Дек 18 2010

Процесс технического совершенствования: Концентрация на процессе практики.

Category: ДневникЕвгений @ 13:07

По моему мнению, основные проблемы на начальном этапе изучения айкидо связаны с непониманием учениками условий действия механизма, обеспечивающего продвижение по Пути практики.

Первые усилия энтузиастов рассеиваются и не имеют выраженного обучающего эффекта, потому что ориентированы на задачи, не соответствующие уровню их подготовки.

Уже видящие себя легко разбрасывающими хулиганов, приставших в ночном переулке к их знакомым девушкам, идущим с конкурса красоты в библиотеку, обычно сталкиваются с тем обстоятельством, что не в состоянии повторить, казалось бы, совсем простые движения инструктора.

Требуется время, чтобы ученик понял, что броску, которому он так хочет научиться, предшествует целая череда действий, которые в спешке стать непобедимым бойцом, он упускает. Если начинающим ученикам думать и знать об этом некогда и необязательно, то тем, кто решает углубленные задачи своей практики, и инструкторам, организующим процесс изучения, необходимо учитывать такую его особенность.

Чтобы сократить число разочаровавшихся в возможностях айкидо и отступивших от его изучения так и не поняв, что оно из себя представляет, в начальный период занятий необходимо потратить время не на учебу, а на то, чтобы понять «чему нужно учиться и как нужно учиться!». «Над чем нужно работать в процессе изучения и практики айкидо!».

Сложность «простых действий» айкидо и всех других боевых искусств объективна. Она состоит в большом объеме «невидимой» для начинающих информации.

Для преодоления такого затруднения Учитель советует концентрироваться не на перспективных целях занятий, например, такой как «научиться бросать», а на процессе изучения бросков. Переключение внимания на ощущение вкуса новой информации, на интерес к работе по усвоению этой информации, стоящей за банальными шагами, поворотами и кувырками, и увлекательной самой по себе, обязательно вернется бонусом в виде целей, от которых вначале потребовалось отказаться. Если вам нравится падать и вставать, специфичный запах зала, эхо произносимых в нем звуков, строгое сочетания черного и белого цвета тренировочной одежды и доброжелательная атмосфера общения, присутствующая в занятиях айкидо, считайте что самые сложные техники уже у вас в кармане. И эти слова сказаны со всей серьезностью и пониманием важности концентрации внимания на моментах, казалось бы, отдаленно находящихся от процесса занятий боевым искусством.

Сосредоточение на процессе оказывает помощь в преодолении трудностей Пути, как в масштабе всей практики занятий, так и на уровне отдельной тренировки, и при работе над конкретной техникой.

«В принципе у нас сейчас предусмотрен перерыв, но делать мы его не будем, просто закончим пораньше! Я чувствую, что вы немного устали, но это еще не настоящая усталость. По-настоящему человек устал, если он упал. Прекрасное средство, которое прогоняет усталость – это техники с бросками!» – объявил Жерар сенсей на одном из семинаров. О том, что это не шутка над порядком уставшими людьми он пояснил уже после тренировки: «Усталость только у нас в голове. Когда я устаю, я начинаю быстрее делать технику! Концентрация на ритме и скорости убирает усталость, это правда!».

Работа над «концентрацией на процессе» дает необыкновенный результат. Она позволяет найти новый источник силы для наполнения формальных действий неотразимой эффективностью.

Развитое тренировками «кимэ» (концентрация, японск.) позволяет каратистам-киокушинкаевцам голыми руками ломать прочные предметы.

Высокую степень концентрации мы видим на вызывающих недоумение и недоверие снимках, на которых несколько молодых людей не в состоянии сдвинуть бокен, находящийся в вытянутой руке улыбающегося старика.

Проявление подобных феноменов в боевых искусствах связывают со способностью привлекать к участию в выполнении техник энергетического центра «танден», расположенного в животе. Другими словами, со способностью концентрировать свое внимание на «танден» при выполнении действий, составляющих техники. Уровень потенциала энергетического центра напрямую соединяют с глубиной концентрации.

Такой взгляд существенно меняет отношение к работе над техниками. Предлагает сосредотачивать внимание не на конечном результате действия, а на процессе участия центра в выполняемом движении.

Необыкновенную силу и эффективность техник Основателя айкидо Жерар сенсей видит в проявлении в них работы еще одного энергетического центра, расположенного в груди, на уровне сердца. Проявления действия этого центра иногда демонстрируют мастера, имеющие опыт уроков Основателя айкидо, но о чем почти никогда не говорят и совсем не учат. К тому же, к невыразимому сожалению их становиться все меньше и меньше…

Фото 1.

Поэтому практику техник айкидо Жерар сенсей напрямую связывает с работой по формированию этих двух центров. В этом случае изучение айкидо перестает быть изучением способов бросать людей! Понимание этого тонкого момента способно изменить акценты в тренировочном процессе и сделать занятия физической активностью – практикой айкидо!

Время от времени Учитель напоминает, что выполнение техник необходимо сопровождать состоянием, которое он описывает словами «забыть о партнере» и предлагает для вхождения в это состояние очень конкретные практические способы тренировки – упражнения и методические приемы их использования.

Кроме уже приведенного выше, могу указать на такие как, использование в повседневных тренировках забытого во многих местах упражнения – «шинкон кишин но хоо», которое Основатель айкидо выполнял перед каждой тренировкой; применение методического приема «делать техники вместе с ним и под его счет»; выполнение базовых техник с сосредоточением внимания на кончиках пальцев, на бедрах и груди; закрывание глаза, при выполнении техник; включение в практику занятий тренировок с шестом стиля «масакацу бо-дзюцу» (направление, созданное О-сенсеем, основным принципом которого, является одиночное (без партнера) выполнение ката); запрет на использование тренировок с оружием в парах (до определенного и довольно высокого уровня практики) и другие.

Фото 2

Все эти и другие методические приемы, предназначены для переноса внимания ученика на движение. С цели бросить партнера любой ценой, с сопротивления партнера и борьбы с ним, на ритм выполнения упражнений, на их детали, на энергетические центры, на процесс.

Они являются лучшими способами, помогающими успокоить ум, расслабить тело, объединить их для совместных действий и, тем самым, сделать их восприимчивыми к развитию силы притягивания – одной из приоритетных целей практики айкидо.

Сейчас я обращаю внимание на эти задачи и упражнения для того, чтобы помнить о них при рассмотрении практических методов тренировки силы притягивания.

А завершая их первичное представление, хочу сказать, что на вопрос из известного фильма «В чем сила, брат?», я, не задумываясь, отвечаю: «В концентрации!».


Comments (0)

Оставьте мнение: