Янв 03 2011

Процесс технического совершенствования: Направление обучения.

Category: ДневникЕвгений @ 18:38

В предложенной модели структуры технического совершенствования базой, создающей предпосылки для перехода на новый более высокий уровень технического совершенствования, может быть, как базовая форма техники, так и более низкий уровень, по отношению к практически освоенному.

Это условие имеет несколько важных выводов, которых я не встречал ранее в других источниках! Первый, состоит в том, что возвращаться к базе не значит, каждый раз возвращаться на первый уровень схемы!

Второй, и что более важно, – говорит, что реальным потенциалом, открывающим ученику дорогу на новый уровень технического совершенствования, может стать только «новое» выполнение техники, новое по механической форме и информационному наполнению.

Помните рисунок, где идеальное исполнение техники представлено в виде круга, а техники, выполненные мастером и учеником, отличаются друг от друга степенью приближения к идеалу.

Повторяя техники по старому, каждый раз одинаково, не меняя их, не внося в них нового информационного наполнения, без поиска и эксперимента невозможно выйти на новый уровень практики.

Вместе с тем, те, кому довелось повстречаться с проявлениями высокого уровня мастерства, знают, что даже огромные трудолюбие и упорство не помогут самостоятельно освоить опыт, накопленный веками в традициях практики Пути.

Количество изображенных на схеме уровней технического совершенствования весьма условно, на самом деле их может быть огромное количество. Сложность процесса изучения айкидо такова, что последовательность овладения техническими уровнями, сохраняющую направление всей практики занятий, способен указать только опытный учитель.

Вследствие отсутствия определенного опыта, ученик обычно не осознает источник наполнения техник силой и эффективностью. Его техники, и это естественно, при всем старании не могут заставить быть послушным своего партнера в такой степени, как только что продемонстрировал учитель.

Поиски и эксперименты, сложность решаемых задач, уровень объяснений, недоступный обыденной логике, могут завести особенно упертых и самоуверенных неизвестно куда! Вернее известно – не туда! Я уже говорил об озабоченности моих учителей Мишио Хикитсучи сенсея и Жерара Блеза сенсея, тем, что многие, первоначально вставшие на путь изучения айкидо, начинают его улучшать и совершенствовать, не повторив способностей Основателя. Есть такие, кто не имея желания и силы понять и следовать его учению полностью, создают новые техники и объединяют уникальное с другими видами единоборств, раздирая уникальное искусство на противоречащие друг другу направления и стили. А кто то с деловитостью чертей в аду предпринимают попытки превратить айкидо в еще один вид спортивной, соревновательной дисциплины, то есть начинают учить вещам, совершенно противоположным тем, о которых говорил Основатель айкидо.

В таких непростых обстоятельствах только опытный учитель способен определить нужные рамки поиска и эксперимента, указать направление совершенствования, остающееся верным целям практики айкидо и Пути.

Учитель, представляя ученику информацию о следующей для него цели занятий, ставит перед учеником, видимый ему ориентир следования к перспективной цели и обеспечивает средствами необходимыми для ее достижения.

Роль учителя в определении направления и средств обучения и осуществлении контроля за сохранением этого направления невозможно переоценить! Особое ее значение состоит в том, что учитель способен указать задачи, о которых ученик даже не может предполагать и догадываться!

Например, учитель может удивить ученика, сказав ему, что самые болезненные техники это не больно! Что техники не является конечной целью практики айкидо, техники – лишь только средство для достижения других более значимых целей! Что совершенствование в практике айкидо связано не с увеличением числа разученных техник, а с повышением уровня выполнения одной и той же техники! Что мастерство в айкидо состоит в способности, передавать через технику большее количество информации! Что … и перед учеником встает лес задач, совершенно не связанных с ловким выкручиванием запястий и головокружительными бросками более сильных физически партнеров, составляющих, по сформированному боевиками мнению новичка, суть боевого искусства!

Через последовательность промежуточных частных целей, учитель дает и способы их достижения! Он говорит, что айкидо это не бой и не противостояние, а тренировка силы притягивания и для ее развития в практике техник необходимо соблюдать ряд условий. И к уже перечисленным выше требованиям к выполнению базовой формы техники (не быть открытым; быть расслабленным; двигаться всем телом) он может добавить, например, такие: начинать технику первым, не смотреть на партнера и не иметь ничего против партнера!

Без того, кто прошел здесь раньше, как на хорошем авто, можно уехать далеко и не в ту сторону! Подобные задачи практики, выходящие за границы понимания и раскачивающие сознание ученика, позволяют ему время от времени делать технику по другому, тем самым приближая ее к идеальной форме.

В популярном художественном фильме «Разборки в стиле кунг-фу» показано, как самые непревзойденные мастера китайского ушу прятали свое искусство за невзрачной внешностью толстой соседки, мужа-подкаблучника или неуклюжих музыкантов. Эта линия сюжета ярко показывает, как во внешней форме можно не увидеть иное качественное наполнение техник боевого искусства высокого уровня.

Вместе со мной, и уже потом, начинали изучать айкидо много разных людей. Некоторые из них прерывали свои занятия, однако через некоторое время пытались начать еще раз. Мне было заметно их удивление по поводу того, что они видели несколько лет спустя. А видели они, что те, кто не прекращал тренировок, все так же трудились над изучением все тех же техник! «Прошло столько времени, а они ничему здесь не научились!» – читалось на их лицах. Окончательно разочаровавшись в айкидо, так и не поняв направление обучения в практике Пути, они уже больше не появлялись в зале.

Повторюсь, метод изучения айкидо, практикуемый Жераром сенсеем, в соответствии с традициями изучения японского искусства, в первую очередь, ориентирован на расширение сознания, накопление информации и развитие способности передавать в одной и той же технике ее больший объем.

Если не ставить перед собой задачи по овладению ведением, разученная вами базовая форма техники будет оставаться на уровне танца, формальной и безжизненной, неспособной как-то влиять на партнера! Если работать над ведением, но не развивать в себе силу притягивания, приемы, несомненно, наполнятся силой и боевой эффективностью, но в этом случае они останутся техникой традиционного, уничтожающего будо! Такую технику, как мы уже знаем, нельзя считать техникой айкидо!

Дальнейшее техническое совершенствование в айкидо, в моем понимании, связано с развитием величины силы притягивания до уровня его Основателя.

Никто и не говорил, что это будет легко!


Comments (0)

Оставьте мнение: