Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_3cf284f44232a0c108b9bcdc91841275, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php:1368) in /home/suitcards/aikido-metod.ru/docs/aikidoposts/wp-content/plugins/si-contact-form/si-contact-form.php on line 1368
Айкидо метод » Процесс технического совершенствования: Непрерывность обучения.


Янв 06 2011

Процесс технического совершенствования: Непрерывность обучения.

Category: ДневникЕвгений @ 00:39

Любой вид практики Пути изначально направлен на изучение бесконечности элементов Космоса и еще большего количества связей между ними. Возможно это невероятно звучит, разве может быть что-то больше бесконечности! Все же логика настаивает на том, что реальность именно такова, демонстрируя как между четырьмя точками можно провести шесть прямых линий!

Космическое множество структурных связей бесконечно усложняет условия взаимодействия между объектами практики японского искусства. Вместе с тем принадлежность айкидо к будо, учит учитывать все их и серьезно относиться к каждой в изучении Законов Космической Гармонии! В ситуации конфликта, возможным итогом которого может стать смерть или непоправимое увечье, мелочей не бывает!

В занятиях айкидо так жестко условия, конечно же, не стоят, что позволяет приобщиться к практике этого боевого искусства всем желающим. Однако сложность рассматриваемых боевых ситуаций, и внимательное отношение к мелочам, делают процесс изучения и технического совершенствования в айкидо, объективно бесконечно сложным и гораздо более длинным, чем хотелось бы.

Самым эффективным средством, способным преодолеть эти трудности Пути, становиться систематичность и непрерывность практических занятий. Мой товарищ по тренировкам, с которым мы в одно время приступили к изучению айкидо, так же как и я, участвующий в семинарах Жерара сенсея, и вместе с которым мы просматриваем и изучаем видеозаписи с этих семинаров, время от времени, спрашивает: Откуда ты все это знаешь? Почему у меня не получается также?

Единственное, чем я отличаюсь от него в отношении к тренировкам, так это тем, что могу себе позволить тренироваться чаще, чем он, позаниматься самостоятельно перед началом официальных тренировок и не прекращаю занятия, когда другие устраивают себе каникулы.

Поэтому, повторяя слова известных учителей практики Пути, здесь я высказываю основанное на собственном опыте мнение о том, что регулярность и непрерывность занятий, систематизируя и спрессовывая весь объем получаемой в процессе практики информации в единую структуру, способны превратить бесконечную сложность взаимодействия в боевой ситуации в поражающее своей простотой и совершенством движение. Заменяя сложение двоек их умножением, позволяет качество наших занятий, с игры в боевое искусство, ориентировать на уровень, соответствующий реалиям жизни.

Эмоциональный призыв к осознанию важности непрерывности занятий имеет под собой физиологическое обоснование. Возможно вы уже обратили внимание на то, что на графиках, демонстрирующих проявления закономерностей супер компенсации, волшебное действие волны сверх восстановления со временем прекращается. Эффект роста тренированности может быть утерян, если повторное воздействие нагрузки выходит за пределы периода действия сверх восстановления. На рисунке 1 показано, как несколько тренировок (I, II, III) могут совершенно не повлиять на исходный уровень подготовки (А) и тренировочный эффект (В), даже от напряженных занятий, ускользает, словно песок сквозь пальцы.

Рисунок 1.

Накопления тают если их не обновлять и не пополнять. Чтобы озарения не угасали и не прекращались, практические занятия должны стать регулярными и постоянными.

Понимать и соблюдать непрерывность занятий – разные вещи! Непрерывность тренировок важное и достаточно трудное условие, беспристрастно отсеивающее всех случайно соприкоснувшихся с айкидо, делающих ставку на внешне облегченные, чем в других видах боевых искусствах, условия практики.

И все же, поддерживать непрерывность процесса обучения возможно, подняв отношение к своим занятиям, являющееся первичным фактором в изучении любого вида японского искусства, с уровня занятий физической активностью до уровня практики Пути.

Интересно, что нужное отношение к непрерывности практики занятий, закрепляющей физиологические реакции организма на воздействие нагрузки, может быть сформировано на осознании разграничений между понятиями «занятия», «тренировки» и «практика». Часто употребляемые в равном смысловом значении, в действительности же, особенно если они рассматриваются в контексте вопросов практики Пути, физкультурные занятия, спортивные тренировки и практика искусства, имея различные цели, обозначают совсем не одно и то же.

Весьма убедительно различия между спортивными занятиями и практикой Пути представлены Фредриком Дж. Ловретом в книге «Путь и сила: секреты японской стратегии». Эти взгляды настолько ортодоксальны, настолько глубоко отражают разрушительный аспект самурайской жизненной философии, что редакторы нашли возможным их опубликовать с указанием на несогласие с автором по ряду принципиальных позиций.

И все же, я согласен с автором книги в том, что среди бесчисленного множества тренировочных залов для занятий восточными боевыми искусствами, лишь немногие могут претендовать на звание додзе – места практики Пути. И поддерживаю его мнение о том, что тренировки становятся практикой, в том случае, если ученика ведут в тренировочный зал не интерес к изменению своего тела и не желание научиться чему-то новому, а стремление к изменению своей личности, стремление к трансформации себя в нечто новое.

«В спортивной секции учат драться. Член додзе не ищет драки, как и не ищет способ уйти от драки. Он пытается выйти за этот уровень и понять саму суть конфликта. В школе обучают техникам, то же самое делают и в додзе. Но в додзе техники рассматриваются только лишь как средство. Техниками необходимо овладеть, но это только начало, а не окончание учебы. Цель школы в том, чтобы научить человека чему-то новому; цель додзе – трансформировать самого человека в нечто новое. Школа учит, как убивать; додзе учит, как умирать. Член додзе не ищет драки, как не ищет он и способ уйти от драки. Он пытается выйти за этот уровень и понять саму суть конфликта. Хотя начальная тренировка и в школе, и в додзе идентична, цели и методы ее различны. В школе есть учитель и ученики; в додзе мастер и его последователи. Ученик посещает занятие для того, чтобы получить новые знания; последователь (дэси), посещает занятия, чтобы подвергнуться духовной трансформации. Современная школа делает множество уступок ученикам в расписании занятий и методах тренировки, в додзе отсутствует такая гибкость – дэси приспосабливаются ко всем требованиям. Жесткая дисциплина делает процесс монотонным и безличным. Фредрик Дж. Ловрет, Путь и сила: секреты японской стратегии, София, 2000г., г. Киев.

Несмотря на суровость приведенных выше слов, именно они, раскрывая главные цели практики Пути, становятся для меня источником, позволяющим черпать энергию для продолжения регулярных занятий.

Практика Пути – это не тренировка физических кондиций! Мы изучаем техники не для демонстраций перед зрителями и не для расправы над случайно наступившим на ногу прохожим! Мы разучиваем движения для того, чтобы затем их «практиковать» – повторять бесконечное множество раз!

Как показывает опыт, накопленный веками в традициях японских искусств, только такая работа эффективна в раскрытии необыкновенных возможностей человека. В рамках рассмотрения модели технического совершенствования в айкидо, непрерывная практика этого боевого искусства, возвращается способностью наполнять техники силой, позволяющей противостоять атакам более молодых и физически более сильных партнеров.

Количество уровней изображенных на схеме технического совершенствования в айкидо весьма условно. В действительности являясь отражением бесконечного Пути, рассматриваемая модель имеет огромное количество уровней развития. Озарения в занятиях не угасают и не прекращаются, а обучение и продвижение не останавливается до тех пор, пока практика продолжается, и пока внутреннее отношение к своим текущим достижениям остается, как к бонусам, не являющимся конечной целью занятий.

В спорте, за редким исключением, тридцатилетний возраст является предельным рубежом, после которого спортсмены становятся неспособными поддерживать развивающий уровень тренировок, поднявший их к вершине победы и известности. Остановившись, они проигрывают наступающим на пятки молодым и более сильным конкурентам.

Умеренная непрерывность практики японского искусства предоставляет человеку возможность накапливать потенциал и развивать свои способности с переходом в не менее интересный по своим возможностям зрелый возраст. В отличие от спорта, айкидо на самом высоком уровне можно практиковать и после тридцати! Независимо от возраста, в айкидо, «сильнее» тот, кто практикует его с большей непрерывностью!

Мастера японских искусств утверждают, что умеренная ежедневная практика на протяжении всей жизни является более трудным испытанием, чем, время от времени предпринимаемые, пусть даже интенсивные усилия. Однако они же подсказывают, что умеренный ежедневный тренинг в течение всей жизни намного более продуктивен и полезен, чем разовые ударные нагрузки.

От себя могу добавить, что излишне опекая и чрезмерно заботясь о недопущении вашей перетренированности, внутренний голос обычно начинает нашептывать об абсурдности и бессмысленности продолжения занятий и необходимости отдохнуть и восстановиться задолго до того, как резервы работоспособности организма будут израсходованы.

А в завершении этой записи, для демонстрации источника силы и образца отношения мастеров Пути к непрерывности процесса практики, хочу пересказать истории из книги Х.И. Дейви «Искусство и Путь по-японски: 45 дорог к медитации и красоте»:

«… У Сенсея Уено был диабет, он был очень стар и слаб. Во время ланча я вдруг осознал, что Сенсей Уено протянул мне и держал довольно тяжелую тарелку. Несмотря на то, что его рука была очень тонкая, она ни разу не дрогнула. Во время еды я наблюдал за тем, как он держал свою чашку и палочки для еды. Я ни разу не заметил ни малейшей дрожи в его руках. Когда я рассказал о моих наблюдениях своему учителю, он лишь пожал плечами и сказал: «Ничего удивительного. Просто постоянная практика шодо…»

«… Однажды я обратил внимание на то, как практиковал мой учитель каллиграфии Сенсей Кобара Рансеки, глава изучаемой мной рю. Он продолжал ежедневную практику даже спустя пятьдесят лет после начала своих занятий. Когда ему было семьдесят, Сенсей Кобара заболел, однако я видел, что он все равно продолжал практиковать свое искусство, даже несмотря на угрозу жизни. Однажды у него едва хватало сил, чтобы поднять стакан воды, но он сказал мне, что «кисть не такая тяжелая, как стакан, поэтому я все же позанимаюсь!»…


Comments (0)

Оставьте мнение:




Warning: Unknown(): open(/tmp/sess_3cf284f44232a0c108b9bcdc91841275, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0