Апр 03 2011

Практические способы углубления расслабления: Простые техники

Category: ДневникЕвгений @ 11:28

Очень часто я сталкиваюсь и теперь уже не удивляюсь тому, что многие начинающие занятия айкидо молодые люди, умные и здоровые, с трудом способны повторить, казалось бы, совсем несложные техники, предлагаемые им для изучения.

Психологическое напряжение, вызываемое необходимостью отслеживать, пусть даже в учебной ситуации, большое количество параметров собственных действий и еще при этом контролировать действия нападающего человека, может быть настолько обременительным, что начинающий ученик, порой становится неспособным даже сдвинуться с места.

В качестве практического способа, снижающего психологическое напряжение и облегчающего изучение айкидо, может послужить использование в тренировках наиболее простых в механическом отношении техник.

Под простыми техниками я имею в виду базовые формы техник, содержащие минимальные требования по организации действий в боевой ситуации и выполняемые против наиболее простых атак, в первую очередь таких как «катате тори», «шомен-учи» и «екомен-учи». Изучение этих техник в положении на коленях, еще более снижая количество факторов, подлежащих контролю, является дополнительным средством снижающим сложность учебной ситуации.

Такой взгляд, конечно, может противоречить желанию начинающих учеников, перескочить через период скучных своей простотой захватов за запястье и не имеющих смысла передвижений на коленях, и поскорее приступить к «настоящей работе» – к изучению тех самых невероятных приемов и хитроумных комбинаций, увиденных ими в исполнении мастеров в видеоролике или показательных выступлениях, заставивших их неподдельно удивиться и надеть тренировочную форму.

Вместе с тем, понимание и правильное отношение к «принципу простых действий» определяет далеко идущие последствия в практике айкидо. Внешнее упрощение движений, не делает их менее слабыми, а работу по их освоению менее интересной.

Можно заметить, что простота механических действий является, например, в отличие от китайских, своего рода визитной карточкой японских боевых искусств. Обратите внимание, как приводящие к невероятным результатам, до скупости экономны движения мастеров айкидо и уж тем более техники О-сенсея! Ирими, тенкан – и все! И вместе с тем, насколько они эффективны!

Снижая общую ментальную нагрузку на ученика простота механики содействует раскрепощению его физических движений. В начальном периоде занятий это условие, позволяя ученику начать хоть как-то двигаться и выполнять технику, создает предпосылки для накопления им определенного двигательного опыта, обретения уверенности в своих силах и в возможностях изучаемого действия.

На следующем этапе занятий простота физических действий, уменьшая «затраты» на контроль за соблюдением внутренней согласованности движений (главной задачи базового уровня технического совершенствования), позволяет ученику освобожденное внимание направлять на решение задачи следующего уровня тренировки – на отработку внешней согласованности своих действий (ведение).

В дальнейшей практике, использование «принципа простых действий» позволит ученику направлять и концентрировать «свободное» внимание на выполнении внутренней работы – на аспектах действий техник айкидо, не связанных с кинематикой, о существовании которых в начале своих занятий он и не подозревает (притягивание).

Ориентир на акробатическую сложность способен увлечь внешней картинкой и оригинальностью логики действий, однако делает техники боевого искусства лишь ловкими фокусами и уводит занятия айкидо от поиска глубинного смысла, наполняющего физические движения.

Можно заметить, что простота движений айкидо происходит из прикладных исторических корней боевого искусства. В реальной битве, воину, окруженному большим количеством врагов, некогда было проводить «разведку боем» для выяснения уровня подготовки, находящегося перед ним в данный момент противника, и разрабатывать сложные тактические ходы своих действий. Чтобы выжить среди большого количества участников сражения его действия, должны были быть очень простыми и очень эффективными.

Яркое представление об этом практическом качестве настоящих боевых техник можно составить на контрасте от их сравнения с постановочными трюками из кинобоевиков. Ставшая модным режиссерским ходом демонстрация вместе с заключительными титрами неудавшихся дублей, по сути, лишь подчеркивает, насколько неэффективны в реалиях жизни «боевые приемы», включенные в фильм после многочисленных пересъемок. Нелогично использовать в бою «не на жизнь, а на смерть» технику, получающуюся один раз из ста. У воина, в отличие от артиста, или каскадера, нет шанса на повторный дубль.

Хорошо, что есть Учитель, не устающий повторять, что простые на первый взгляд жесты и перемещения позволяют нашему телу пережить опыт, ведущий к пониманию того, о чем говорил и чему учил Основатель айкидо!


Comments (0)

Оставьте мнение: