Янв 13 2011

Базовые формы техник: Норма принципа

Category: ДневникЕвгений @ 18:41

Представляемый взгляд на формирование методики изучения айкидо основывается на отношении к техникам японского искусства и человеку, как к информационным структурам, оказывающим взаимное влияние друг на друга в процессе практики. Находит он свое подтверждение в том факте, что, с ростом опыта и мастерства человека, практикующего айкидо, выполняемые им техники, претерпевают даже внешне заметные изменения.

Вместе с тем рассматриваемая модель технического совершенствования учитывает и то, что, несмотря на значительные внешние изменения, техники высоких уровней, всегда содержит в себе определенный и неизменный объем информации, являющейся базовой для техник всех возможных уровней практики.

Эта информация представляет собой первичные, минимальные требования по организации взаимодействия с партнером в боевой ситуации, и находит отражение в наиболее простых способах выполнения всех технических действий, используемых в практике айкидо, которые можно считать базовой формой техник. Основных видов техник в айкидо не так уж и много, это икке, никке и другие контроли, шихо-наге, ирими-наге, котегаеши, кайтен-наге, кокью-наге и некоторые другие. Базовые формы техник, являясь наименее информативными способами их выполнения, используются в качестве основы для начального изучения. В модели структуры технического совершенствования (рисунок 1) базовые формы техник, обозначены синим цветом.

Рисунок 1. Схема уровней технического совершенствования в айкидо.

Пока только для обозначения характера информации, содержащейся в базовых формах, назову некоторые принципиальные требования, используемые в методике практики айкидо Жераром сенсеем, предъявляемые к выполнению всех основных видов техник. В связи с тем, что учебную ситуацию составляют два человека, то для того, кто выполняет технику, они состоят в том, чтобы: - не быть открытым; - не иметь ничего против партнера. - двигаться всем телом (двигаться центром); - быть расслабленным; Для того, кто принимает технику, они состоят в том, чтобы: - не оказывать активного сопротивления партнеру; - указывать на положения, открывающие возможность для противодействия партнеру.

Отношение к техникам айкидо, как инструменту, меняющему сознание и тело, делает возможным рассматривать их как объединение двух подвижных структур – механической и информационной. Рассмотрение особенностей взаимодействия этих структур позволяет открыть доступ к их целенаправленным изменениям. По-сути раскрывает механизм технического совершенствования и показывает наиболее оптимальные условия его использования. Это отношение способно разъяснить различные противоречия в вопросах практики айкидо, в том числе, например, уважительно к конфликтующим сторонам разрешает искусственно созданное противостояние между направлениями айкидо в спорах «чья техника правильнее?!», с отказом от последующего однозначного вывода – «значит, ее надо делать только так!».

Норма принципа или информационный коридор

Рассматривая влияние информации на формирование механического движения, можно заметить, как соединяясь, два противоположных требования, к выполняемым в технике действиям, формируют один общий принцип.

Кто смешивал краски или накладывал друг на друга цветные стекла, наверняка замечал, как, сливаясь вместе, два разных цвета рождают третий, отличающийся и от первого и от второго. Например, соединение желтого с синим, дает зеленый цвет (рисунок 2).

Рисунок 2.

Так, создающая технику айкидо, согласованность движений наге и уке, подобно появлению зеленого цвета из смешения желтого синего, имеет место только в том случае, когда действия того, кто выполняет технику, соответствуют норме принципа: не отстают, но и не опережают действий того, кто атакует (фото 3).

Фото 2.

Повернувшись от партнера слишком рано в технике «катате тори – кокью-наге, омоте», тори тем самым открывает спину для удара уке (фото 3). Опоздание тори, позволившее уке захватить его запястье, также сделает невозможным выполнение этой техники (фото 4).

Фото 3, 4.

Соединение пары противоположных принципиальных требований «не обгонять» и «не отставать», образуют норму принципа – некое пространство для множества правильных вариантов действий, один из которых реализуется в конкретном выполненном движении. Помните, как на уроке правописания в первом классе используют тетрадь в косую строчку: пишем буквы сверху над первой линией, но не выше второй линии – противоположной (рисунок 5 и 6).

Рисунок 5, 6.

Образ правильной техники, это конечно сложная, но не узкая линия, а скорее информационный коридор, границы которого определены рамками противоположных требований, и механическое действие, остающееся в этих рамках.

Границы информационного коридора, в рамках которого техника будет считаться выполненной правильно, определяются описанием параметров и характеристик технических приемов и они же формируют методические требования к действиям партнеров при их изучении.

Чтобы создать учебную, развивающую ситуацию, будь вы в качестве инструктора, помогающего найти нужные движения, или же сами себе ставите такую задачу, необходимо определить ширину информационного коридора – указать границы пары противоположных друг другу требований к действиям и того, кто выполняет технику, и того, кто ее принимает.

На рисунке 7 показаны варианты возможных сочетаний информационного содержания (поле, обозначенное синим цветом) и механической формы движения (цветные линии), составляющих одну и ту же технику.

Рисунок 7.

Правильной техникой на этом рисунке будет являться сочетание, в котором линии механической структуры будут находиться в рамках информационного содержания техники. В данном случае, это желтая и зеленая линии (В и С), не выходящие за границы синего поля. Красная линия (А) на этом рисунке, выходит за границы информационного содержания, другими словами, выходит за пределы параметров техники и потому является образом движения, выполненного с нарушениями.

Через информационный коридор, формирующий технику, кроме тех линий, которые, изображены на рисунке, можно провести еще много линий и все они будут обозначать правильную структуру механического движения. На первом учебном уровне модели технического совершенствования – базовой формы техник, который мы сейчас рассматриваем, если техника, выполненная без сопротивления партнера, привела к намеченной цели – партнер под контролем и обездвижен, если, в течение ее выполнения, партнер не имел возможности оказывать сопротивление и нанести повреждения, значит это правильная техника!

Помню, как наученный спортом нарабатывать нужный рефлекс выполняя один и тот же бросок много-много раз, я был совершенно обескуражен, когда Учитель, приехав к нам во второй раз, вдруг начал показывать разученную мной технику с существенными изменениями! Потерять целый год на движение, которое, как оказалось надо делать совсем не так! Для чего?!… А ведь эта ситуация для меня лично имела продолжение. Возможно, вы уже догадались, что приехав еще через год, Жерар сенсей ту же технику показал в третьем варианте!.. Понадобилось время, чтобы понять, что это все правильные варианты одной и той же техники, смещение акцентов в которых, было направлено на решение различных учебных задач!

В отношении базовой формы техник важно отметить, что этот технический уровень имеет самые узкие информационные границы, почти не позволяющие отклонений в форме выполнения. Преподавая базовые формы, Жерар сенсей становится особенно требовательным: «Техника должна быть очень точной! Мы изучаем боевое искусство и должны постоянно помнить, что в боевом искусстве ценой одной единственной ошибки может стать жизнь!». И с этим не поспоришь!

Несмотря на удручающе-ограничивающее звучание, на практике это свойство базовых техник имеет несказанно положительное значение, так как оно предполагает очень конкретную форму движений. Конкретность, пресекающая разночтения, значительно облегчает разучивание базовых действий, их легко запомнить и повторить вслед за инструктором. Гораздо легче чем, те, которые нужно будет осваивать на других уровнях практики!

К уже сказанному можно добавить, что именно явление информационного коридора – норма принципа – позволяет практиковать айкидо людям с различными антропометрическими параметрами. Эффективно выполнять одну и ту же технику на самых непохожих партнерах высоких и не очень, медленных, с гибкими суставами и, только что приступивших к тренировкам, еще ничего не понимающих новичках. И, конечно же, дает широкую возможность для выражения своей творческой индивидуальности! Не зря же айкидо относят к искусству! Помните историю с незадачливым фотографом, так и не сумевшем в потоке техник, продемонстрированном Основателем айкидо, увидеть две одинаковые.


Comments (0)

Оставьте мнение: