Апр 01 2011

Базовые формы техник: Практические способы углубления расслабления

Category: ДневникЕвгений @ 10:13

Для того чтобы на собственном опыте почувствовать потенциал расслабления в изучении техник айкидо, требуется соблюдение в занятиях определенных методических условий и время для практики. Выполнение методических требований необходимо, чтобы вызвать нужный обучающий эффект, а время позволит ученику зафиксировать, накопить и стать способным осознанно воспроизводить этот эффект в манере выполнения своих действий.

Принципиальное действие, которое такие методические приемы оказывают, состоит в приведении сложности учебной задачи в соответствие с уровнем реальных психологических и физических возможностей ученика. Основанные на действии закона сверх восстановления, эти специально создаваемые учебные условия превращают содержащуюся в упражнении нагрузку, из нейтральной, или разрушающей, в развивающую. Осуществляется такая задача либо снижением уровня нагрузки, содержащейся в задании, либо повышением возможностей ученика посредством концентрации их на достижение узконаправленной цели.

Моделирование условий учебной задачи для приведения ученика в состояние, обладающее энергетическим ресурсом для ее решения, может происходить по большому количеству параметров. Оно зависит и от выбора практикуемых техник, и от уровня подготовленности того, кто выполняет технику, и от способности точно воспроизвести необходимые условия учебной ситуации того, кто принимает технику. Углублению расслабления в не меньшей мере способствует создание на татами психологической атмосферы обучения и поддержки учеников в преодолении трудностей тренировки.

Придерживаясь традиционного для восточной философии воззрения на человека, как на единый психофизический комплекс «ум-тело», способы для достижения ресурсного состояния расслабления, необходимого для эффективного выполнения техник айкидо, можно разделить на расслабляющие тело и на успокаивающие ум.

Деление это весьма условно и имеет место в методике занятий для подбора наиболее эффективного обучающего воздействия на учеников, исходя из их индивидуальных особенностей восприятия. Например, чтобы помочь расслабить напряженные плечи, одному ученику достаточно сказать об этом. Другому, чтобы дать понять, что от него требуется, нужно предложить выполнить какое-то физическое упражнение, в котором будут задействованы плечи.

Практические способы релаксации, о которых пойдет далее речь, могут представлять собой как отдельные специальные упражнениями, так и определенные условия выполнения практикуемых техник. Несмотря на простоту или противоречие устоявшимся мнениям, все они взяты из практических занятий. Осознанное их применение способно уже тренировку базового уровня (которую с большой натяжкой можно считать занятиями айкидо) ориентировать к главным целям практики этого боевого искусства и раскрывать не для всех сразу видимое его предназначение.

Практика «шинкон кишин но хоо»

О возможностях и значении шинкон кишин но хоо уже упоминалось в предшествующей записи.

Это странное упражнение на первый взгляд может показаться мало связанным с изучением боевого искусства – взрослые люди хлопают в ладоши, смешно приседают и что-то бормочут себе под нос…

Вместе с тем, шинкон кишин но хоо в переводе с японского означает метод успокоения ума и является целым комплексом специальных упражнений, практика которых направлена на углубление ментального и физического расслабления.

Далеко отставленный эффект от выполнения шинкон кишин но хоо не позволяет быстро оценить его действительную значимость в изучении айкидо. К сожалению, чтобы не шокировать людей, это упражнение во многих школах айкидо было убрано из занятий. Однако нужно помнить, что Основатель айкидо практиковал шинкон кишин но хоо ежедневно.

В методике практики айкидо Жерара сенсея шинкон кишин но хоо занимает важное место. Учитель выполняет его перед каждой тренировкой, даже если их бывает по нескольку в день.

Исключить посторонние мысли, концентрируясь на конкретных зрительных образах и звуках, и, выполняя несложные физические движения, расслабить тело до состояния, в котором можно почувствовать самопроизвольные вибрации рук – это тот комплекс задач, на решение которых направлена практика этого упражнения.

Описание шинкон кишин но хоо представлено здесь.


Comments (0)

Оставьте мнение: