Дек 27 2010

Процесс технического совершенствования: Величина учебной нагрузки.

Category: ДневникЕвгений @ 01:37

Понимание составных частей и структуры обучающей нагрузки, вместе со способностью преподавателя привести ее величину в нужное соответствие с уровнем адаптационных возможностей ученика, делает обучение в любом виде деятельности, в том числе техническое совершенствование в айкидо, управляемым процессом.

Людям, заинтересованным в последовательном продвижении в изучении айкидо, есть смысл глубже разобраться в том, чем является нагрузка в этом виде боевого искусства и способах, повышающих эффективность ее использования в тренировке.

Не секрет, что в айкидо, направленном на поиск не силовых способов взаимодействия с партнером, нагрузка на функциональные системы организма, намного ниже, чем в других видах боевых искусств и, уж тем более в направленных на достижение победы над другими спортивных единоборствах. Такой уровень физической нагрузки в тренировках айкидо никогда не повредит здоровью занимающихся и позволяет на очень высоком уровне и со всей серьезностью изучать и практиковать настоящее боевое искусство в совместных занятиях молодым, зрелым и даже пожилым людям.

Фото 1.

Вместе с тем будет неверным утверждать, что занятия айкидо, направленные на изучение способов действий, отказывающихся от использования физической силы, даются легко и свободно.

Фото 2.

Должен признаться, что всегда с нетерпением и детским восторгом, как праздника, ожидая встречи с учителем, и я, и мои товарищи, к завершению стажировок все чаще и чаще поглядываем на часы и, бывает, с нетерпением ждем финальных хлопков сенсея.

Специфика айкидо состоит в том, что тяжесть учебной нагрузки в практике его занятий заключается не столько в тяжести физической работы, сколько в большом объеме предлагаемой для усвоения ученику информации. А работа по превращению умозрительных рассуждений в практический опыт чувств и действий, не так легка, как может показаться на первый взгляд.

Информационная нагрузка, как и действие любого раздражающего фактора, может быть негативной и разрушающей, стимулирующей и развивающей, а может оказаться прошедшей мимо, не оставившей никаких изменений ни в уме и ни в теле.

Информация, также как и физическая нагрузка, способна разрушать, однако в занятиях айкидо обычно до этого не доходит. Не справляющиеся с усвоением информации люди, просто оставляют свои занятия.

В связи с этим можно указать на то, что инструктор, проводящий тренировки, непосредственно участвует в регулировании информационного потока, направленного на ученика. В его возможностях сделать эту информацию пугающей и отталкивающей от продолжения занятий, либо притягивающей и стимулирующей к их продолжению. Замечательно, когда инструктор, и как звено практики Пути, и как человек определяющий методику занятий, разбирается в этих нюансах.

Занятия айкидо, не удел избранных! Морихей Уесиба хотел, чтобы айкидо занимались все люди на Земле, и условия практики этого вида будо позволяют приобщиться к ценностям японских искусств всех желающих!

Интерес к изучению айкидо проявляет большое количество людей. Гораздо большее, чем действительно его практикует. Не имея опыта занятий боевыми искусствами или спортом и в связи с этим очень скромно оценивающие свои возможности, большинство из них так и не решаются надеть ги и выйти на татами, чтобы попробовать узнать, что стоит за завораживающими точностью, согласованностью и легкостью движений мастеров айкидо. Но даже и те, кто решился, очень часто искусственно увеличивают сложность задач обучения тем, что субъективно занижают свои способности.

В поддержку всех людей еще не приступивших к занятиям и тех, кто делает свои первые шаги в изучении айкидо, хочу привести слова Жерара сенсея, очень точно отражающих суть практики айкидо. «Наши техники состоят из достаточного ограниченного количества движений, – говорит Учитель, – иначе наша голова должна была быть как компьютер».

Наши движения, составляющие техники, действительно не так уж и сложны, если на них посмотреть изолированно, как на шаги, повороты и наклоны.

По-настоящему сложно скоординировать их с движениями партнера. Однако согласование своих действий с действиями партнера, это уже другой, более высокий уровень технического совершенствования, практиковать который осознанно возможно лишь после разучивания движений, составляющих технику.

Поэтому в ситуации, когда не получается, по вашим ощущениям что-то уж очень простое, можно посоветовать забыть о партнере и сконцентрироваться на составных частях техники – шагах и поворотах.

Понимая, что техника айкидо не так уж проста, как выглядит внешне, ученики склонны многое искусственно усложнять. Из своего опыта я знаю, что однажды, осознав смысл слов Учителя, с удивлением понимаешь, что за ними стоит очень прямое, буквальное значение! И что мои поиски этого смысла затягивались только потому, что я упорно пытался увидеть за ними что-то большее, чем они обозначают! Вот уж действительно – практика, это очищение от лишнего! Ведь на самом деле, два-три вида шагов, столько же поворотов, несколько наклонов и, в итоге, в каких-то десять движений укладываются все тысячи техник айкидо!

Мне проходилось заниматься у многих преподавателей айкидо. Я всегда с удивлением и непониманием, относился к ситуациям, когда кто-то из инструкторов, забыв об остальных учениках, всю тренировку подчинял задаче научить новичка всем принципам айкидо и всему, что он знает, в течение двух часов. Перегруженный информацией, чувствующий себя неполноценным, от того что не может повторить элементарных движений, на вторую тренировку этот человек обычно не приходил. Но приходил другой новичок, и удивление становилось раздражением, от того что и мне, вместо практики айкидо, приходилось участвовать в бестолковом занятии. Такая тренировка из процесса обучения становилась демонстрацией познаний и навыков чрезмерно озабоченного своим имиджем инструктора, становящихся сомнительными для человека, имеющего представление о бесконечном количестве уровней совершенствования на Пути практики. Для меня это яркий пример проявления действия закона супер компенсации, состоящего в том, что посильная нагрузка подразумевает под собой объем информации, соответствующий уровню подготовки ученика.

Традиционно в тренировках айкидо принимают участие ученики самых различных уровней, это условие обеспечивающее обмен информацией между опытными учениками и теми, кто недавно приступил к занятиям. Пояснения инструктора могут быть обращены к ученикам высокого уровня. Поэтому не стоит впадать в отчаяние, если вам не удается все их воспроизвести в разучиваемой технике. А ведь иной раз доходит до того, что переполненный сведениями о движениях, составляющим технику, новичок становится неспособным сдвинуться с места даже на миллиметр.

За время изучения айкидо мне приходилось быть в паре с партнерами, не позволяющими сделать технику за все время работы с ними. Отвечая своим «нет» и «нет» на все попытки менее опытного, чем они ученика, возможно даже желая помочь, а не потому что ленятся упасть (встречаются и такие), сами того не подозревая, закрывали перед ним возможность обучения.

Очень часто бывает и так, что люди себя сами ругают за то, что не могут выполнить задание, казалось бы, без особого напряжения и усилий выполняемое другими учениками! Таким отношением к занятиям, они также переводят процесс обучения в негативное русло!

Чтобы оказать психологическую поддержку человеку, проявившему искренний интерес к изучению айкидо и вовлечь его в процесс обучения, чтобы помочь начать двигаться, попавшему в ступор новичку, чтобы самому себе помочь в затруднительных ситуациях, вместо того чтобы сказать кому-то, или самому себе, что все плохо и тренироваться не имеет смысла, нужно лишь уменьшить уровень сложности учебного задания, сконцентрировать внимание ученика на выполнении только некоторых базовых аспектах изучаемой техники, тех, которые у него получаются лучше всего. Не может быть, чтобы у ученика школы, студента вуза, специалиста в какой-то профессиональной деятельности, родителя или дедушки, каковыми мы все являемся, не получалось абсолютно все!

Не беспокойтесь о том, чтобы сразу все сделать правильно! Пусть все, что вы сейчас делаете, будет неправильно, за исключением того, что вы вознамерились сделать так, как это показывает инструктор! Вы не нарушите требований инструктора тем, что не будете выполнять всех его требований. Он видит и знает, что вы практикуете айкидо на своем уровне подготовки и не потребует от вас больше того, что в ваших силах!

Способом контроля со стороны ученика за адекватностью нагрузки его способностям, обеспечивающего развивающий характер учебного процесса и рост тренированности, может послужить следующее условие. Если вы испытываете радость от своих занятий, если вас тянет в тренировочный зал, если вы находите удовольствие в общении с товарищами по тренировке, с инструктором и учителем, то, можете быть уверены, получаемая вами в занятиях нагрузка соответствует вашим возможностям!

Мне приходится слышать от учеников слова, подтверждающие пережитый мной опыт. Это истории о том, как шли они на тренировку с нежеланием, в депрессивном состоянии или даже больными, но позанимавшись на татами, в кругу увлеченных людей, с удивлением замечали, что от депрессий и болезней не оставалось и следа! Да, в силах айкидо изгонять уныние и болезни!

Для того чтобы мои слова не были поняты превратно, как только упрощающими условия изучения айкидо, отмечу, что очень важно, как со стороны инструктора, так и со стороны ученика, уметь не путать психологическую поддержку в процессе обучения, с подменой условий практики Пути. Более подробно эта тема раскрыта в записи «Айкидо предназначено менять людей».


Comments (0)

Оставьте мнение: