Май 10 2011

Практические способы углубления расслабления: Изучение масакацу бо-дзюцу

Category: ДневникЕвгений @ 10:30

Мне представляется особенно интересным, что рассмотрение вопроса о практике масакацу бо-дзюцу дает повод еще раз уточнить главные цели и средства в изучении айкидо и увидеть, как обращение к предназначению этого уникального боевого искусства способно разрешать многие методические проблемы его практики. Например, в отношении непростого вопроса об использовании оружия в преподавании айкидо, на мой взгляд, имеющего самую тесную связь с темой «поиска психофизического состояния расслабления».

Насколько мне известно, обсуждение вопроса о применении оружия в преподавании айкидо имеет давнюю историю. В результате затянувшегося спора сформировалось два противоположных мнения. Доказательства непримиримых сторон являются для них самих настолько очевидными и вескими, что, по мнению Стенли Пранина:

«… Никогда не будет существовать удовлетворительного ответа на вопрос относительно оружия и айкидо, который был бы одинаково убедительным для всех».

С. Пранин, «Айкидо и оружие. Последнее слово?», 1996г.

(*** Стенли Пранин, редактор журнала Aiki Journal и известный историк айкидо, активно поддерживающий на страницах своего издания полемику по вопросу о применении оружия в преподавании айкидо).

Представители одного полюса этой проблемы считают, что в исторической последовательности развития боевых искусств «кен-дзюцу – дзю-дзюцу – дзюдо – айкидо», объединенной направлением смягчения жестокости техник и повышения моральной ответственности за причинение вреда, использование оружие в айкидо будет являться шагом назад. Другие, справедливо обращают внимание на то, что искусство меча было долговременной страстью О-сенсея и, со ссылкой на тождественность техник айкидо ударам и движениям вхождения с мечом, на принятую в айкидо терминологию кен-дзюцу и, конечно же, на показательные демонстрации Основателя, утверждают, что результаты его экспериментов с кеном и дзё самым естественным образом вошли составной частью в созданное им искусство.

Мне в этом противостоянии особенно забавно то, что даже сторона, стоящая за оружие, не отказывается от своих доводов, зная об официальном запрете О-сенсея на его использование.

(*** С.Пранин представляет запрет Основателя на практику кен и дзё в Айкикай Хомбу Додзё как исторический факт, опираясь на официально опубликованные комментарии Додзё-тё Моритэру Уэсибы и сихана Масатакэ Фудзиты. Правда, он настаивает на том, что этот запрет не распространялся на Сайто Морихиро сенсея.)

Складывается впечатление, будто Морихей Уесиба, запретив использование оружия в изучении айкидо, совсем не объяснил причин своего поступка и это служит основанием тому, что спорящие стороны в выяснении «почему Основатель айкидо так поступил?» за окончательные аргументы принимают свои личные домыслы.

Мой опыт изучения айкидо показывает, что ключом к разрешению самых сложных и противоречивых проблем, возникающих в его практике, является отношение к айкидо как духовному посланию и рассмотрение проблемных вопросов через призму целей этого послания. Послания из Мира Духа, раскрывающему возможности и способы наполнения человеком своих действий Силой Гармонии Космоса, переданному нам через просветленного Мастера будо и воплощенному в целях, принципах и техниках созданного им нового боевого искусства.

Несмотря на то, что объяснения смысла этого послания занимает страницы многих томов, благодаря Жерару сенсею, для меня он может быть свернут до нескольких основных тезисов. Эти тезисы выходят из одной идеи и по смысловому содержанию равны друг другу. Среди них нет главных, между всеми ними можно поставить знак равенства. Каждый из них содержит в себе все остальные. Как я вижу, они не противоречат положениям практики Пути и учения О-сенсея и потому могут быть применены в выборе методов изучения айкидо и разрешении, возникающих при этом различных спорных вопросов.

• Цель практики айкидо – повторение способностей О-сенсея.

• Источник силы и способностей О-сенсея – состояние сознания, объединенного с Мировым Сознанием.

• Направление практики айкидо – поиск состояния сознания Основателя айкидо.

• Методы практики – способы тренировки, направленные на углубления объединяющего состояние сознания.

• Средства практики – техники айкидо – двухкомпонентные системы, состоящие из механических действий и ментального состояния.

• Ментальная составляющая техник айкидо – содержит в себе цели практики, в т.ч. достижение объединяющего состоянию сознания О-сенсея и характеризуется качеством «не иметь ничего против партнера».

• Глубина объединяющего состояния сознания «измеряется» величиной силы притягивания и проявляется в уровне эффективности выполнения техник айкидо.

Взгляд на проблему использования оружия в преподавании айкидо с точки зрения предлагаемого прочтения смысла духовного послания, заложенного в айкидо, это взгляд на нее из-за пределов круга спорящих. Он позволяет мне увидеть в характере возражений, отсутствие понимания двухкомпонентного состава техник боевых искусств, производного влияние ментального состояния человека, в котором они выполняются, на механическую структуру движений и отличий содержания ментальной части техник айкидо от техник других боевых искусств. Совсем забыв об основном объединяющем принципе айкидо, одна сторона спорщиков однобоко доказывают свою правоту сугубо по техническим основаниям, вторая – по философским, причем очень формально.

Те, кто против использования оружия, переполнены идеями морали и защиты. Однако их мораль не в полной мере объединена с техниками. Их философия выбирает наиболее мягкие техники из уже существующего общего ряда техник боевых искусств, не меняя и не создавая нового их содержания! Их техники являются техниками защиты, техниками ответа на атаку, и остаются все такими же уничтожающими и разрушающими. В столкновении с такими же разрушающими, но более сильными техниками, они не способны им противостоять. Противники оружия не видят в техниках с оружием, которые демонстрировал О-сенсей, объединяющие – создающие новое отношение – техники айкидо.

Разве не об этом одна из лекций Основателя, приведенная и в книгах М.Саотомэ «Айкидо и гармония в природе» и Ж. Блеза – «Айкидо: Поиск верного движения».

«… Хотя существует много философов и религиозных деятелей, которые и по сей день, говорят истину, существует мало людей, которые их слушают. Кроме того, среди них есть такие, кто противостоят этим философам и священника. Они борются с мудрецами военной, разрушающей силой и побеждают. Но почему?! Потому, что философы и священники до сих пор выражают себя только словом и пренебрегают основными принципами.

Чтобы дух сердца был в гармонии с деятельностью вселенной, нужно, чтобы слова, которые служат для выражения духа сердца, были в гармонии с деятельностью вселенной. Чтобы эти слова были в гармонии с деятельностью вселенной необходимо, чтобы деятельность тела была в гармонии с этими словами.

Лично я достиг скрытого секретного духа через тренировку тела боевыми искусствами. Я очень хорошо понял, что нужна гармония между духом сердца, телом и Ки, которое объединяет предыдущие два. Кроме того, надо, чтобы эти три элемента были в гармонии с деятельностью вселенной. В первый раз я понял сущность вселенной посредством Будо …»

Ж. Блез, «Речи и статьи Основателя по практике айкидо», 1994г.

Сторонники оружия, употребляя как прикрытие слова айки-кен и айки-дзё, не осознают их полного смысла, видят в них лишь механическую часть техники и не видят айки! Для них техники айкидо, это те же колющие, рубящие удары оружием по врагу и блоки таких же ударов противника, это зоны поражения, уход с линии атаки, сохранение баланса и выведение из равновесия, использование для защиты энергии нападающего и другие сочетания противоположных явлений.

Исходя из приведенных выше тезисов духовного послания, высказанного в форме айкидо, условно, структуру техник японских искусств можно представить так, как она изображена на рисунке 1.

Рисунок 1.

Отличия в целях практики традиционных видов будо и айкидо позволяют изобразить их имеющими противоположные значения в ментальной части, рисунок 2.

Рисунок 2.

Ориентированная на достижение объединения сознания человека с Космическим Разумом, через поиск состояния сознания О-сенсея, ментальная составляющая техник айкидо обозначена на этом рисунке общепринятым символом объединения – знаком «+» (2б). Направленность техник традиционных боевых искусств, на овладение способами уничтожения врага позволяют их ментальное содержание обозначить знаком «–» (2а).

Противоположное значение метальной части техник с оружием (а все они принадлежат к традиционным видам будо) и та сила, с которой логика движений с оружием воздействует на сознание человека, все его действия и поступки направляют против партнера. Результат практики техник с оружием совершенно противоположен цели поиска объединяющего состояния сознания, поиску состояния Основателя айкидо. Такую тренировку нельзя считать практикой айкидо.

«… Во многих местах с айкидо происходи именно это! О-сенсей там уже никому не нужен! – говорит Жерар сенсей. – Люди больше не притягивают, а угрожают!».

Ментальная составляющая техник с оружием, как локомотив, ведет прицепленные к нему вагоны с механической структурой техник в направлении противоположном целям практики айкидо (рисунок 3).

Рисунок 3.

Можно сказать, что «другие» цели и средства, отличные от традиционного будо, делают айкидо новым видом боевого искусства! По моему мнению, именно эти, более глубокие, обстоятельства являются основными причинами запрета на использование оружия в преподавании айкидо.

Даже подумалось, что О-сенсей, заранее предвидя неверное понимание его объяснений «божественного происхождения техник айкидо», специально воспользовался силой своего авторитета, направляя ее на то, чтобы в трудностях перепутий не позволить потерять истинные цели практики его искусства тем, кто пойдет за ним.

В собственном изучении айкидо и преподавании его ученикам Жерар сенсей использует тренировки с оружием. В свои повседневные и семинарские занятия сенсей в обязательном порядке включает упражнения в основном с шестом бо, реже, для демонстраций или тестовых испытаний – с боккеном. Однако, подчеркивая неоднозначное действие техник с оружием на ментальное состояние человека их практикующего, он демонстрирует особый подход в выборе методов его применения. Поэтому его тренировки с оружием, внешне воспринимающиеся как нарушение запрета, не теряют направленности к основным целям практики айкидо, и вместе с тай-дзюцу (техниками без оружия) служат средством углубления объединяющего состояния сознания.

Как уже было отмечено, за исключением небольшого количества особых случаев, его занятия с оружием ограничиваются отработкой четырех ката масакацу бо-дзюцу и, в последние несколько лет, со старшими учениками, – изучением кагура май.

(*** Масакацу бо-дзюцу – один из видов японского искусства ведения боя с использованием палки длинной от пола до кончика носа стоящего человека, создано самим Основателем айкидо. В настоящее время является составной частью практики в некоторых школах айкидо.

*** «Кагура май – танец богов, который они исполняют на мосту, плывущем по небу. Выполняемый с копьем, он символизирует работу созидательной энергии Вселенной. Он изображает божественное вдохновение Кодзики, легенд японской мифологии об источнике (начале). Это – научные законы Вселенной, представленные с помощью бу». Записано со слов Основателя айкидо, Айки Дошу Киссёмару Уэсиба, http://kyokushinkaism.narod.ru/mlife/aikido3.htm).

Отличительная особенность масакацу бо-дзюцу состоит в том, что изучение и отработка в них технических приемов с оружием происходит в процессе изучения ката – одиночном выполнении формализованных связок боевых приемов, без вступления в противоборство с партнером, или по-другому, в отработке действий с воображаемым партнером.

«… В бо О-сенсея все техники выполняются без партнера, вдвоем в парах не работают никогда. Эту работу в парах создали уже после Основателя другие люди …», – отмечает Жерар сенсей.

Отсутствие в упражнении противодействующего партнера является важнейшим условием, позволяющим направить огромные знания и возможности, содержащиеся в техниках традиционных боевых искусств с оружием, на достижение целей практики айкидо.

В отличие от парных техник – кумитачи, практика ката масакацу бо-дзюцу, вследствие уменьшения сложности учебной задачи способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения ученика и создает условия для освоения им точности механики движений. В ката масакацу бо-дзюцу очень много точек контроля за правильным выполнением движений: палка не там и не там, а вот здесь; палка двигается не сюда и не сюда, а именно сюда! Эта работа учит правильно, свободно и как единое целое перемещаться во всех направлениях, поворачиваться на пятках, и при этом сохранять положение ног; изучать волну, которая присутствует в техниках тай-дзюцу и многое другое. Все это очень конкретно и точно описано и помогает изучению и наработке действий, которые трудно отработать в техниках без оружия.

Однако наиболее важный нюанс ката масакацу бо-дзюцу, позволяющий использовать упражнения с оружием в практике айкидо, состоит в другом. Отсутствие необходимости немедленно реагировать на действия партнера позволяет сосредотачиваться на аспектах внутренней работы – на концентрациях и визуализациях, на притягивании и ведении партнера. На тех особенностях техник айкидо, изучение которых затруднительно, не то что под угрозой удара, но даже и в спокойной обстановке. Именно это позволяет рассматривать масакацу бо-дзюцу как модель работы с идеальным партнером, позволяющим начинать действия первым и вести его!

Концентрация на внутренней работе позволяет рассматривать масакацу бо-дзюцу как способ тренировки, предоставляющий возможность для поиска ментального состояния, необходимого для выполнения полноценных техник айкидо, без которого правильно выполненные жесты и перемещения будут оставаться традиционными техниками разрушения и уничтожения!

В практике масакацу бо-дзюцу, как и в любой другой работе есть свои «подводные камни».

«… Оружие очень опасная штука, потому, что очень сильно вас деформирует! – предупреждает мастер пятого дана масакацу бо-дзюцу и 7 дана дзе-до(шиндо муссо). – Если в работе с оружием вы делаете маленькую ошибку, она влечет за собой еще большую! Техника без оружия будет в два раза более неправильной!..»

Поэтому изучать ката с бо лучше под руководством опытного инструктора.

Отношение к цели практики айкидо (как к поиску состояния О-сенсея) и техникам айкидо (как к сложному психофизическому инструменту для ведения этого поиска) позволяет прийти к еще одному мнению, несхожему ни с одним из мнений спорящих сторон в вопросе применения оружие в айкидо.

Техники айки-кен (которые демонстрировал Основатель, и о которых говорят сторонники банального переноса движений с мечом в техники айкидо) делает техниками айкидо не их похожесть на движения с мечом! Не механика! А их ментальное наполнение – дух айки. Состояние, ставшее итогом духовных поисков Основателя айкидо! Это еще раз дает основание утверждать, что техники айки-кен – это не способ тренировки, а результат поиска и практики айки. Сначала ай-ки и только потом айки-кен!

В противовес противникам оружия можно заявить, что в искусстве О-сенсея меч может быть моральным и не уничтожающим. Жерар сенсей, на расстоянии в несколько шагов, опускает на меня бокен, и я падаю, оставаясь обездвиженным и неповрежденным. Вот чему хочется научиться!..

Если мы хотим приобрести способности О-сенсея, мы должны сначала научиться входить в его состояние сознания. Именно это сознание будет делать техники, и без оружия, и с оружием, техниками айкидо. По мнению человека, создавшего айкидо, прийти к этому состоянию через логику использования инструмента разрушения и уничтожения, невозможно.


Представьте человека, который долго шел по незнакомым улицам, попал в тупик, а затем долго выбирался обратно. Что он может посоветовать другому прохожему, который спеша по своим делам и, желая сократить путь, свернул на дорогу, не имеющую выхода?!


Comments (0)

Оставьте мнение: