Янв 08 2011

Процесс технического совершенствования: Доверие в обучении.

Category: ДневникЕвгений @ 11:22

Тема построения отношений между учеником и учителем считается очень важной в практике Пути.

Ее аспекты достаточно ярко освещены в книгах Х.И. Дейви «Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте», М. Саотомэ «Айкидо и гармония в природе», «Принципы айкидо», Ф. Дж. Ловрета «Путь и сила: секреты японской стратегии», Р. Бранда «Айкидо», В. Хорева «Круги на воде», «Луна в тумане» и других.

Вместе с тем, рассматривая вопросы обучения, нельзя было не ссылаться на примеры, раскрывающие и подчеркивающие, какие-то особенности отношений в изучении айкидо между учеником и учителем.

Без примеров нельзя будет обойтись и в дальнейшем изложении. Здесь хотелось бы обратить внимание на формирование правильного отношения к некоторым явлениям, имеющим место в общении ученика с учителем Пути. Отношения, способного развеять многие недоразумения и послужить, в том числе, целям совершенствования в техническом мастерстве. Для непосвященного человека отношения между учеником и сенсеем имеют много отвлекающих от обучения условностей. Зачем покупать специальную тренировочную форму, если вполне удобно заниматься в спортивном костюме престижной фирмы?! Зачем, даже когда купил, называть ее не знакомым и привычным словом «кимоно», а каким-то странным «до ги»?! К чему терять время в тренировке на бесконечные поклоны?!

Впрочем, вопросы возникают и по сути тренировки в боевом искусстве! Для чего столько сил отдавать изучению техник в положении на коленях?! Почему учитель неодобрительно качает головой и придирается к такой ерунде, как направление взгляда, несмотря на то, что я ловко и сильно выполнил технику, заставившую партнера морщиться от боли и стучать по мату?! Почему мы так долго «топчемся» на одном и том же примитивном захвате за запястье, за который представители других единоборств относят айкидо к занятиям на уровне танцев, и когда же приступим к изучению более серьезных атак и эффектных техник?! Почему учитель, выполнив на мне технику, перешел к следующей паре, ничего не поправив, не посоветовав и, вообще, не сказав мне ни слова?! Почему он за все тренировку не подошел ко мне?! Что значит «забыть о партнере», когда он вот-вот ударит меня в живот или по голове?! Почему старшие ученики так слепо подчиняются условностям этого общения, подменяя изучение боевого искусства игрой в поддавашки?! И много-много других почему!

Все условности общения между учеником и учителем, удивляющие новичков, по их мнению, отсутствием прямого отношения к изучению единоборства, направлены на то, чтобы помочь ученику в продвижении и совершенствовании в избранном им виде искусства. И имеют место в занятиях только потому, что являются наиболее эффективными для этого способами.

В основе практики Пути находится ничем незаменимое, прямое общение между хранителем и живым носителем традиций с тем, кто хочет к ним приобщиться. А это общение, кроме задач обучения и передачи опыта, ориентировано на сохранение знаний и традиций, что является для сенсея более важным, чем научить кого-то приемам самообороны.

На вопрос «Чувствуете ли вы обязанность передать послание О-Сэнсэя?», Мичио Хикитсучи сенсей отвечал:

Мичио Хикитсучи сенсей

«Да я чувствую эту обязанность, но она не тяжела. Я просто должен в точности передать миру то, чему научился у О-сенсея. Говорить и делать лишь то, что говорил и делал Учитель. Я не имею права привносить свое личное мнение и таким образом искажать Путь О-сенсея!..… Я могу спокойно умереть, только передав учение О-Сэнсэя всем людям этого мира!»Интервью с Мишио Хикитсучи сенсеем, Париж, 1984.

Такое интегрированное сочетание задач в практике боевого искусства заставляет быть учителя особенно требовательным к ученикам. Чтобы кто-то из них стал способным предать это учение в сохраненном, неизменном виде другим людям и поколениям. Недаром «дорогой клинок куется особенно тщательно!»

Многогранность и сложность отношений ученика и сенсея подчинена особенности сохранения и передачи знаний, записанных в необычном «живом» формате, разительно отличающемся от способа хранения информации в текстах книг и даже в видеозаписях на электронных носителях.

Знания Пути не являются секретными! Разве можно считать секретной информацию, которую необходимо «передать всем людям этого мира!»?! Вот только, чтобы считать и усвоить сведения, хранящиеся на таком «носителе», и нужен ряд условий, которые важно найти и поддерживать в процессе обучения.

Ученику, тому, кто берет знания, чтобы получить к ним доступ, для следования малопонятным объяснениям и выполнения туманных указаний сенсея, не связанным в сознании с результатом выполняемой работы, и учителю, тому, кто отдает знания, чтобы открыть к ним доступ и вести ученика по Пути совершенствования, необходимо совместными усилиями создать особое считывающее устройство – взаимное доверие ученика к наставнику, и наставника к ученику!

По легендам, дошедшим из времен колыбели восточных боевых искусств – китайского Шаолиня, вопрос подготовки такого устройства, решался довольно радикальным образом – нелогичность требований наставника возводилась в наивысшую степень абсурда. Ученика безосновательно оскорбляли, заставляли делать, а затем переделывать не просто грязную, а бестолковую, никому ненужную работу! И все эти «изощренные издевательства» нужны были только для того, чтобы тот, не обращая внимания на обиды, каждый раз с искренними готовностью и старанием, выполнял самые бредовые задания сенсея.

Только такому ученику можно было доверить невероятные по сложности учебные задачи! Только такое сознание было способно справиться с бессмысленной своей нелогичностью работой! Только такое сознание можно повести к изучению высших уровней боевого искусства! Для развития необыкновенных способностей надо выполнять необыкновенные в обывательском представлении задания!

Такие древние методы обучения в наше время, конечно же, неприемлемы. Современные методики обучения больше связаны с интеллектуальным осознанием предмета. Например, пройти трехмесячные или полугодовые курсы и получить диплом!

Именно такая точка зрения привела к тому, что во многих школах айкидо из занятий была убрана практика «шинкон кишин но хоо». Зачем шокировать уважающих себя клиентов, мягко говоря, странными упражнениями?! Взрослые и умные люди чувствуют себя неловко, выполняя бессмысленные и смешные приседания и хлопки в ладоши! А ведь это упражнение Основатель айкидо выполнял перед каждым занятием!

Насколько люди отказываются от традиционных методов практики искусства, настолько теряют в возможностях изменения и совершенствования! А ведь именно в мудрости тысячелетий заключена истинная ценность искусств Японии, делающая их незаменимыми и востребованными в век компьютеров, интернета и нано технологий.

Воспитание воина, как и прежде, начинается с воспитания сознания! И механизмы воздействия практики боевого искусства на сознание ученика остались теми же, что и столетия назад! Невозможно разумом осознать то, что находится на несколько порядков выше уровня подготовленности ученика.

В такой ситуации, когда ученик заинтересован в учителе больше, чем тот в ученике, единственным, условием для последовательного совершенствования в боевом искусстве, не противоречащим законам практики Пути, становится доверие к учителю!

Для формирования доверия к учителю, развивающему и ведущему по пути изучения боевого искусства, нужно помнить о двух противоположных крайностях в отношениях между наставником и учеником!

Немаловажно, в первые шаги изучения боевого искусства, не дать естественному первоначальному уважению к учителю – человеку, демонстрирующему необыкновенные способности, превратиться в его обожествление. Слепое поклонение и безмерное почитание больше разграничивает и разделяет ученика с учителем и мало способствует его продвижению.

Так уж устроены люди, что непонятный уровень объяснений, нелогичные требования со стороны учителя, а потом неспособность со стороны ученика точно так же повторить движения, вначале восхищают, а затем разочаровывают и порою приводят к проявлению противоположного отношения. Кто-то из бывших учеников подается в «реально работающие» единоборства, кто-то начинает улучшать то, что не смог повторить!

Учитель такой же человек, как и мы с вами! Все его необыкновенные способности результат практики искусства! Правильной практики!

Митцуги Саотомэ сенсей

С другой стороны, нужно учитывать, что если вы и учитель равны, вам нечему у него учиться. Если вы не испытываете уважения к указаниям и опыту своего учителя, вы не сможете перенять его знания. Ярко неприемлемость демократии на татами показывает Митцуги Саотоме в книге «Айкидо и гармония в природе». Демократия в гипотетической ситуации, в которой истинность суждения сенсея проверяется голосованием сотни неопытных людей, несомненно, победит! А истина?.. При таком отношении обучение невозможно, потому что, прежде всего, вы должны доверять учителю. На мате не может быть демократии.

Присутствие в отношениях доверия демонстрирует искреннее старание в выполнении всех указаний учителя, как бы они не противоречили вашему устоявшемуся мировоззрению и как бы не коробили ваше самомнение!

Проявляя интерес к айкидо, люди часто спрашивают, не поздно ли им начинать занятия в двадцатилетнем или тридцатилетнем возрасте.

Возможно, некоторые из них хотят услышать «нет!» и успокоиться, найдя поддержку своему нежеланию к активным действиям!

По моему мнению, начинать изучать любой вид японского искусства, в том числе и айкидо, никогда не поздно! И эти занятия могут стать практикой очень высокого уровня! Оно, конечно, отличается от категорических установок, сформированных под влиянием спорта и общепринятых взглядов на возраст для получения образования.

Однако успешное продвижение по Пути восточной практики определяется не возрастом, а способностью быть готовым к восприятию новой информации, пусть даже противоречащей вашим твердым убеждениям!

Способность к овладению айкидо состоит в способности преодолевать устоявшиеся рамки мировоззрения!

Убеждения взрослого человека прочнее подвижных убеждений юноши! Ему труднее отказаться от мировоззрения, приведшего его к зрелости, заслугам и уважению. Возраст ограничивает способности к обучению только прочностью этих рамок!

Помочь в совершенствовании на Пути практики японского искусства способен взгляд на обучение не столько как на изменение и отказ от имеющегося мировоззрения, а как на расширение сознания и практического опыта!

Успех будет с тем, кто доверится этим словам!


Comments (2)

2 ответов на запись “Процесс технического совершенствования: Доверие в обучении.”

  1. Helga говорит:

    А по-моему, убеждения и привычка несколько все-таки разные понятия. Можно быть убежденным вегитарианцем или коммунистом, твердо помнить 10 заповедей и блюсти их. Но это никаким образом не скажется на способноть воспринимать и впитывать все то новое , с чем сталкнулся индивид. Да и восприятие зависит больше от ЖЕЛАНИЯ понимать то или это. Можно иметь способность, но не иметь желания ее использовать в соответствующем направлении:) Исходя из этого, встает вопрос ЦЕЛЕЙ. Зачем ты пришел заниматься? А там уж и станет понятно туда ли пришел, к тому ли учителю, в то ли направление, в то ли БИ. Что это – мимолетная жажда фитнеса или давняя мечта набить врагам морду… или всетаки что то посерьезнее?

  2. Helga говорит:

    И если цели Сенсея и Ученика отличны в их глубинном понимании, то ни доверия, ни,соответственно, результата не будет.

Оставьте мнение: