Янв 16 2011

Базовые формы техник: Информационный канал

Category: ДневникЕвгений @ 00:21

Рамки информационного содержания техник, даже первого учебного уровня модели технического совершенствования, формируют не одна пара требований (не быть открытым – не иметь ничего против партнера; двигаться всем телом (двигаться центром) – быть расслабленным и другие).

Можно сказать, что в совокупности противоположные пары требований составляют не плоский коридор, а объемный канал.

Более опытный в айкидо, тот, кто способен в технике передать больший объем информации. Мастер контролирует в своих действиях большее количество принципов, формирующих информационный канал. Его информационный канал об условиях выполнения техники более многогранен. Ошибки в техниках начинающего ученика, говорят о том, что его представление о параметрах и характеристиках технических действий, по понятным естественным причинам, имеет незаконченную разорванную структуру.

Находя и объединяя противоположные пары в один принцип, определяя недостающие противоположности к известным требованиям, можно формировать грани информационного канала, определяющие условия для обучения и совершенствования.

Рисунок 1.

На рисунке 1 плоскости, пересекающиеся в центре многоугольника (АА – «не быть открытым» и ВВ – «двигаться всем телом»), представляют собой какие-то определенные принципы к выполнению техники – информационные коридоры. Границы требований одного из конкретных принципов, являясь парой противоположных требований, образуют симметричные грани информационного канала (RR – «не открываться для противодействия партнера»; QQ – «не иметь ничего против партера»). Линия пересечения плоскостей принципов (ТТ) будет идеальной механической формой базовой техники. Движение независимо от его механической формы, не выходящее за рамки границ принципов (линия желтого цвета, 1), будет правильной техникой. Соответственно действие, выходящее за рамки принципа, нарушающее требования принципа (линия красного цвета, 2), будет слабым и неэффективным с точки зрения боевого искусства.

Возвращаясь к спору «чья техника правильнее?!», с точки зрения модели технического совершенствования можно сказать, что противоречия между различными направлениями айкидо на механическом уровне не имеют смысла. Явление информационного канала, определяющего требования к технике, объединяет стили айкидо, на основании общих принципов организации взаимодействия между партнерами! Опытные знают, что различия в стилях и видах практики Пути имеют место только лишь на механическом уровне!

Несовместимыми становятся различия в содержании принципиальных требований на информационном уровне, на уровне целей практики. Если вы изучаете техники айкидо, чтобы научиться ломать людям руки – это одна цель. Если же вы тренируетесь для развития силы притягивания и объединения людей в одну семью – это уже совершенно другое наполнение информационного канала. Однако именно это значение Основатель айкидо вложил в созданное им боевое искусство! Именно это значение объединяет в один Путь так внешне непохожие друг на друга айкидо, кендо, иайдо, шодо, чадо, кадо, бонсай и другие виды японских практик.

Две грани принципа «не быть открытым» для того, кто изучает технику

Чтобы понять общую направленность принципиальных требований и механических параметров базовых форм техник айкидо, формирующих информационный канал, нужно помнить, что они по своему информационному содержанию все еще остаются в рамках традиционных боевых искусств. На этом основании базовые формы техник айкидо подчиняются системе требований традиционного японского будо – логике утилитарного боевого искусства – уничтожить противника в бою и остаться при этом живым и невредимым. Принципы «не быть открытым» и «двигаться всем телом», о которых было сказано ранее, рождены именно этой логикой. На уровне этих требований айкидо объединено в одно целое с другими видами боевых искусств, единоборств и боевых систем.

Жерар сенсей следующим образом поясняет, что значит не быть открытым: «Во время выполнения техники нельзя предоставлять атакующему возможность противодействовать и получить какое-либо преимущество. Для того, кто проводит технику, это очевидная необходимость: какая была бы эффективность действия, дающего противнику возможность ударить или схватить во время этого действия!». Ж. Блез, Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999.

Для возможности упражняться в соблюдении этого принципа в техниках, Учитель дает конкретные способы, как не быть открытым: взаимным расположением партнеров, позой каждого из них, осуществлением контроля, перемещением и выполнением атеми.

Что собой представляют эти способы, будет рассмотрено позже. Здесь, демонстрацию того, как лишь незначительное нарушение позы – выход за рамки требований к технике «не быть открытым» – ведет к срыву выполнения всей техники, можно передать на примере изменения положения всего лишь кисти уке в технике «никке» (фото 2). И показать, как включение в технику входа «сото» атеми (фото 3), наоборот, позволяет быть «закрытым» к атаке партнера.

Фото 2. Всего лишь изменение положения захваченной кисти партнера, с «положения ладонь от себя» на «положение ладонь к себе», тут же лишает болезненную технику силы и предоставляет уке возможность столкнуть партнера.

Фото 3. Попытка выполнить вход «сото» без атеми, скорее всего, закончится неудачно. В то время, как удар в лицо уке, ограничит его возможность контратаковать и заставит пересмотреть планы действий.

Понимая явление нормы принципа или информационного коридора, можно заметить, что приведенные выше примеры относятся только к одной из пары граней принципа «не быть открытым», имеющей значение – «не предоставлять атакующему возможность для противодействия».

Для полного понимания принципа «не быть открытым», подчеркну, со стороны того, кто выполняет технику, нужно иметь представление и помнить о его второй, противоположной грани, которая формируется требованием «не иметь ничего против партнера».

Условие «не иметь ничего против партнера» определяет внутренние ощущения того, кто проводит технику, выходящие за рамки кинематических характеристик движения. Ширина информационного пространства о содержании техники всегда многократно шире линии механического аспекта, поэтому их, если даже и возможно, то очень трудно, я пока не придумал как, передать картинками, фотографиями или видеофрагментами.

Люди, занимающиеся айкидо с первых занятий знают, что айкидо отказывается от силовых способов решения изучаемых ситуаций и что его действия основываются на «несопротивлении» действиям партнера. Однако лучшая и, пожалуй, единственная возможность почувствовать, что такое настоящее «несопротивление», это, в качестве уке, принять технику от мастера. Именно поэтому прямое общение ученик-наставник невозможно заменить даже на очень умные книги или оживляющий картинку видеоплеер.

Результат попыток сформулировать словесные образы, наиболее подходящие для передачи моих ощущений от восприятия движений, подчиненных требованию «не иметь ничего против партнера», получился следующим: В исполнении Учителя болезненная техника «никке» – это совершенно не больно. Учитель «исчезает» во время моей атаки. Я держу двумя руками его за предплечье и оно «растворяется» в моем захвате. Я держу пустоту. Я не чувствую противодействия со стороны Учителя и не понимаю что (какая сила) меня отбрасывает.

Несмотря на некоторый налет мистики, которую многие склонны искать в занятиях айкидо, напомню, что условие «не иметь ничего против партнера» не является чем-то новым в боевых искусствах, либо эксклюзивным атрибутом айкидо. Оно все еще оставляет технику в рамках традиционного будо, где проявлением мастерства считается «удар, не замеченный противником».

Две грани принципа «не быть открытым» для того, кто принимает технику

Если со стороны посмотреть на занятие айкидо, то можно сразу определить пары, которые составляют начинающие и те, в которых тренируются старшие ученики. У вторых совместная работа отличается своей конструктивностью, в ней большей мере присутствует эффект обучения. Интересно, что взаимодействие партнеров из бестолковых толканий в процесс обучения также превращают рамки противоположных требований. Опытные ученики знают о них и, стремясь к совершенствованию, соблюдают правила, создающие учебную ситуацию.

Чтобы ситуация перестала быть аналогичной той, о которой мы знаем из известной сказки про Федота-стрельца – иди туда, но не знаю куда; принеси то, но не знаю что – мало сказать одному из учеников «не мешай партнеру выполнять технику!». Поняв их буквально, он превратится в травянистое создание и учебы никакой не будет!

Недостаточно будет и посоветовать «атакуй активно!». В таком случае два человека могут пропыхтеть всю тренировку! Борясь друг с другом, не позволяя партнеру ни разу, не то чтобы правильно, но даже хоть как-то выполнить технику, они не дадут возможности появиться тому, что в дальнейшем можно будет улучшать и совершенствовать.

Для того, чтобы ситуация стала учебной и конструктивной, создающей условия для поиска верного движения, важно указать одновременно свои две границы информационного коридора и тому, кто принимает технику – «не сопротивляйся, но будь активен, указывай на открытые места!»

Сенсей Жерар обращает внимание на то, что «… тренировка в применении принципа «не быть открытым» требует строгой дисциплины со стороны обоих занимающихся!», и очерчивает другую границу учебной ситуации: уке должен быть включен во взаимодействие, должен желать атаковать, но при этом ждет действий партнера, не сопротивляется и, при каждой появившейся возможности, указывает партнеру на открытые места.

Являясь базовым, принцип «не быть открытым» распространяет идеи будо на все уровни технического совершенствования в айкидо. С одной стороны, соблюдение его требований превращает тренировки в серьезную практику воинского искусства, с другой несет в себе условия, дающие возможность проникнуть в мир тонких энергий.

Обращая внимание учеников на особую значимость принципа «не быть открытым», Жерар сенсей говорит:

«Пытаться осуществить принцип «не быть открытым» в каждой технике – таким должно быть правило всякого занимающегося айкидо. Таким образом, он сможет быстро извлечь из него пользу.Соблюдая такую направленность тренировок он сможет увидеть важность того или иного пункта этого принципа, понять суть того или иного жеста движения перемещения, почувствовать свои ошибки при выполнении техники и понять их причину.

Применение этого принципа дает возможность избежать механического повторения знакомых жестов. Мало-помалу ученик больше не будет пытаться копировать положение тела своего учителя, а наоборот будет пытаться прочувствовать глубокую реальность каждого движения. Реализация этого принципа ведет к спокойствию и углублению расслабления, так как тело «знает» в этот момент, что в действиях нет ошибки.

Движение станет настоящим. Так я называю движение, которое в своем выполнении не имеет никакой фальши (ошибки). В рамках додзе и искусственной ситуации, которую дает тренировка, принцип «не быть открытым» позволяет осуществить «настоящее движение».

Отношение между двумя партнерами меняются; нет больше активного (уке) и пассивного (наге), оба человека взаимно изучают свои ошибки в своих действиях, в своей манере и в отношении.

Появляется чувствительность к другому человеку, его жестам, его возможностям к действиям, его намерению. Это начало энергетической чувствительности. Тренируясь таким образом мы можем прийти к пониманию слов Хикитсучи Сенсея, сказанных им во время его семинаров в Париже: «В каждой открытой части корпуса энергия не циркулирует».

Ж. Блез, Айкидо: поиск верного движения, Барнаул, 1999.

Укладывающаяся в несколько строк формулировка принципа «не быть открытым», являясь наиважнейшей в изучении базовых форм техник айкидо, не оставляет в практических занятиях места для танцев и становится базой для общего процесса технического совершенствования в айкидо.


Comments (0)

Оставьте мнение: