Апр 18 2011

Практические способы углубления расслабления: Изучение ритма техник; выполнение техник под счет

Category: ДневникЕвгений @ 10:27

«Я чувствую, что вы начинаете уставать, поэтому следующую технику вы будете делать вместе со мной, под мой счет!» – так однажды на семинаре Жерар сенсей показал, как можно в тренировке использовать очень простой, но эффективный методический прием, для снижения в учениках эмоционального и, как следствие, физического напряжения.

По сути, этот способ практики представляет собой разновидность многим знакомого «армейского» варианта обучения. Он особенно эффективен на начальном этапе подготовки, когда основной задачей тренировки является обучение базовым элементам в короткий срок большой группы людей, имеющих различные уровни способностей и подготовки. Однако тогда этот способ тренировки был использован для достижения других целей.

Необходимость в таком упражнении слушать команды учителя и успевать поддерживать задаваемый им ритм действий, заставляет учеников переключить их внимание с себя на внешний объект и выражается в определенном изменении ментального состояния. Подчинение чужому ритму снижает ответственность учеников за возможные ошибки в выполнении движений и снижает величину их эмоционального напряжения. («Я допускаю ошибки потому, что это он – учитель – дал сложное задание, поэтому не моя вина, что я что-то неправильно делаю; главное, что я успеваю выполнять техники под его счет, поддерживаю его ритм»). Невысокая скорость выполнения движений, позволяя вовремя выполнять все необходимые действия, повышает уверенность учеников в своих силах, что служит еще большему углублению расслабления. Непрерывность действий, притом, что внимание «оттягивается» на внешний объект, способствует подключению к управлению ими интуитивных чувств.

«Я вам немного помог. Сейчас вы снова приобрели ритм и немного успокоились», – прокомментировал задание Учитель.

Выполнение всей техники на один счет, как это было в примере выше, возможно на уровне «уверенного исполнителя», овладевшего общей формой движения. На самом начальном этапе обучения, способом помогающим разучивать и сводить в одно целое последовательность движений, составляющих технику, может стать выполнение действий под собственный ритмичный счет (в особо трудных случаях даже вслух). Отвлечение внимания на счет своих действий, оказывая расслабляющее действие, подобное тому, которое оказывает концентрация на «командах из вне», к тому же не позволяет пропустить контрольные точки формы движения, обозначенные инструктором.

Использование возможностей счета и ритма в поиске особого ментального состояния можно увидеть и в других методических приемах практики айкидо Жерара сенсея. Их использование в базовой подготовке закладывает основание для возможности перехода по цепи усложнения учебных задач на более высокие уровни технического совершенствования, раскрывающие особенности целей практики айкидо. Так, объясняя проявление силы притягивания (входящей в число основных целей практики айкидо) способностью начинать действия первым, Учитель подчеркивает, что ее приобретению и развитию служит выполнение техник по четыре раза подряд каждым партнером. Только в редких случаях, для создания особых условий учебной ситуации, мы делам техники с разрывом, то есть по одному разу.

Тренируясь таким образом, повторяя техники по четыре раза, без остановок, пауз и разрывов, можно изучать многие вещи, составляющие структуру техники боевого искусства, как и физические, так и ментальные, и, что еще более важно, учиться объединению их единое целое. Сосредоточение внимания на ритме движений способствует не только согласованию между собой внутренней и внешней координации механических жестов и перемещений, но и соединению с ними дыхания и визуальных представлений. Этот процесс координирования психологических и физический явлений, составляющих технику, еще называют поиском волны. «Здесь должна быть создана волна! Бросаете не вы, бросает волна!» – разъясняет Жерар сенсей причины необычайной легкости и мощности своих движений.

Поиск волны и подчинение действий, составляющих технический прием, ритму волны становиться средством для овладения способностью начинать технику первым. Условие «начинать технику первым» является первой отличительной особенностью изучения айкидо, делающей тренировки базового уровня настоящей практикой искусства Мастера Морихея Уесибы! Внешнее проявление этого качества позволяет делать выводы о том, что в своем обучении ученик вышел на уровень, на котором он работает не только над изучением механики техник, но и над совершенствованием ее ментальной составляющей.

Методическое требование «начинать технику первым» исходит из комплекса основных задач практики айкидо. Если в традиционных видах боевых искусств нападающего человека уничтожают, то в айкидо его притягивают и ведут!

«Изучая айкидо, мы учимся вести человека! – комментирует Жерар сенсей слова Основателя о том, что «… начиная технику первым и правильно ведя партнера, его притягивают!..»

Ж.Блез, учебный семинар по айкидо, Санкт-Петербург, июнь 2004г.

Выделю еще раз: начиная первым, учимся вести партнера!

Чтобы человека вести, то есть управлять им – заставлять его поступать необходимым образом – нужно начинать действовать первым! Процесс управления будет иметь место во взаимодействии только в том случае, если действия партнера будут продолжением моих действий, ответом на мои техники. Потому что иначе все его действия станут для другого человека непредсказуемыми и неуправляемыми. Даже будучи продолжением «сверхбыстрого» экстрасенсорного восприятия, техники все равно остаются ответными действиями на атаку партнера. В этих действиях нет ведения! А это уже действия защиты, и такие техники не могут быть техниками айкидо! В айкидо нет защиты! Ответ на атаку, пусть даже своевременный, не имеет ничего общего с искусством Основателя айкидо!

В одном из интервью с Основателем айкидо, опубликованном К. Уэсиба в работе «Айкидо» (Токио: Ковадо, 1957, с. 198-219), на уточняющий вопрос журналистов о том, что «… айки есть и в дзюдо? Так как в дзюдо мы синхронизируем себя с ритмом своего противника. Если он тянет, мы толкаем, если он толкает, мы тянем. Мы двигаем его в соответствии с этим принципом и выводим его из равновесия, и тогда применяем свою технику!», О-сенсей, ответил:

«В Айкидо атаки нет вообще. Атаковать – означает, что дух уже потерян. Мы придерживаемся принципа абсолютного непротиводействия, т.е. мы не препятствуем атакующему. Таким образом, в Айкидо нет противника. Победа в Айкидо – это масакацу и агацу, т.к. вы одерживаете победу надо всем в соответствии с миссией неба, вы обладаете абсолютной силой».

Заметьте, как те же самые по механической структуре действия перестают быть техниками айкидо, как только меняется ментальное к ним отношение!

«Нужно все изменить в тренировке. Не начинают, будучи схваченным партнером. Ведя партнера «его вдыхают» (притягивают). Это и есть Айкидо. Айкидо – это тренировка притягательной силы». («Aikido Magazine», №40, 1988, стр.11).

Ж. Блез, «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», 1994г.

В техниках защиты сознание людей занято поиском ответа на атаку партнера. Такое сознание оперирует понятиями времени и быстроты реагирования, оно лимитировано скоростью восприятия и выбора ответных действий. Однако «надеяться на скорость», «тренировать скорость», «соревноваться в скорости» и другие подобные установки неприемлемы к айкидо.

Для человека, начинающего технику первым и ведущего своего партнера, не существует вопроса быстроты реагирования. Состояние сознание, в котором нет атаки и защиты, выводит его за рамки времени!

«Если враг меня атакует с очень быстрой техникой, я не побежден, так как моя техника более быстрая, чем его. Это не вопрос быстроты. Результат боя уже решен. То, что враг пытается меня атаковать, меня, который есть Вселенная, показывает, что он сейчас нарушит гармонию Вселенной. Однако момент, когда он хочет меня атаковать, уже потерян в этом действии, потому что долготы времени и вопроса быстроты не существует».

«В Айкидо нет ни пространства, ни времени, есть только Вселенная и это называется KATSU HAYABI (катсу хаяби)». («Takemusu Aiki», стр.13).

Ж. Блез, «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», 1994г.

Понять, что значит «начинать технику первым» и действительно первым начинать выполнять ее в работе с партнером достаточно трудно, особенно в ореоле представления айкидо как сугубо оборонительного искусства.

В одной из своих книг Жерар сенсей приводит слова Основателя айкидо, заставляющие обратить внимание на изучение принципа «начинать первым» в построении отношений с людьми и партнерами по тренировке, и несколько раскрывающие его значение:

«… людей с одной стороны ведут, с другой гармонизируют. Если ваш противник хочет стрелять, это вы сначала вызываете это желание стрелять. Если хорошо практикуют техники перед действием противника, то это как бы удовлетворяют недостаток соперника. Это вы сначала именно открываете неудовлетворение вашего противника, и вы начинаете технику. Можно сказать, что путь Айкидо открывает это неудовлетворение другого человека.» («Aikido Shinzui», стр.98).

Ж. Блез, «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», 1994г.

Изучение волны и ритма техник айкидо, является одним из методических приемов, позволяющих на практике учиться начинать первым и вести партнера. Не позволяя останавливаться между техниками, самым естественным образом помогая ученику каждый следующий раз начинать выполнять технику первым, волна и ритм превращает практику физических движений в средство поиска состояния О-сенсея, в котором нет идеи защиты и проблемы быстроты реагирования на действия партнера!

«Айкидо создано, чтобы кого-то вести, а не для того чтобы кого-то бросать, и ломать! Не для того чтобы делать технику просто саму по себе, а именно для того, чтобы учится притягивать и вести! Если у вас есть вот это все в голове, значит, вы всегда будете правильно идти в направлении поиска, а дальше у вас все будет получаться в силу расширения вашего опыта!»

Ж. Блез, мастер-класс по айкидо, г. Новосибирск, октябрь 2006г.


Волна присутствует во всех техниках айкидо, даже очень коротких и внешне безамплитудных. В ее создании участвуют центры, находящиеся в животе и в груди.

Изучение волны и ее ритмов начинается с их механических проявлений и лучше всего это делать на техниках, в которых циклы волны повторяется несколько раз. Например, на такой, как сувари ваза, шомен-учи – никке, омоте, фото 1. На этом коллаже красной линией отмечено волновое движение центра, расположенного в животе.

Фото 1.

Ритм волны может иметь место как в вертикальной плоскости, как это было показано на фото 1, так и в горизонтальной. Опять же и такую его разновидность легче увидеть и изучить на техниках, с повторяющейся волной, подобной технике ханми хан тачи ваза катате тори – кокью-наге, омоте, фото 2.

Фото 2.

На фото 2 красной линией отмечено волновое движение в вертикальной плоскости центра, находящегося в груди, синей линией – его же перемещения в горизонтальной плоскости.

Интересно, что волновые колебания в техниках совершает не только положение центров в пространстве, но и их направление – хара. На технике кокью-наге, на фото 2, можно заметить, что и направления центра движется по сложной траектории, одновременно и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях.

По сути, изучая свойства волны и обучаясь создавать ее в техниках, ученик формирует и развивает свои энергетические центры.


Comments (0)

Оставьте мнение: