Апр 08 2011

Практические способы углубления расслабления: Медленные, плавные, амплитудные, без разрывов движения

Category: ДневникЕвгений @ 14:09

Можно заметить, как рост уровня технического совершенствования в айкидо сопровождается процессом «экономизации» внешних, механических действий. С накоплением опыта практики техники в исполнении ученика становятся боле точными, из них вымываются ненужные, не имеющие отношения к эффективности действия. Его движения становятся внешне менее выраженными, в сравнении с размашистыми жестами недавно приступившего к тренировкам человека.

Действия мастера еще более лаконичны, порою даже незаметны, и поражают отсутствием видимых причин для того, чтобы нападающие уке, словно мячики, отскакивали от него и разлетались в разные стороны. Вот уж где действительно – из физических движений изъято все лишнее!

Неверным будет считать, что в это время мастер «сидит и ничего не делает». Благодаря способности, приобретенной в течение долгой практики, выполняемая им работа осуществляется на невидимом для зрительного восприятия уровне.

Это та самая, очень сложная ступень технического совершенствования, к которой стремятся в изучении айкидо, и которую невозможно освоить простым механическим копированием движений мастеров. К тому же и повторять-то как будто нечего! Однако, если пойти в направлении обратному, представленному выше «мистическому» качеству, то плавные, амплитудные, выполняемые без разрывов (остановок) физические движения, составляющие технические приемы, становятся хорошим условием для скорейшего разучивания механической базы техник и перехода к изучению аспектов следующего уровня технического совершенствования.

Медленная и плавная манера выполнения движений, предоставляя возможность ученику вспомнить последовательность действий «по ходу выполнения» техники, оказывает успокаивающее воздействие на его ум уверенностью в своей способности без ошибок воспроизвести заданное движение. Она же, расширяет временной период для того, чтобы он успел выполнить необходимые физические манипуляции. К тому же искусственно затянутая продолжительность выполнения техники, не позволяет ученику в течение всего ее выполнения удерживать высокое мышечное напряжение, всегда присутствующее в начинающем ученике вследствие повышенного фона эмоционального возбуждения. Ученик попросту устает долго держать себя напряженным, и вследствие этого вынужден прибегать к расслаблению.

Размашистая неуклюжесть жестов имеет место в техниках начинающего ученика обычно вследствие того, что они выполняются с концентрацией внимания на конечностях тела, без участия в движениях центра. Повышение уровня мастерства, вместе с другими факторами, определяется развитием способности переносить концентрацию внимания с конечностей на танден. Поэтому важно, чтобы широкая амплитуда движений частей тела в техниках начального периода обучения присутствовала не сама по себе, а как следствие широкой амплитуды перемещений нижнего центра.

«Движение должно делать ваше тело, а не рука! Поэтому сейчас быстро делать технику не надо! Эти упражнения, благодаря тому, что они выполняются медленно, учат нас двигаться всем телом!»Ж. Блез, мастер-класс, г. Новосибирск, 2005г. 

Плавные, широко амплитудные движения позволяют почувствовать ритм действий в каждой! технике. Сознательное воспроизведение этого ритма, ритмичное выполнение техники, порождает своего рода волну. Роль и свойства «волны» в техниках айкидо требуют отдельного рассмотрения. Сейчас будет достаточным указать на то, что когда волна проявляет себя в технике, партнер теряет устойчивость без приложения к нему больших физических усилий. После замечаний Жерара сенсей о том, что «… бросаете не вы, бросает волна …», «… в техниках, которые О-сенсей делал уже в конце своей жизни не было никакой силы, но была волна, которая идет прямо …», выполнять широкую амплитуду движений для поиска волны становиться необходимым и интересным.

Отмечу, что Жерар сенсей применяет подобный характер работы не только при изучении базовых форм техник, но и при проведении мастер-классов для решения более сложных задач практики. Медленное выполнение техник на продвинутом уровне позволяет ученикам не только контролировать выполнение физических действий, но и успевать выполнять сопровождающие их концентрации и визуализации, то есть действия, выходящие за пределы механической работы, относящиеся к средствам поиска и создания нужного психофизического состояния.

Особая ценность представляемого методического приема состоит в том, что безостановочно перетекающая плавность действий является хорошим условием для развития в ученике важной в практике айкидо способности выполнять техники и их составные части без предварительной умственной подготовки, спонтанно, и в то же время адекватно реагировать на возможные изменения, возникающие во взаимодействии партнеров.

«Всегда имеется представление, что сначала нужно приготовится, а потом двигаться! Поэтому, чтобы научится двигаться сразу без подготовки одним движением, надо делать медленно!»

Обращаясь к ученикам на мастер-классе Жерар сенсей как-то заметил:

«Нужно чтобы у вас сложилась ясность: иногда полезно что-то поделать быстро, люди получают от этого удовольствие! Невозможно всегда учится именно так, как мы делаем сейчас, иногда надо дать людям подвигаться! Но сейчас учитесь вы, и главная работа начинается даже после сделанной техники! Надо воспользоваться семинаром, чтобы все это изучить!»


Comments (0)

Оставьте мнение: