Дек 06 2010

Стэнли Пранин «Ивама место рождения айкидо»

Category: БиблиотекаЕвгений @ 00:37

Морихиро Сайто

Стэнли Пранин

Ивама место рождения айкидо

(http://www.iwama-kuban.ru/?s=168)

Спросите начинающего aikidoka, кем был основатель Морихеи Уешибу и большинство ответит, что он является создателем искусства айкидо. Это – вероятно вследствие того, что фотография Уешибы висит на shomen большинства школ айкидо во всем мире, и рано или поздно каждый aikidoka слышит упомянутое имя Основателя. Если продолжить этот опрос и спросить продвинутых практиков, когда и где Уешиба развивал айкидо, немногие будут способны дать точный ответ. Фактически, правда в том, что айкидо, которое развивается сегодня, обязано больше прямым студентам Уешибы – Коичи Тохеи, Киесимару Уешиба, Годзо Шиода, Кензи Томики, и Минору Мочизуки чем основателю. Причины кроется во Второй Мировой Войне и ее последствиях. Айкидо сделало первые шаги как современное budo в начале 1950-ых, Уешиба было уже 70-лет и в это время, он проживал в сельской местности префектуры Ibaragi. Таким образом, становление школы, создание организаций, упорядочение учебных планов и аттестации, и отправка преподавателей в пределах Японии и за границей лежала на перечисленных выше. Жизнь Уешибы

Перед описанием обстоятельств рождения айкидо в Iwama, позвольте нам кратко смотреть на жизнь Уешибы вплоть до периода, где он переезжает в Ibaragi и начинает занимается сельским хозяйством. Морихеи Уешиба был рожден в городе на побережье Tanabe в префектуре Вакаяма 14 декабря 1883. Его семейство принадлежало к среднему классу и его отец работал в муниципалитете Tanabe много лет.

Морихеи получил образование в средней школе. В возрасте 19 лет, он уезжает в Токио в начинает карьеру как торговец, но меньше чем через год возвращается в Tanabe и оставляет идею войти в деловой мир. Морихеи нашел свое место в жизни, когда возглавил группу колонистов из своего родного города выехавших на Хоккайдо в 1912 году. Там группа колонистов из Tanabe основала деревню под названием Shirataki. В 1915, Уешиба в близлежащем городе встретил известного эксперта джиу-джитсу Такеда Сокаку. Очарованный воинским искусством Сокаку, которые далеко превысили его собственные, Морихеи посвятил себя изучению Daito-ryu aikijujutsu которое продолжалось в течение следующих пяти лет, став одним из главных учеников Такеды.

По прошествии семи лет жизни на Хоккайдо, Уешиба после получения новостей, что его критически плохом состоянии отца вернулся в Tanabe. Во время возвращению в Вакаяме, Морихеи в городе Аябе около Киото встретился с Преподобным Онисабуро Дегучи учредительем религии Omoto, и попросил его молиться за его отца. Вкоро после того в 1920, Морихеи обосновался в сообществе Omoto вместе со своим его семейством и стал верным сторонником Onisaburo и секты. Deguchi в свою очередь поощрял военные занятия Морихеи, давая инструкцию членам религиозной секты.

С благословением Онисабуро, в 1927 году Морихеи переехал из Ayabe в Токио, чтобы распространять aikijujutsu. По прошествии нескольких лет, во время которых он преподавал элите японского общества, в 1931 году Морихеи наконец открыл собственную школу Токийском районе Shinjuku. Школа Kobukan была основной, и ее студентами были главным образом видные люди из вооруженных сил, политических, и деловых кругов а также тех, кто был связан с религией Omoto. Он также преподавал занятия самозащиты в нескольких военных учреждениях в области Токио, включая Армейскую Школу Тоямы.

Iwama и Budo Senyokai

Неприметная деревня Iwama, расположенного в занимающейся сельским хозяйством области Префектуры Ibaragi кажется маловероятным кандидатом на место рождения айкидо. Сегодня вебсайт городского офиса Iwama гордо рекламирует айкидо как один из главных соблазнов и отмечает, что иностранцев, которые прибыли из-за границы, чтобы изучить искусство, могут часто видеть на городских улицах.

Iwama расположен между Tsuchiura и Mito на линии Joban – железной дороги, соединяющей Ueno с Сендаем – имеет только 16 750 жителей. 70 лет назад, когда произошли события, связывающие айкидо с Iwama, это была занимающаяся сельским хозяйством деревня, насчитывавшая только несколько тысяч жителей. В 1932, ассоциация для продвижения военных искусств объявила, о создании Budo Senyokai эгидой Omoto. Эта организация была создана на инициативе Онисабуро Дегучи, для привлечения представителей разных слоев японского общества. Этот подход хорошо работал и, к началу 1930-ых, секта Omoto имела больше чем миллион сторонников.

Морихеи был членом правящих кругов секты Omoto с начала 1920-ых. Он был своего рода «эмблемы» для Omoto, поскольку Онисабуро любил привлекать талантливых людей из различных слоев общества для использования их потенциалу для содействующих целей. Уешиба была расценена мастер воинских искусств – даже использовался однажды как телохранитель Онисабуро.

Budo Senyokai создала сеть групп по изучению военных искусств, которые проводили занятия с приверженцами Omoto по всей стране. Хотя в теории множество военных искусств было включено в учебный план, главный предметом было aikijujutsu Морихеи, исторический факт, он был первым председателем ассоциации. Создание Budo Senyokai обеспечило Морихеи готовой сетью групп обьеденяющих всю Японию.

Глава Omoto в Iwama была среди тех, кто начал обучение aikijujutsu это был человек по имени Yoshikatsu Фудзисава. Обучение в Iwama проводилось в доме начальника городского почтового отделения, Митсунозук Аказава, отца Zenzaburo, последнего из довоенных uchideshi Уешибы. Еще один человек, который участвовал в Budo Senyokai в Iwama, был молодым человеком по имени Shigemi Yonekawa, он был родственником Akazawas. Yonekawa скоро стал восторженным учеником aikijujutsu и вступил в Школу Kobukan Уешибы как uchideshi в 1932. В интервью проводимым в 1979, Yonekawa описывает его введение в aikijujutsu:

«… Меня спросили, заинтересован ли я в участие на семинаре военных искусств [в Iwama] и я согласился. Перед посещением этого семинара, я имел немного опыта в дзюдо. Так что я прибыл на семинар под ошибочным впечатлением, что это будет большая забава. Я занимался в течение четырех или пяти дней, но был полностью озадачен. Преподаватель обращался со мной с большой непринужденностью, и я был столь впечатлен уникальностью, тонкостью, и глубиной этого искусства, что я понял, что я хотел бы изучить это.

Когда я сказал г. Фаджсаве, он предложил мне быть его помощником. Мы путешествовали по Префектуре Ibaragi и прибытию в Токио, он представил меня Уешибе Sensei. Мне говорили, что самый быстрый способ изучать искусство состоит в том, чтобы стать uchideshi. Тогда я попросил помощь у г. Аказавы, и он испросил разрешение Уешибы Сенсея относительно меня. Это – то, как я стал uchideshi. » Yonekawa был одним из главных помощников Морихеи и заработал место в истории айкидо, асистентом Уешибы в известном ряде технических фотографий, предпринятых в 1935 в частной школе основателя Kodansha Сеиджи Нома.

В декабре 1935, когда японское правительство начало гонения на религию Omoto многие из лидеров Omoto, включая Onisaburo и его жену были заключены в тюрьму. Морихеи избежал лишения свободы только из-за вмешательства одного из его студентов, которые, был руководителем полиции в Осаке. Даже отец Зензабуро Митсунозук был задержан в течение нескольких недель.

Подготовка переезда в Iwama

Хотя занятия Budo Senyokai были приостановлены, связь Уешибы с Iwama была твердо установлена. В конце 1930-ых, Морихеи начал обсуждать идею строить школу далеко от Токио. Он преподал в Школе Вооруженных сил Тоямы для армейских офицеров и в различных других военных учреждениях в течение много лет. Однако, Уешиба была ограничен в выборе типа обучения, которое он мог проводить. Он хотел создать школу в обстановке, удаленной от погрязшего в суматохе Токио.

Митсунозук Аказоа упоминавшийся ранее, его сын Зензаберо был тогда одним из uchideshi Уешибы – помогал Морихеи в закупке приблизительно 4 или 5 гектаров земли в Iwama, были подготовлены проекты строительства.

Тихоокеанская Война вела к быстрому истощению членов Школы Уешибы Kobukan, поскольку его молодые студенты были один за другим призваны на военную службу. К 1942 осталась только горстка студентов, занимающихся в Школе Kobukan. 1942 год был беспокойным годом для Морихеи, даже при том, что было немного студентов в его школе т.к. он проводил занятия в нескольких военных учреждениях одновременно. В более ранние годы, Уешибе помогали его uchideshi, которые помогали ему преподавать, проводя занятия. Теперь их осталось немного, чтобы помогать в этой деятельности. Тихоокеанская Война была в полном разгаре, и начались первые бомбежки на Токио. Хотя первоначально было задумано использовать для интенсивного обучения budo, землю Морихеи в Iwama, теперь пришлось использовать ее в качестве убежища для него и его жены, чтобы избежать опасностей Токио.

Морихеи начал планировать переезд в Iwama постепенно. Он строил школу на 36 циновками для обучения, и также маленькуюя святыню «Shinden», обе закончили в 1942. Эта святыня была посвящена божеству budo и церемониям, которые осуществляли священники Omoto, что свидетельство, что вера Морихеи в религию Omoto не дрогнула, несмотря на возникновение инцидента с Дегучи. Как шаг к его переезду в Iwama, Морихеи назначил своего сына Кисшомару – тогда 21-летнего студента Университета Waseda – управляющим Kobukan Школы и возложил на него наиболее на него административные обязанности. Кисшомару помогали в этой деятельности Minoru Hirai, тот кто позже создал Korinkai Айкидо.

«Отставка» в Iwama

Основатель был очень болен концу 1942 в связи с кишечной болезнью, и это, возможно с этим связан выбор времени его переезда в Iwama. Контраст с его беспокойной жизнью в Токио был чувствительным, поскольку сельский Iwama имел только несколько тысяч жителей. Поскольку в скором времени Уешиба начал поправляться, он начал уделять время сельскому хозяйству, обучению и размышлению. Его немногие студенты айкидо состояли главным образом из местной молодежи и членов семейств сторонников Omoto, которые все еще должны были вести себя сдержанно после, событий 1935. Освобожденный впервые за многие годы от обязанностей обучения, основатель мог наконец заняться личному совершенствованию и аскетическим действиям.

Морихеи экспериментировал с бесконечными изменениями методов при непрерывном создании вариантов, и далее расширял свое понимание и способности чувствовать намерения его противников. Морихеи вставал до заката каждое утро, чтобы молиться. Этот ритуал был частью misogi и одним из его способов соединяться с божественным миром. Основатель никогда не налагал свои религиозные верования на студентов. Однако, айкидо представлялось для Морихеи мостом между Небесами и Землей и инструментом, который используется для того, чтобы уничтожить зло в мире и достигать гармонию среди народов.

Окончание Второй Мировой Войны

Война иссушила японскую экономику. В связи с лишениями и опасными условиями жизни, многие сбежали в безопасные сельские районы, чтобы избежать опустошения, встречающегося в больших городах Японии. С капитуляцией Японии в августе 1945, экономика еле волочит ноги, и Ueshibas в Iwama должен прилагать большие усилия, чтобы сводить концы с концами также, как и все японское население.

Хотя Уешиба преподавал десяткам тысяч студентов до войны, последствие поражения оставило ему только горстку его прежних учеников. Практика военных искусств была запрещена Общим Штабом Союзнических Сил (GHQ), но этот указ был не всегда применим даже в городских областях, и имел небольшое распространение в сельской местности Префектуры Ibaragi.

Поскольку японские солдаты были постепенно репатриированы после войны, прежние студенты Ушибы навещали его в Iwama. Среди известных фигур эры Kobukan, этот были Годзо Шиода, Коичи Тохеи, и Minoru Mochizuki. Также, Морихеи Киешомару часто занимался в Iwama, и молодой Тадаши Абэ, который позже распространяется, айкидо во Франции было uchideshi в течение этого периода. Поскольку Уешиба находился в Iwama, с малым кругом учеников и не было никакой деятельности в старой Kobukan Школе в Токио в конце 1940-ых, Iwama стал официальным штабом Zaidan Hojin Aikikai, когда был основан в 1948. Это осталось до тех пор, пока статус штаба не был возвращен в Токио в 1956, когда деятельность в Школе Shinjuku полностью возродилась.

Морихиро Сайто зарегистрировался в Iwama

В 1946, тощий парень 18 лет по имени Морихиро Сайто набрался храбрости, чтобы искать Уешибу в Школе Iwama. Местной молодежи, основатель айкидо походил на таинственного отшельника со странными физическими возможностям. Сэйто был рожден в близлежащей деревне в 1928 и любил военные искусства с раннего возраста. Он занимался дзюдо, кендо, и каратэ перед встречей с й Уешибой. Сайто описал евстречу с основателем в таких словах.

«Это было летом, и я прибыл утром. O-Sensei делал утреннее обучение. Minoru Mochizuki направил меня туда, где O-Sensei занимался с несколькими студентами. Тогда это было место с шестью татами. В то время как я сидел там, O-Sensei и Тадаши Абэ вошли. O-Sensei сел и уставился на меня и спросил, «, почему Вы хотите изучить айкидо? » Когда я ответил, что я хотел бы учиться, и будет ли он учить мне, он спросил, «Вы знаете, каково айкидо? » Я ответил нет. Тогда Sensei добавил, » я преподам Вам искусство служения обществу и людям «

Я не имел понятия, как военное искусство могло служить обществу и людям. Я только хотел стать сильным! «

Сайто скоро стал основным учеником школы и прогрессировал быстро. В результате, ему разрешали участвовать в утренних тренировках, обычно посещаемых uchideshi. Его работа на Железных дорогах Японии давала ему хорошее благосостояние. Календарный план работы Сайто состоял из двадцати четырех часов работы и двадцати четырех часов отдыха, что позволяло проводить много времени с основателем. Другие студенты не имели этой гибкости в своем распорядке. Широко распространенная бедность Японии в эти годы делала это все более и более трудным продолжить заниматься айкидо. Один за другим, студенты были вынуждены, подчиняясь обстоятельствами оставлять обучение айкидо, только горстка продолжала посещать утреннюю практику.

Видя преданность Сайто к обучению, Ueshiba постепенно начал полагаться на него все более в личной жизни. Большая часть времени Сайто, проведенного с Ueshiba, помогал основателю с сельским хозяйством и хозяйственными работами. В конце, только Сайто обслуживал основателя. Из благодарности за его помощь, Ueshiba представил Сайто часть земли в его собственность, чтобы строить дом. Даже после его брака, страсть Сайто к обучению осталась неизменной. Фактически его молодая невеста начала обслуживать Ueshiba, и лично заботилась о пожилой жене Уешибы, Хатсу.

Hiroshi Isoyama

Есть один другой молодой человек, который присоединился к Iwama вскоре после войны. Уроженец Ивама, Hiroshi Isoyama присоединился к школе Уешибы в возрасте 12 лет в 1949. Он обучался регулярно в школе Уешибы в течение девяти лет, сначала в детском классе и затем со взрослыми. В недавнем интервью, Изояма вспоминала суровость обучения в ранние дни прежде, чем школа Ивамы имела циновки татами. Он появляется во многих из старых фотографий с 1950-ых как тонкий парень часто вместе с Морихиро Сайто.

Морихиро Сайто в центре с Hiroshi Изоямой справ от него Изояма оставила Иваму в 1958 когда вступил Воздушной Силы самообороны. В течение длинной военной карьеры, Изояма преподавал тысячи студентам в японских вооруженных силах так же как и американскому персоналу, размещенному на военных базах в Японии. Он достиг 8-ого Дана и – в настоящее время является членом технического совета международной Федерации Айкидо. С увольнения Изояма часто путешествует в пределах Японии и за границей для проведения занятий.

Рождение современного айкидо

Методы обучения основателя в в течение периода Ивамы очень отличались от его подхода в течение довоенных лет. Ранее Морихеи просто показывал несколько раз методы при небольшом объяснении. Это было традиционным методом инструкции в военных искусствах, где студенты должны были стараться «копировать» методы их преподавателей.

В течение конца 1940-ых и в начале 1950-ых, Уешиба участвовал в многочисленных занятиях в течение дня. Морихиро Сайто служил его ассистентом, и партнер большинство времени. Основатель был особенно поглощен изучением айки кен и Джо. Особо сильное влияние на его изучение меча была школой меча Kashima Синто-ryu. В 1937, Уешиба даже формально присоединилась к Kashima школе наряду с Zenzaburo Akazawa. Преподаватели этого ryuha еженедельно посещали Kobukan, где они преподавали Kashima.

Хотя он лично не участвовал, Уешиба регулярно наблюдал занятия, которые состояли, прежде всего, из обучения оружия. Большое количество методов оружия, содержавшихся в 1938 в книге Уешибы Budo, свидетельствует, что основатель айкидо имел прочный интерес к этому предмету.

Послевоенные годы Ивамы были чрезвычайно важны для развития современного айкидо. Уешиба начала систематизировать методы в связанные группы. Он учил методы, начиная с основ и, прогрессируя, продвигался выше по уровню. Основатель подчеркнул, что каждая небольшая деталь должна быть правильна в выполнении техники. Также в это время, начал использовать термин «takemusu aiki. » Это понятие представляет самый высокий уровень айкидо, где каждый становится способным к выполнению непосредственных методов, совершенно подходящих для характера нападения. Фактически, можно утверждать, что рождение современной формы айкидо совпало с появлением понятия takemusu aiki в Ивама.

Наблюдение за Школой Ивама в отсутствие Основателя

Основатель начал путешествовать в Токио и Kansai, часто начиная середины 1950-ых, в то время как его жена будет обычно оставаться в Иваме. Морихиро Сайто был ответственным за обучение, когда Уешиба отсутствовала. Сайто также близко поддержал отношения с Koichi Tohei и будет часто занимать место последнего в его частной школе самбо в Уцуномии, когда Tohei делал частые поездки на Гаваи, чтобы преподать.

С развитием клубов айкидо во многих японских университетах в конце 1950-ых, многочисленные студенческие клубы договорились, чтобы держать ежегодный gasshuku в школе Ивамы. Сайто обычно преподавал в этих университетских группах, и основатель казался довольным приездом студенческих поезд групп в его школу. Это – традиция, которая продолжается даже в наши дни. После смерти основателя 26 апреля 1969, Сайто стал главным преподавателем Школы в Ивама и также опекуном близлежащей Aiki Святыни. Акцент Сайто был на сохранении методологии обучения основателя, которая состоит из обширного учебного плана, включающего и taijutsu и bukiwaza.

Мекка Айкидо

Начиная с 1970, первые иностранные aikidoka были приняты как uchideshi в Школе Ивама. С того времени, буквально тысячи иностранцев из множества стран роводили от нескольких дней до нескольких лет, живя и обучаясь в Ивама. Одно из последствий этого явления было появление многочисленных преподавателей, обученных в том, что стало известным как айкидо «Iwama-стиля». Многие из этих Iwama-обученных людей возвратились в их родные страны и начали преподавать этот объединенный подход к айкидо, подчеркивающему taijutsu и bukiwaza как это делает Morihiro Сайто. Интересно, присутствие так многих иностранцев в Школе Ивама за эти годы привело к увеличению числа японских uchideshi.

Aiki Taisai

В 1970, год после смерти основателя, новая традиция имела ее начало в Ивама. Каждый год 29 апреля – национальный праздник, прежде празднующий день рождения последнего Императора Хирохито – обслуживание (служба), празднующее прохождение(принятие) Морихеи Уешибы проведено(поддержано) перед Aiki Святыней. Этому обслуживанию (службе) принимает гостей Aikikai Hombu Школа самбо и организуется Morihiro Сэйто и Школой самбо Иуомы. Церемония в Aiki Святыне проводится Omoto священниками, одетыми в их традиционном небе синее-белая одежда. «Aiki Taisai» рос в размере за эти годы, и случай этого года был посещен (сопровожден) приблизительно 900 человеками. Практики от на всем протяжении Японии и иностранных студентов из-за границы прибывают, чтобы заплатить их отношения и явиться свидетелем обслуживания (службы) Omoto, помня Морихеи Уешибу.

Иуома была действительно специальным местом для Морихеи Уешибы. Это служило убежищем в течение напряженных времен Второй Мировой Войны и обеспечило совершенное урегулирование (установку) в течение многих лет интенсивного обучения и самоанализа. Часто ссылался на понятие (концепцию) «takemusu aiki», было изделие обучения Уешибы в течение лет Иуомы.

Так что это было с его центром на практике оружия как неотъемлемая часть учебного плана айкидо. Конечно, аргумент(спор) может быть сделан, что, так как Морихеи Уешиба непрерывно очищала его айкидо, он был в его пике в конце его жизни. Все же многие, кто знал и обучились с основателем в его в конце 60-ых и пункта (точки) 70-ых к периоду Иуомы как его главный.

От всех счетов, физической энергии Морихеи, техническая точность, и духовное понимание в течение этих лет были действительно удивительны. Это представление (вид), которое добавляют к факту, что основатель настраивает (устанавливает) Иуому как его частное обучение и духовное отступление, делает убедительный случай для того, чтобы рассмотреть (счесть) Иуому как место рождения айкидо.

Заключение замечаний

Я посетил Iwama в июле 1969 вместе с Уильямом Виттом, который скоро станет первым иностранным uchideshi в Iwama. Я обучался у Морихиро Сайто Сенсея в его воскреснем классе в Aikikai Hombu после смерти основателя и был любопытен, чтобы посетить Iwama. Только в лете 1977, я имел возможность возвратиться, чтобы жить и обучаться в Iwama. Я я провел в общем 4,5 года, занимаясь в Iwama. За эти годы я посетил Aiki Taisai приблизительно в 15 случаях и расцениваю это как одно из самых важных событий объединения айкидо.

Мои исследования предоставили мне возможность общаться с Морихиро Сайто, Zenzaburo Akazawa, Shigemi Yonekawa, Гоцо Shioda, Koichi Tohei, Sadateru Arikawa и последним Дошу Кисшомару Уешибы за 25-летний промежуток. Все вышеперечисленные и многие другие обеспечили неоценимость и важность понимания о Iwama как места развития послевоенного айкидо.

Однажды, Iwama и дом Морихеи Уешибы в Iwama были в опасности из-за возможности быть проданными. К счастью для мира айкидо, эта грустная судьба была предотвращена, и эти исторические структуры и Aiki Святыня остаются как памятник гению Морихеи Уешибы О-Сенсеи.


Comments (0)

Оставьте мнение: