведению уровня обучения ученика в соответствие с его возможностями и по своей сути является методическим рычагом, управляющим направлением и течением всей практики занятий.

Еще со времени учебы в институте мне запомнился график, изображенный в книге замечательного врача-кардиолога от Николая Амосова «Раздумья о здоровье», демонстрирующий зависимость адаптационных возможностей любой функциональной системы живого организма от величины, испытываемой ей нагрузки (рисунок 1).

Рисунок 1.

Незначительная нагрузка на такую функциональную систему не вызывает адаптационных изменений, участок АВ линии. Средняя или умеренная ее величина влечет за собой видимый приспособительный эффект, участок ВС. Высокая степень величины раздражителя замедляет позитивное развитие способностей, участок СD. Дальнейшее увеличение нагрузки ведет к снижению приспособительных возможностей, участок DE. В точке Е линия обрывается. Величина нагрузки в этом случае превышает возможности организма и это ведет к тому, что кость ломается, связки и мышцы рвутся, зубы крошатся. В приведенной выше истории, опытный ученик становится не способным выполнить разучиваемое движение и принять меры по его совершенствованию.

Вследствие действия этих закономерностей, начальный уровень изучения айкидо характеризуется рядом условий! Да они искусственны, но их соблюдение, приводит к нужному учебному эффекту.

В числе условий, способствующих повышению уровня технического совершенствования, можно назвать те самые, вызывающие у новичков сомнение, искусственно облегченные условия тренировки – техники на коленях, тренировки с архаичным оружием, простые до примитивности атаки.

Среди способов, помогающих освоению начального уровня технического совершенствования в айкидо, можно указать на отработку базовых форм техник на не сопротивляющемся партнере.

Условие «не сопротивления» создает возможность для перехода занятий на уровень практики, на котором механическая структура движений соответствует требованиям правильной техники. В противном случае, сопротивляясь и борясь с партнером можно за всю тренировку не позволить ни ему, ни вам, ни разу хоть как-то сделать технику, пусть даже с замечаниями. Но такая тренировка не несет в себе никакого учебного эффекта. В такой тренировке отсутствует предмет совершенствования – техника. Непонимание целей такого характера работы, затрудняет не только разучивание механического аспекта техник, но и закрывает возможность выйти на уровень практики, где структуру разучиваемых приемов начнут «формировать и править» требования, выходящие за пределы кинематических и динамических характеристик.

Критика айкидо за танцевальные па со стороны «реальных бойцов», стремящихся к скорому практическому результату и воспроизводящих для этого в тренировке жесткие условия боя, направлена к начальному уровню тренировки, к выполнению техник без сопротивления. А слабость айкидок, выражающаяся в подражании им и вносящая в тренировку задач, не соответствующих уровню подготовки учеников, может и перечеркнуть возможность к обучению, как это было показано выше в примере с девочкой, инструктором и сенсеем, и превратить серьезные занятия боевым искусством в игру.

В рабочей тренировке после одного из фестивалей айкидо, Жерар сенсей предложил некоторым его участникам (ученикам других направлений айкидо) выполнить на нем техники против меча, которые они великолепно демонстрировали на своих ассистентах в показательных выступлениях фестиваля. Понятно, что никто из них не смог отразить атаки Учителя.

А ведь именно выставление напоказ техники в таком вот игровом исполнении, вызывает иронические улыбки мастеров айкидо и дискредитирует айкидо в глазах представителей традиционных боевых искусств.

Не злоупотреблять требованием «не сопротивления партнеру», не подменять тренировки показательными представлениями и последовательно продвигаться по Пути практики, помогает условие, ограничивающее противоположную сторону занятий айкидо – соблюдение в тренировках рамок изучения боевого искусства. Условно сочетание двух противоположных требований можно изобразить в виде наложения желтого и синего цветов распространяющихся в противоположных направлениях, дающего коридор из третьего цвета – зеленного (рисунок 2).

Правильная техника, это конечно сложная, но не узкая линия, а скорее информационный коридор (ИК), образуемый требованиями к выполнению техники (Т1 и Т2), и механическое действие (М), остающееся в его рамках.

Рисунок 2.

Чтобы тренировочная работа была конструктивной, отличающейся от соревнования за победу любой ценой и безвольного отказа от борьбы, имеющих место на начальном этапе занятий, принцип «не сопротивления партнеру, проводящему прием», необходимо сочетать с логикой искусства ведения боя.

Логика будо является основным фактором, формирующим технику айкидо на начальном этапе занятий!

Это значит, что в обязанностях уке – не падать с началом действий партнера, а указывать на создаваемые им при выполнении техники опасные положения, открываемые для атак и повреждений места. Хороший уке сохраняет желание атаковать на всем протяжении техники!

Для человека, впервые столкнувшегося с принципами изучения айкидо, это требование может быть довольно сложным для выполнения. В его соблюдении помогает совет Учителя – концентрироваться на партнере, на своем желании атаковать, визуально представлять свою атаку: «Здесь просто – я концентрируюсь на атаке и, если он делает ошибку, я ему ее показываю. Таким образом, я помогаю ему тренироваться!»

Фото 3.

Подчинение движений составляющих технику логике боевой ситуации, позволяют не быть открытым для контр-действий партнера (фото 3). Нарушение этого принципа создает возможность партнеру разрушить структуру всей техники (фото 4, 5, 6).

Фото 4, 5, 6.

Правильное сочетание в изучении техник такого полярного характера работы, содержащего противоположные требования в тренировочной работе, характеризует понимание учеником того, «чему и как нужно учиться в процессе изучения и практики айкидо!». И это уже немало!

Поддерживать желание атаковать, но не сопротивляться; не бороться, но указывать на открытые для атаки места – это методическое требование, открывающее путь с простых уровней тренировки туда, где течет энергия и где мастера айкидо выполняют техники, не прикасаясь к партнеру!


Comments (0)

Оставьте мнение: