Апр 24 2011

Джордж С. Редьярд: Айкидо как Будо

Category: БиблиотекаЕвгений @ 15:10

Джордж С. Редьярд

Айкидо как Будо

(Перевод Елены Петровой, Алтайский центр айкидо «Сингитай»,

http://www.singitai.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=255&Itemid=1)

По мере распространения айкидо мы ясно начинаем видеть, что существует широкий спектр понимания того, что такое айкидо, и этот спектр продолжает расширяться.

Люди занимаются айкидо, имея для этого множество разных причин. Многие из них не собираются становиться специалистами воинских искусств. Эта сторона искусства им не интересна. Их больше привлекает изучение законов движений, энергетическая сторона и та часть, которая служит моделью для разрешения конфликтов. В некоторых случаях им просто нравится быть в сообществе одинаково мыслящих людей, с которыми они вместе занимаются интересным делом.

Для меня это не представляет никакой проблемы. Ваша практика должна быть отражением того, какими вы являетесь и какими хотите быть. Когда люди честны перед собой и другими и говорят, что боевая составляющая искусства им не интересна, они имеют право продолжать заниматься, и я никак не могу их критиковать.

Но есть люди, которые много лет стараются сохранить ту составляющую айкидо, в которой звучат принципы Будо. Искусство, с которым познакомился когда-то я, было и духовной практикой, и боевым искусством. Для меня очень важно, чтобы люди не заблуждались насчет природы того, чем они занимаются.

Среди нас много таких людей, которые думают, что айкидо – это ничего более, чем искусство «реализации желаний посредством мыслей». Мне приходилось видеть, как люди взлетали в воздух, когда наге находился за несколько метров от них. И я тоже выполнял техники на уке, посылая его лететь через все додзё движением кисти и совершенно точно при этом зная, что эта самая техника не произвела бы никакого эффекта на моих собственных учеников. Я регулярно встречаю на татами людей, которые наносят удары, предназначенные для чего угодно, но только не для того, чтобы поразить нападающего. Однажды я видел, как сенсей Икеда отказывался двигаться до тех пор, пока уке действительно не наносил реальный удар. Тот уке не мог заставить себя ударить. В последнюю секунду он каждый раз отводил свой удар в сторону.

Все это люди представляли, что занимаются воинским искусством. Однако на самом деле к Будо это не имело никакого отношения. Основатели современных воинских искусств хотели сохранить те аспекты воинских искусств, которые – они это видели! – развиваются только глубоким погружением в тренировки. Они признавали, что сражения больше не являются первоначальной целью тренировок – современные технологии сделали такие сражения бессмысленными. Тем не менее они видели, что тренировки Будо действительно дают такие уроки, которые не должны исчезнуть, и хотели, чтобы они не исчезли.

Айкидо – одно из именно таких искусств. Основатель особенно настаивал на том, чтобы оно не стало спортом. Тренировки, которые он давал своим ученикам, требовали от них приложения огромных усилий. Он ни в коем случае не рассматривал свое искусство как форму танца, не имеющего отношения к боевому искусству и не имеющего применения.

Когда искусство опускается до уровня, на котором больше нет никакой реальности в тренировках, в нем нет уроков Будо. И следствием этого являются обсуждения, в которых имеющие самые добрые намерения люди высказывают суждения айкидо, которые просто-напросто неточны.

И дело здесь вовсе не в точке зрения. Духовность, философия, технические вариации являются вопросом главным образом личных предпочтений. А вот воинская составляющая – нет. Вы либо можете следовать ее требованиям, либо нет. Раньше в Японии если вы позиционировали себя как учителя, вы должны были ожидать, что кто-то появится на вашем пороге, чтобы проверить, умеете ли вы делать то, о чем рассказываете. Если не умеете – ваши ученики уйдут от вас.

Те времена прошли. И то, что осталось – это здравый смысл, желание получить как можно больше знаний и обязательства быть честным в своих тренировках. Вы должны желать себе таких партнеров, которые ударят вас, если смогут, которые остановят выполнение вами техники, если вы сделали в ней ошибку, которые сделают вам контрприем. если увидят у вас слабое место.

Я тренировался со всеми учителями айкидо, с которыми жизнь сводила меня за эти годы. Все они сильно различались между собой по своему мастерству и своему настрою. Кто-то из них мог выполнять техники в боевом ключе, кто-то не мог. Кто-то был очень жестко настроен в воинском ключе, но не мог быть примером человека, исповедующего те же жизненные ценности, что и я. Очень немногие объединяли в себе эти качества – и именно они являются учителями, с которыми я готов тренироваться. Ездить по стране и вызывать других специалистов воинских искусств на поединок – лучшее, что я могу сделать. Если учителя с более высоким мастерством и опытом, чем мои, хотят что-то сказать мне – я склонен им верить. Когда люди, имеющие гораздо меньший опыт, чем такие учителя и чем даже я, игнорируют настоящие знания и проповедуют существование вещей, которые – я знаю! – невозможны, я прихожу в отчаяние от уровня их тренировок и от того, что они готовят изучаемому искусству в будущем.

Есть люди, которые прекрасно владеют техникой и умеют обучать. Стыдно, что многие ученики не могут увидеть разницу между настоящей фундаментальной основой и тем, что является всего лишь новой одеждой из сказки про голого короля. Многие из известных мне прекрасных айкидоистов вынуждены просто выживать лишь потому, что людей, стремящихся совершенствовать свое мастерство до того высокого уровня, который позволяет достичь искусство айкидо, не так уж много. Большинство же избегают ситуаций, которые могут выявить их предвзятые мнения, и объединяются с теми, в кругу которых эти мнения можно взаимно подтверждать, а из практики делать просто развлечение. Именно так нужно поступать, если вы хотите удалить те элементы личной трансформации, которые присутствуют в практике настоящего Будо.

О’Сенсей требовал от всех нас видеть существование радикального изменения взглядов на его искусство. Он ни в коем случае не хотел, чтобы искусство было выхолощено, превратилось в способ приятного препровождения времени для благодушно настроенных потребителей. А это как раз то, чем айкидо частично стало. И я не знаю, можно ли это изменить. Люди, которых я имею в виду, не будут практиковать айкидо как Будо. Если люди не желают чего-то знать, никто не сможет заставить их увидеть это. Поэтому айкидо продолжит развиваться таким образом, что если кто-то скажет, что он занимается айкидо, это ничего не будет означать. Вам придется говорить, какое именно айкидо вы практикуете, каковы ваши подходы к искусству, кто ваши учителя и пр. Тогда можно будет получить какое-то представление о том, чем вы занимаетесь. Я знаю людей. которые занимаются айкидо, лишь слегка напоминающим то, чем занимаюсь я. Но мы все называем это айкидо. Это будет продолжаться до тех пор, пока есть люди, которые не хотят знать, что они могут и чего на самом деле не могут и желают лишь получать ранги за предпринятые ими усилия.

19 июня 2002 г.


Comments (1)

Один ответ на запись “Джордж С. Редьярд: Айкидо как Будо”

  1. Странник говорит:

    А где любовь, гармония? Всё сводится к тому, чтобы постоянно кому то доказывать. Я согласен, что движение в Айкидо должны быть честными. Но они разные, как разные люди. Есть жесткая статика, мягкая динамика, нежные ощущения и много различных вариаций с которыми можно работать. А то, что описано в статье, всего одна из вариаций.

Оставьте мнение: