Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_0c68d4384b68b9e49c567dcec939e52d, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Процесс технического совершенствования: Последовательное решение учебных задач.


Дек 16 2010

Процесс технического совершенствования: Последовательное решение учебных задач.

Category: ДневникЕвгений @ 21:12

Если информация является составным элементом, изменение которого, а точнее увеличение, выдвигает технику на новый уровень, то процесс чувственного освоения этой информации, перевод ее из области интеллектуального представления в практический опыт, будет отражением процесса технического совершенствования. Отражением движения по Пути практики.

Процесс технического совершенствования схематично можно передать следующим образом (рисунок 1).

На этом рисунке освоенные учеником уровни технического совершенствования, вошедшие в его практический опыт, имеют цветную гамму («Технический уровень 1» и «Технический уровень 2»).

Неосвоенные – те, о которых он имеет лишь только умозрительное представление, окрашены в серые полутона («Технический уровень 3» и следующие).

Рисунок 1

Накопление способностей и качеств, развитых при достижении текущих целей служит основой для дальнейшего продвижения ученика по иерархии целей Пути и представляет собой сущность процесса технического совершенствования. Это подобно тому, как в результате ведения при выполнении каждой конкретной техники (рисунок 2), происходит последовательное накопление факторов, ограничивающих возможности партнера к противодействию, позволяющее достигнуть положения, когда партнер полностью обездвижен и не может оказывать сопротивление.

Рисунок 2

Так, базовая форма техники, являясь на первоначальном этапе практики текущей целью, после того как она была разучена, становится средством для развития способности контролировать и воздействовать на центр партнера. Сформированное, с точки зрения айкидо тело ученика (расслабленное и способное двигаться от центра), становится инструментом для овладения концентрациями и визуализациями, и так далее.

Модель технического совершенствования в айкидо, представляя накопление опыта и рост мастерства как движение по Пути практики, как процесс, раскрывает и предлагает учитывать его характеристики в методике занятий. Так, его качества «последовательность» и «непрерывность» становятся условиями, требующими соблюдения определенной очередности и системности в решении учебных задач.

Последовательное решение учебных задач

Практическое соблюдение принципа последовательности я вижу в отношении Учителя определяемом словами: «Я не могу перейти к представлению новой информации, пока не увижу, что вы усвоили то, что я даю вам сейчас! Потому что в этом нет никакого смысла!» Объяснение своего отношения к ним начну с небольшого отступления к практической, и на первый взгляд, противоречивой ситуации.

Жерар сенсей время от времени предлагает всем ученикам выполнить техники высокого уровня, на несколько ступеней превышающей возможности основного количества учеников. Однако смысл ситуации состоит в том, что он относится к такому заданию не как к тренировке, а как, с одной стороны, к демонстрации перспективных целей занятий, стимулирующей общий интерес к занятиям айкидо, а с другой, как к непродолжительному тестовому упражнению, позволяющему увидеть ступень уровня, реально достигнутого учениками.

Неверное понимание целей подобного задания и злоупотребление им в повседневной тренировочной работе, когда основная масса учеников, сначала в качестве тори, не понимает, что делает, а затем будучи уке падает, потому что все падают, формируют вредные привычки в практике занятий. Можно, конечно, «по-обезьяньи» повторять внешнюю форму техники высокого уровня в качестве тренировки (рисунок 3). Однако, отсутствие в движении соответствующего информационного содержания, оставляет все такие потуги на уровне танцевальных па и является не только причиной пренебрежительного отношения к айкидо со стороны представителей других боевых искусств, но и уводят людей, проявивших искренний интерес к айкидо, от настоящих целей практики Пути.

Рисунок 3

Чтобы не допустить перекоса, изображенного на рисунке 3, тренировочные задачи должны соответствовать уровню подготовленности учеников, а увеличение их сложности – росту практического опыта.

Как бы ни хотелось, невозможно перепрыгнуть через этапы составляющие процесс технического совершенствования! Представляете, вы поднимаетесь по лестничным пролетам многоэтажного дома и вдруг обнаруживаете, что между третьим и пятым этажами лестницы нет! Такое обстоятельство лишает возможности добраться до крыши здания.

В качестве «страшилки», подчеркивающей важность соблюдения строгой последовательности учебных задач в практике занятий, Жерар сенсей время от времени вспоминает для нас не выдуманную историю из своей жизни. Начав изучать дзё-дзюцу, по требованию своего учителя, он в течение целого года осваивал только лишь передвижения! Представляете, несколько часов подряд – шаг вперед, шаг назад …


Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_0c68d4384b68b9e49c567dcec939e52d, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0