Дек 14 2010

Уровни технического совершенствования

Category: ДневникЕвгений @ 14:33

Как было отмечено в записи «Структура технического совершенствования», мастерство в айкидо связано с количеством передаваемой в выполняемой технике определенной информации.

Процесс накопления практического опыта, от уровня начинающего ученика до уровня Основателя айкидо, с точки зрения модели технического совершенствования, изображенной на рисунке 1, условно, представляет собой дискретную структуру – ступени, или уровни технического совершенствования: «уровень технического совершенствования 1», «уровень технического совершенствования 2» и так далее.

Отличия уровней технического совершенствования друг от друга можно рассматривать в способности более опытного ученика (находящегося на более высоком уровне практики) передавать в технике больший объем информации о ее выполнении. Информация является тем самым составным звеном, расширение которого выдвигает технику на новый уровень. Так, присоединение к базовой форме техники – «Технический уровень 1», дополнительного объема информации, переводит технику на следующий уровень в общей последовательности технического совершенствования – «Технический уровень 2» и так до уровня Основателя айкидо.

Рисунок 1.

Отмечу, что в контексте изложения понятия «технический уровень», «текущая цель практики», «уровень тренировки (практики)», «уровень практического опыта», «уровень мастерства» и другие подобные, основываясь на количестве передаваемой в технике информации, обозначают одно и то же явление.

Каждый технический уровень содержит в себе один общий элемент – формы базовой техники – информацию, представляющую собой минимальные требования к организации взаимодействия с партнером в боевой ситуации, находящую отражение в наиболее простых способах выполнения всех техник, используемых в практике айкидо и являющуюся общей для всех видов боевых искусств.

Переход на новые технические уровни обеспечивается увеличением информации не по одному параметру, а за счет увеличения количества таких информационных параметров и сопровождается сохранением информации всех предыдущих уровней.

Так, второй технический уровень, как и первый, содержит элемент, несущий информацию о структуре формы базовой техники. Вместе с тем, второй уровень включает в себя новый параметр, характеризующий технику этого уровня – «ведение» – способность к увеличению потенциала ограничивающего воздействия на партнера, лишающего его возможности к сопротивлению и противодействию.

Рассматриваемая модель показывает, что первые два технических уровня, по качеству информационного наполнения, находятся в рамках традиционных видов будо. Именно это информационное наполнение техник объединяет айкидо с другими видами боевых искусств, спортивных единоборств и боевых систем.

Выход на третий уровень технического совершенствования делает практику боевого искусства практикой айкидо! «Притягивание» – тот новый элемент, который делает айкидо уникальным боевым искусством, не похожим на все другие! Как отдельный уровень технического совершенствования притягивание позднее будет рассмотрено отдельно. Пока же только отмечу, что отличие айкидо не в новых и не в лучших по отношению к другим боевым искусствам формах боевых техник! Никке и котегаеши были известны задолго до айкидо! Новое отношение к взаимодействию между партнерами, в котором «ведение разрушением» заменено на «ведение притягиванием», является тем новым, что Морихей Уесиба внес в боевые искусства! Притягивание в корне меняет информационное наполнение техники айкидо и вносит новые требования в методику ее изучения и практики!

В этом контексте становятся понятными слова Жерара сенсея сказанные на одном из проводимых им в Сибири семинаров. Представляете, какое замешательство может почувствовать непосвященный человек, услышав от мастера 7 дана слова: «Если вы думаете, что сейчас занимаетесь айкидо, то глубоко заблуждаетесь!» – обращенные к более ста человек из разных городов страны, в мокрой от пота одежде, запыхавшимся от нескончаемого повторения икке, никке, котегаеши, шихо-наге и других наге, среди которых были не только новички, но и ученики высоких уровней. Неужели люди, отдавшие по 10-20 лет тренировкам, находятся в неведении того, чем занимаются?!.. А объяснение ситуации, в общем-то, довольно простое: если в технике нет притягивания, значит это не техника айкидо! Внешняя ее форма не имеет значения!

Между уровнем притягивания и уровнем Основателя айкидо на схеме технического совершенствования обозначена только одна ступень. Конечно это условность, имеющая в своем основании бесконечную возможность в развитии уровня силы притягивания! На практике этот уровень имеет такое же бесконечное количество ступеней совершенствования. О-сенсей сказал: «Айкидо – это тренировка силы притягивания!». А практика Пути имеет направление, но не пределы!

Относительно частая смена целей на начальных этапах занятий, позволяет называть их текущими.

Любой уровень технического совершенствования в практике Пути, первоначально является перспективной целью занятий. До тех пор, пока цель тренировки находится для ученика в умозрительной области, он может о ней только рассуждать, не представляя, чем она действительно является на уровне чувственного опыта. После освоения, будучи включенным в кладовую личного опыта, этот технический уровень, служит основанием для выдвижения новой перспективной цели занятий, становится фундаментом для ее реализации и средством технического совершенствования – техникой.

В этом аспекте практики Пути, состоящем в необходимости переформатировании умозрительной информации в практический опыт, содержится ключ к пониманию до невозможного трудных наставлений О-сенсея об айкидо.

Все, кто длительное время практикует айкидо, замечают, как иногда, вдруг неожиданно становится понятным смысл слов учителя, услышанных от него, может быть даже, несколько лет назад. Эти приятные озарения как раз и свидетельствуют об участии ученика в процессе превращения информации в практический опыт. Понятными становятся лишь те объяснения учителей, понимание которых стало чувственным знанием, знанием без слов.

Понимая огромную важность обратного влияния главных целей айкидо на организацию его практики, о котором будет сказано ниже, большинство своих указаний и рекомендаций Основатель направлял на описание высшего уровня технического совершенствования, того, на котором находился он сам.

Чтобы понять смысл какой-либо идеи, характеризующей занятия айкидо, в своей практике необходимо подняться к уровню, на котором эта идея была рождена. Чтобы быть в состоянии осмыслить идеи первоисточника, …

Нет свитков с секретными техниками! Все секреты неподкупно бережет практика!


Comments (0)

Оставьте мнение: